Урок русского языка в 5 классе по теме
«Повторение и обобщение знаний в разделе «Фонетика».
Цели урока:
— образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме;
развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и делать выводы;
воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.
Ход урока:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Мы друг к другу повернемся
И, конечно, улыбнемся.
Пожелаю вам, друзья,
Я ни пуха, ни пера!
Ребята! Мы на протяжении многих уроков изучали раздел «Фонетика» и сегодня обобщим те знания и умения, которым вы научились. Мы отправляемся с вами в путешествие по планете знаний. Учёба – ваш главный труд. А раз вы будете трудиться, ваша работа будет оплачиваться — по накопительной системе будет пополняться ваша банковская карта: все полученные и заработанные баллы в конце урока вы обменяете на оценку. Итак, в путь.
Первый наш этап – «Учимся, играя»: необходимо повторить теоретические знания по теме: игра «Фонетическое лото». Говори мало, слушай много, а думай ещё больше!
( учащиеся выполняют задание, затем самопроверка и занесение баллов на карту).
Повторение – мать учения. Вспомним недавно изученную тему «Синтаксис и пунктуация» — работа с предложением:
Резные снежинки блестят на ветках деревьев.
— синтаксический разбор предложения
— «Огоньки»: орфограммы
— работа с сигнальными карточками: первый гласный звук в первом слове; 2 и 3 гласные звуки во втором слове; какие гласные буквы указывают на мягкость согласных в словах предложения; . (заполнять банковские карты)
Знания – сокровищница, но ключ к ней практика.
Следующий этап урока – «Учимся, творя и практикуясь».
Ребята! Вы получили задание – составить синквейн по теме. Давайте посмотрим, что получилось (высказали свои точки зрения).
Ребята! Сейчас приступим к практике. Выполним фонетический разбор слов: язык, речь, мысль, чтение.
(заполнять банковские карты).
А сейчас – разминка:
Из — за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели и на парты посмотрели.
Книга – книгой, а своим умом двигай – так отмечали наши предки, которые оставили для нас много пословиц и поговорок. Помните: умный в трудном деле не спешит.
Мы начинаем следующий этап – «Учимся, исследуя»: перед вами текст, с которым и будем сейчас работать.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Мы приняли в дар неслыханно богатый язык наших классиков.
Мы знаем многие народные истоки русского языка.
Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он этого заслуживает?
Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (Л.Н.Толстой).
Задания:
Прочитать текст. О чем он? Какова главная мысль текста?
Назовите слова из 1 и 2 предложения, в которых букв больше, чем звуков. ( русский, неслыханно, классиков)
Найдите в последнем предложении слова, в которых гласные буквы обозначают 2 звука. ( язык, яркий, колыбелью).
В 4 предложении укажите слова, в которых только твердые согласные. (мы, так, как, он, этого).
В 3 предложении найдите слова, в которых только звонкие согласные. (мы, знаем, многие, народные).
Мы закончили с вами изучение раздела «Фонетика». На улице – зима, 18 декабря. Скоро – Новый год. Я предлагаю вам нарядить нашу необычную ёлочку – «Ёлочку знаний». (уч-ся выбирают «шары»- знания и умения, которым они научились, и вешают на елку).
Итак, ваша работа на данном уроке завершена. Подсчитайте свои баллы на банковской карте и получите оценки за урок.
И на прощание я попрошу вас выполнить еще одно задание: постройтесь, пожалуйста, по алфавиту. Я вручаю вам небольшие подарки – шифровки. Жду результата. ( составляется фраза «Спасибо за урок!»).
Дорогие ребята! Мы с улыбкой и хорошим настроением начали урок; вы верили в себя, т.к. готовились к уроку, поэтому и получили хороший результат. Я желаю вам дальнейших успехов! И помните: учение – путь к умению!
Фонетическое лото.
Р, С, Б, Г | Согласные на конце слова | |
Е, И, Ы, А
| Правила произношения звуков и ударения в словах | Ч, Щ, Й |
Гласные под ударением
| Ж, Ш, Ц | Правильный, хороший почерк |
согласные | Слабая позиция | |
Гласные
| орфоэпия | Всегда мягкие согласные |
Сильная позиция
| Всегда твердые согласные | Каллиграфия |
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Мы приняли в дар неслыханно богатый язык наших классиков.
Мы знаем многие народные истоки русского языка.
Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он этого заслуживает?
Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (Л.Н.Толстой).
Задания:
1. Прочитать текст. О чем он? Какова главная мысль текста?
Назовите слова из 1 и 2 предложения, в которых букв больше, чем звуков.
Найдите в последнем предложении слова, в которых гласные буквы обозначают 2 звука.
В 4 предложении укажите слова, в которых только твердые согласные.
В 3 предложении найдите слова, в которых только звонкие согласные.
Умею выполнять
фонетический разбор. Знаю, какие бывают звуки.
Знаю сильные
и слабые позиции звуков. Умею составлять синквейн.
Знаю согласные,
которые только мягкие.
Умею характеризовать
согласные звуки.
Знаю согласные,
которые только твердые. Умею делить слова на слоги.
Знаю согласные,
которые только звонкие.
Умею определять основную
мысль текста.