Урок русского языка в 7 классе «Синтаксические средства выразительности» по программе С.И. Львовой и В.В. Львова


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 4 г. Волгограда








Урок русского языка в 7 классе

по программе С.И. Львовой и В.В. Львова

с презентацией

Синтаксические средства выразительности






подготовила

учитель русского языка и литературы

Гузенко Ирина Владимировна







г. Волгоград

2013 год




Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о синтаксических средствах выразительности;

  2. Сформировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте;

  3. Изучить ряд синтаксических средств: инверсию, антитезу, попарное соединение однородных членов предложения, параллелизм, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос;

  4. Закреплять представление о роли грамматики в речевом общении.



Оборудование: конспект урока, карточки с домашним заданием для учащихся, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Методическое обеспечение: Львова С.И. Русский язык.7 класс: учебник.

Ч. 1.

Запись на доске: «Синтаксис – это языковый уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице — в предложении». С.И. Львова


Ход урока



  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, все необходимое к уроку.

  1. Постановка целей урока. Обсуждение записи на доске.

Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня на уроке мы узнаем, что сделать речь выразительной, передать настроение, чувства можно с помощью особых синтаксических средств. В самом деле, синтаксис — это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические элементы или единицы. Это, по мнению Светланы Ивановны Львовой, автора нашего учебника, «… языковый уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице — в предложении». (Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996. С. 385).

— Как вы понимаете это высказывание?

Действительно, речь становится выразительной и живой, когда в ней употребляются восклицательные и вопросительные предложения, прямая речь, поэтические обращения и другие средства синтаксиса.

Слайд 1. Постановка целей урока.

Итак, сегодня на уроке нам предстоит: познакомиться с синтаксическими средствами выразительности; научиться определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте; изучить ряд синтаксических средств: инверсию, антитезу, попарное соединение однородных членов предложения, параллелизм, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос и закрепить представление о роли грамматики в речевом общении.

  1. Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам.

— Какими признаками характеризуется выразительная речь?

Выразительная речь – это речь, в которой не только излагается какая-либо информация, но и ярко, убедительно передаются мысли автора, его чувства, переживания, оценка того, о чем он пишет или говорит.

— В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна? Где можно найти образцы такой речи?

Выразительные средства языка применяются тогда, когда стоит задача эмоционально воздействовать на слушателя или читателя, то есть прежде всего в художественной и разговорной речи. Они необходимы в публичных выступлениях: на лекциях, митингах, собраниях и т.д. В научной же и официально-деловой речи выражение эмоций неуместно, так как важнее оказывается точность и объективность.

— С какими языковыми средствами выразительности мы уже познакомились?

Фонетическими, лексическими, словообразовательными и морфологическими.

  1. Практическая работа.

Слайд 3.

Найдите вышеперечисленные средства выразительности в отрывке из стихотворения Д. Кедрина. Работа с поэтическим текстом.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима!

Ребята анализируют предложенный текст и находят примеры использования выразительных средств:1. морфологические – повторение слов одной морфемной модели формы прошедшего времени «скинуло», «отсвистели», «прошлась»; 2. словообразовательные — использование постфикса –сь «прошлась», который придает значение «сделать несколько шагов, пройти немного или не спеша, прогуляться» (Малый академический словарь) в отличие от значения слова «пройти»: «в ходьбе, движении передвинуться по какому-нибудь или к какому-нибудь месту» (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка); 3. лексические – олицетворение «лето скинуло кафтан», «осень прошлась», «зима вошла»; эпитеты: «шуба желтая», «снежные лесные терема», «в белой разлетайке», «румяная зима», метафора: «вошла в снежные лесные терема».

IV. Синтаксические средства выразительности.

— Итак, мы назвали лексические, морфологические и словообразовательные средства выразительности. А теперь попробуйте охарактеризовать предложения, выполнив синтаксический разбор.

Первое предложение имеет следующую структуру:   ,   . Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых положений.

— Обратите внимание на позицию главных членов предложения: сказуемое, затем подлежащее. А если бы стихотворение было построено по схеме подлежащее, затем сказуемое, что бы изменилось?

Лето скинуло зеленый кафтан,

Жаворонки отсвистели всласть.

В стихотворении наблюдается обратный порядок слов. Он придает тексту особую поэтическую выразительность, настраивает на лирический

лад.

— Стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов, носит название инверсия.

Слайд 4.

Учащиеся делают запись в тетрадях с примером по Слайду 4.

— К синтаксическим средствам выразительности относится также попарное соединение однородных членов предложения.

Слайд 5.

Учащиеся делают запись в тетрадях с примером по Слайду 5.

  • Работа по учебнику.

Выполним устно упражнение 438 на стр. 172, в котором необходимо: 1. изменить строение предложений, соединив в них однородные члены попарно; 2.прочитать измененные предложения выразительно, уточняя, какой тонкий дополнительный смысл они получили по сравнению с первоначальным вариантом.

Упражнение 438. 1) Музыка может выразить нежность, раздражение, тревогу, покой, радость, печаль – все оттенки человеческих чувств. 2) Культурное достояние народа – это наша литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура.

1) Музыка может выразить нежность и раздражение, тревогу и покой, радость и печаль – все оттенки человеческих чувств. В этом предложении при помощи синтаксического приема попарного соединения однородных членов предложения, в данном случае однородных дополнений, соединяются не просто слова, а антонимы. В таком варианте предложение приобретает более яркий смысл, состоящий в том, что музыка может выражать совершенно противоположные чувства. 2) Культурное достояние народа – это наша литература и изобразительное искусство, музыка и архитектура. В данном случае при помощи попарного соединения однородных членов предложения автор может более широко показать все культурное достояние народа.

  • Анализ других синтаксических средств.

Мы проанализировали первое предложение из упражнения 438 и сделали вывод, что здесь попарно соединены антонимы. Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, называется антитеза.

Слайд 6.

Учащиеся делают запись в тетрадях с примером по Слайду 6.

— Перейдем к следующему примеру.

Слайд 7.

— Проанализируйте первые строки каждой строфы из стихотворения А.С.Пушкина «Певец». Что объединяет эти строки? Чем они похожи?

Строки имеют одинаковое синтаксическое построение.

Такое средство выразительности, в котором прослеживается одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста называется синтаксическим параллелизмом.

Слайд 8.

Учащиеся делают запись в тетрадях с примером по Слайду 8.

— Какие собственные примеры или примеры из поэтических текстов, иллюстрирующие данное синтаксическое средство, вы можете привести?

  • Работа по учебнику.

— Выполним упражнение 443 на стр. 173. Перед нами две колонки: чем они отличаются?


  1. Никому не хочется прослыть неучем.

  2. Каждый человек от природы талантлив.



  1. Каждый любит смотреть на закат.

Разве кому-нибудь хочется прослыть неучем?

Может ли человек быть от природы не талантливым хоть в чем-то?

Неужели можно не любить закат?

В первой колонке утвердительные предложения, во второй — вопросительные.

— Какая из конструкций является более выразительной? Какие слова помогают оформить риторические вопросы?

Конструкция вопросительного предложения отличается яркой эмоциональной окраской.

— Предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то называется риторическим вопросом. Риторический вопрос не требует ответа. Он используется как выразительное средство речи, чтобы усилить её эмоциональность. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста.

Слайд 9.

Учащиеся делают запись в тетрадях с примером по Слайду 9.

— Задавали ли вы когда-нибудь риторические вопросы? Приведите свои примеры или примеры из художественных произведений.

  • Работа по учебнику.

— Выполним упражнение 444 на стр. 174. Прочитайте текст и письменно сформулируйте его основную мысль. Согласны ли вы с ней? Найдите в тексте риторический вопрос и начните с него свое рассуждение.

Книга пробуждает и воспитывает в человеке самые высокие душевные порывы, самые пленительные мечты. И мы, читая любимые книги, переживаем заново то, что пережито художником – их творцом… И разве мы не чувствуем, что после хорошей книги мы становимся лучше, богаче душой, умнее и благороднее?

Учащиеся формулируют мысль текста, высказывают свое согласие или несогласие с высказыванием, отмечают, что риторический вопрос содержится в последнем предложении.

— Помимо риторического вопроса существуют такие средства выразительности, как риторическое восклицание и риторическое обращение.

Слайд 10 и Слайд 11.

Учащиеся делают запись в тетрадях с примером по Слайдам 10 и 11.

  1. Итоги урока. Домашнее задание.

— На сегодняшнем уроке мы провели большую работу, познакомились с некоторыми примерами использования синтаксических средств выразительности в тексте, научились находить их и анализировать.

Слайд 12.

— Для закрепления полученных на сегодняшнем уроке знаний выполните дома следующее задание:

  • Домашнее задание. Слайд 13.

Учащиеся получают карточки с заданием: проанализировать примеры использования синтаксических средств выразительности. Определить синтаксическое средство и указать его роль в тексте.

Карточка «Синтаксические средства выразительности»

  1. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. ( М.Неверов)

  2. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Н.Гладков)

  3. Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин)

  4. Полюбил богатый — бедную,

Полюбил ученый — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную. (М. Цветаева)

  1. Мал золотник, да дорог.

  2. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев)

  3. Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)

  4. Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В.Войнович)

  5. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот мир, завистливый и душный?.. (М. Лермонтов)

  6. Какое же зеркало жизни наш язык! Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актеров!

  7. Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

13. Прощай, свободная стихия!

Последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые…(А. Пушкин)

14. И кому же в ум придёт на желудок петь голодный?

(И. Крылов)


Список использованной литературы:

  1. Львова С.И. Русский язык, 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 5-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 191 с.

  2. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996.

  3. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов // Книга 1. Классики и современники. – М.: Художественная литература., 1988.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. Определение понятий: http://wiki.iteach.ru/index.php/Выразительные_средства_синтаксиса

  2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Определение слова «пройти»:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/188414

  3. Малый академический словарь. Определение слова «пройтись»:http://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/54741/пройтись

  4. Средства художественной выразительности в литературных произведениях: http://www.totl1.com/page.php?p=68


11


Свежие документы:  Тест по русскому языку для 7 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: