Урок русского языка в 1 классе по теме «Заглавная буква в словах»
(УМК «Школа России»)
Тема урока: «Заглавная буква в словах». (1-ый урок)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.
Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», электронное приложение к учебнику (1CD), карточки для работы в группах, аудиозапись «Звуки моря», иллюстрации о Москве, офтальмотренажер.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при решении нестандартных заданий.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Пусть каждый лучик согреет вашу душу и придаст вам силы и уверенности в познавании нового. А теперь вперед – за дело.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Подготовка к работе на основном этапе.
1.Минутки чистописания.
Пальчиковая разминка «Зайка».
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
Для чего нужно выполнить это задание? (ответы детей).
— Повторим правила при письме.
(ответы детей)
— Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:
Октябрь – осень
Январь – зима
Март — ?
Август — лето
( март – весна, пишем букву «в»)
— Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)
— Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки.
— Какое задание можно предложить, используя эту букву? (составить слоги, слова)
— Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у».
III. Усвоение новых знаний и способов действий
(на доске записаны слова)
кошка, собака, корова, Буренка
человек, Виктория, учитель, строитель
— Найдите лишнее слово в каждой строке. (Буренка, Виктория)
— Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
— Назовите тему урока.
— Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?
— Я предлагаю план работы, а ваше мнение?
(на доске выстраивается план урока символами)
IV. Реализация построенного проекта.
1. Работа по учебнику.
Упр. 1 (с. 122)
— С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением?
(чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)
— Прочитайте группы слов.
— Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы?
— Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?
— Проверим, верно ли вы сформулировали правило.
(видеоматериал по теме урока, слайд «Анимация»)
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
(ученики, выполнившие задание, читают страничку для любознательных о происхождении названий городов)
— Что вы узнали, посетив страничку для любознательных?
— Нужна ли нам эта информация и для чего?
— Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?
(дети называют слова и эти слова появляются на доске)
2. Словарная работа.
— Назовите главный город нашей страны.
— Что вы знаете о Москве? Расскажите.
(ответы детей)
Ученик (рассказ с показом иллюстраций). Москва – не простой город, это столица нашей Родины. Столица – это значит главный город нашей страны. Нашему городу много лет. В самом центре города Красная площадь. Издавна слово «красная» означало – красивая. На Красной площади находится Кремль. В Кремле работает Президент нашей страны. На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Через весь город протекает река, которая называется Москва-река.
(Видеоматериал по теме урока, слайд «Словарное слово»)
— Почему это слово написано с заглавной буквы?
— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите опасное место.
— Придумайте предложение с этим словом.
3.Физкультминутка. Минутка релаксации.
— Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись плеска волн и крика чаек.)
— Вы на лодке, ярко светит солнышко. Плещут волны, слышны тихие крики чаек. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
V. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику.
Упр. 2 (стр. 123). Работа в паре.
— Прочитайте. Обсудите задание в парах.
— Как одним словом назвать все, что записано? (имена)
— Почему иногда называют Катя, а иногда – Екатерина?
— Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?
— Назовите пары слов, какие у вас получились.
2. Работа в тетради.
Упр. 75 (стр. 60). Самостоятельная работа.
-Выполните задание в тетради.
(один ученик выполняет упражнение из рабочей тетради на компьютере)
— Напишите свое полное и сокращенное имя.
— Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?
— Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?
3. Продолжение работы по учебнику.
Упр. 4 (стр. 124)
— Между живущих людей безымянным никто не бывает.
Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный дар получает. (Гомер)
(беседа о значимости и уважительном отношении к своему имени)
— А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?
— Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, еврейского, скандинавского и других. Каждому из вас я дарю карточку, на которой написано ваше имя и что оно означает.
— Итак, у каждого из вас есть имя. Мы его уже записали в тетради, а сейчас назовем ещё раз. Но не торопитесь. Прочитайте задание к упражнению 4.
— Что должны помнить, чтобы правильно выполнить упражнение?
— Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет? А как вы ласково называете своих близких?
— Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?
VI. Самостоятельная работа.
1. Соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
— У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? (фамилия, отчество)
— Напишите свое имя, отчество и фамилию.
Проверка.
— Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.
— В учебнике на странице 124 прочитайте рубрику «Обрати внимание!».
— К кому нужно обращаться по имени и отчеству и почему?
2. Физкультминутка (офтальмотренажер).
VII. Включение в систему знаний и повторение.
1. Работа в группах.
1 группа. Учебник – упр. 6, стр. 125
Ира Миша
2 группа. Татьяна Юрий Ирина Михаил
Ивановна Васильевич Юрьевна Юрьевич
Румянцева Румянцев Румянцева Румянцев
Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125
………………….Аня Витя
3 группа. Лариса Алексей Анна Виктор
Николаевна Андреевич Алексеевна Алексеевич
Захарова Захаров Захарова Захаров
Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125
Проверка.
— Выполнив это задание, сформулируйте вывод.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
— Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
На уроке я работал…
Материал урока мне был…
Мое настроение…
— Как вы думаете, знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?