Урок русского языка в 7 классе по теме: «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» с использованием программы «Системный анализ урока»

Департамент образования г. Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

средняя общеобразовательная школа №1743









Урок русского языка по теме:

«Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» с использованием программы «Системный анализ урока»

Класс 7

Учитель Янченко Татьяна Васильевна









Москва 2012 год

Аннотация.

Данный урок предназначен не только для учителей русского языка и литературы. Он направлен на тех, кто занимается «Системным анализом урока» — это завучи и председатели МО.

В основу критериев и уровневых показателей оценки обучающей деятельности учителя на уроке заложен минимальный набор принципиальных позиций деятельностно- компетентностного подхода на уроке, развития субъективной позиции ученика.

Школа работает в данном направлении недавно, поэтому решено было провести обучающий анализ урока по данной системе на примере урока русского языка в 7 классе.

В ходе урока я старалась направить деятельность учеников на возможные затруднения при прохождении тех или иных этапов урока, чтобы присутствующие на уроке председатели МО могли фиксировать этапы урока согласно определенному уровню, данному в карте анализа урока. (Приложение № 1)

Безусловно, большое значение здесь имеет знание алгоритма «Системного анализа урока» с четырьмя уровнями, который подробно анализируется в книге Скворцовой. Изучив его, учитель может дать урок на высоком педагогическом уровне.

















Тема урока: Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Цели урока: — формировать умение выбирать суффиксы действительных и страдательных причастий;

-продолжить отработку навыков написания гласных перед суффиксами причастий;

-продолжить работу по развитию речи учащихся с использованием различных видов причастий;

-развивать интерес и бережное отношение к языку.

Тип урока: обобщающее повторение по теме: «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени»

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки (приложение № 2)

Ход урока:

  1. Объявление темы и цели урока ( слайд № 1,2)

  2. Лингвистическая разминка – работа с интерактивной доской (слайд № 3)

Расстилающийся — причастие

Прикрываемый – прилагательное

  1. Взаимопроверка домашнего задания « по цепочке»

Используя схему, составленную дома, расскажите, какие формы причастий образуются от основы глагола настоящего времени.

Основа Причастия действительные -ущ, -ющ I спр.

настоящего настоящего -ащ, -ящ IIспр.

времени времени страдательные -ем, -ом I спр.

-им IIспр.

От указанных ниже глаголов образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени.

Образец: слушать – слушающий – слушаемый

Исполнять-

Озарить-

Поддержать-

Оберегать-

Запись в словарик:

Запомнить: Нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов: жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать.

Опираясь на II составленную схему, расскажите об образовании причастий прошедшего времени от основы инфинитива. Возникает необходимость вспомнить спряжение глаголов в связи с образованием действительных и страдательных причастий настоящего времени. Совместно с учащимися дополняем к целям урока повторение – спряжение глаголов.

Основа Причастия действительные -вш

инфинитива прошедшего -ш

времени страдательные -енн

-нн

От данных глаголов образуйте действительные и страдательные причастия прошедшего времени.

Образец: выкрасить – выкрасивший – выкрашенный

Расколоть –

Отложить –

Запереть –

Подарить –

Вывод (желательно вместе с учащимися)

Для написания гласной перед – вш в причастиях прошедшего времени необходимо знать, какая гласная пишется перед ть в неопределенной форме глагола и только перед нн гласная «и» меняется на «е».

Работа с интерактивной доской.

Синтаксическая разминка (слайд № 4)

Заменить действительные причастия страдательными настоящего времени

Командир, возглавляющий отряд

Ученик, ищущий нужную книгу

Тренер, воодушевляющий спортсмена

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и выбирая подходящие по смыслу действительные или страдательные причастия, отметьте границы причастных оборотов.

  1. Сосны хорошо р…стут на открытых местах (осв…щающий, освещаемый) солнцем.

  2. На (ор…шаюший, ор…шаемый) землях всегда получают высокие урожаи.

  3. Все больше и больше по…вляется хозяйств (выращ…вающий, выращ…ваемых) зимой разные сорта роз.

  4. (Соб…рающий, соб…раемый) осенью фрукты сохр…няются очень долго.

Вывод:

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

Работа с интерактивной доской.

Фонетическая разминка (слайд № 5 )

Таинственный, объем.

Работа с карточками (приложение № 2)

Подведение итога урока.

Домашнее задание: параграфы 18-20, упр. 112,113( слайд№7)





























Литература.

1. «Русский язык» Поурочные планы по учебнику Баранова М.Т., Ладыженская Т.А.; М.2009

2. М.В.Федорова «Уроки русского языка в 7 классе»; Просвещение 2011

3.Г.Л.Богданова «Русский язык» 7 класс; М.2006

4. Г.И. Скворцова «Модель оценки обучающей деятельности учителя на уроке с позиции деятельностно-компетентностного подхода на основе информационных технологий»; М.2011

























Приложение № 1



Фиксация результатов анализа урока и оценки обучающей деятельности учителя



Субъект анализа

 




учитель

 




класс

 

дата

 




предмет

 




Реальный результат урока (РРУ)

 

 

 

 

Самоанализ

 

РРУ=а:н*10, где а – количество учащихся, успешно написавших экспресс-диагностику; н – число учеников, писавших работу. Для оценки эффективности урока с позиции организации деятельности ученика обязательно проведение в конце урока небольшой экспресс-диагностики – в точном соответствии с целью урока и единицей содержания




2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Обучающая деятельность учителя (выставляется программой автоматически)


3


Проверка домашнего задания (Пр)

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (ПГ) – понимание и постановка учебной задачи, цели деятельности

Освоение нового содержания (Усв)

Первичная проверка освоения (Пп)

Закрепление (Зк)

Обобщение (Об) – основной этап на уроке по освоению содержания образования

Итоговый контроль усвоения (Кт)

Итог урока (Ит) – самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия

Домашнее задание (Дм)

Оцениваются за урок в целом

4

Содержание образования (СО)











5

Содержание учебного материала (СУМ)











6

Цель урока (Цу)











7

Структура урока (Стр)











Оцениваются по этапам урока

8

Межэтапные связи (Мс)











9

Формы обучения (Ф)











10

Методы обучения (М)










11

Др — дифференцированный результат урока (высчитывается автоматически)
























Строки 4-7 – не по этапам, а один раз — за весь урок!

Строки 8-10 – выставляется за каждый этап урока Уровни: 0-й – 0 баллов; 1-й – 1 балл; 2-й – 4 балла; 3-й – 7 баллов; 4-й – 10 бал

Приложение № 2



Карточка

  1. Расставить знаки препинания:

Некоторые ученые очарованные легендой очень хотели бы найти следы Атлантиды

  1. Вставить пропущенные буквы, объяснить их постановку:

Выкач…нная вода-

Выкач…нная бочка-

Завеш…нная чертежами доска-

Завеш…нный товар-





Свежие документы:  "Развитие универсальных учебных действий при работе с опорными конспектами на уроках биологии"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: