Урок руссского языка в 6 классе.Тема: Что за прелесть эти приставки! (Правописание приставок пре- и при-)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа п.г.т. Уруша»

Сковородинского района Амурской области











Конспект урока по русскому языку
в 6 классе

«Что за прелесть эти приставки!» (Правописание гласных е-и в приставках пре- и при-).















подготовила

учитель русского языка и литературы

Фатуллаева Валентина Анатольевна





УРУША 2010

Тема: «Что за прелесть эти приставки!» Правописание гласных е – и в приставках пре- — при-.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать сведения о правописании гласных е — и в приставках пре- — при- .

  2. Закрепить умения различать на письме эти приставки.



Ход урока:



I. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.



— Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа, ниже — тему урока «Что за прелесть эти приставки!»



-Сегодня на уроке мы обобщим знания по правописанию гласных е-и в приставках пре- — при-. Закрепим умение различать на письме эти приставки. Тема нашего урока: «Что за прелесть эти приставки». Они, действительно, прелесть. Но всё-таки считаются самыми трудными. И на это есть причины.

— Во — первых, от чего зависит их правописание? (Зависит от понимания их смысла в слове.)

— Во — вторых, сколько правил о правописании этих приставок?

(Не одно, а целых шесть.)

— Но самая большая трудность заключается в том, что многие слова не попадают ни под одно из шести правил и эти слова приходится запоминать.



— Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Вы, наверное, догадались, на чём мы будем путешествовать. (На сказочном поезде)

— Итак, мы команда. Наш девиз: «Знания приобретём, но трудности преодолеть придётся». Сядем поудобнее. Готовы? Отправляемся в путь! (сигнал)

I. — Первая станция, на которую мы прибыли называется «Спортивная». Чтобы продолжить путешествие, нужно поучаствовать в соревнованиях и дойти до финиша. Послушайте задание.

— Перед вами слова с пропущенными буквами. Вот вам гласные с карточками Е – И. Вставьте пропущенные буквы. Победит тот, кто первый и правильно выполнит это задание.



— Мне необходимо вызвать два человека к доске. Кто смелый? (выходят два уч.)

На доске: пр…близился, пр…скакал, пр…бежал, пр…шёл, пр…тащился.

— Давайте проверим. Правильно ли они вставили буквы? Какую приставку написали? Почему?

(Правильно, слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-)



Чтение стихотворения учеником:

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход

Космонавт прилетел из Вселенной-

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при-, несомненно.



— Итак, первое значение приставки при-: (На доске): ПРИБЛИЖЕНИЕ,



— Продолжаем путешествие, займите свои места в вагонах. Готовы? А теперь отправляемся дальше! (Сигнал)

II. — Следующая станция «Трудолюбивая». Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего они только не придумали для этой работы. Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями – всем этим они пользуются. На этой станции мы должны выполнить следующее задание.

— Сейчас ребята покажут вам действие, а вы замените это словом с приставкой пре- или при-, запишите его, выделите приставку, подчёркните гласную в приставке.

  1. Присоединение с помощью верёвки,



  1. Присоединение с помощью молотка и гвоздей.



  1. Присоединение с помощью иголки и нитки.



  1. Присоединение с помощью клея.



  1. Присоединение с помощью винтов и шурупов.



— Какую приставку написали в этих словах? Выделите её. Почему?

(В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.) На доске: ПРИСОЕДИНЕНИЕ.

Ученик читает стихотворение:

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело-

Пишем мы при-, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

III. — Сядем на свои места. Поехали дальше. Следующая станция «Шуточная». Давайте пошутим!

— Замените одним словом:

1. Присоединение с помощью слона.

2. Присоединение с помощью собаки.

— Ребята, вы поняли, почему станция «Шуточная»? А вот одна школьница не поняла эту шутку. У неё получились серьёзные слова, и она объяснила их так: «Прислонить — это привезти что-то на слоне. Так делают в Индии. А присобачить – значит доставить на собаках. Так делают на Севере. А ещё можно приверблюдить – привезти на верблюдах. Так делают в пустынях».

— Как вы думаете права ли девочка?

— Конечно же, нет. Но в русском языке есть слова прислонить и присобачить. Что обозначает слово прислонить? ( Приставить наклонно, оперев верхней частью).

— Что обозначает слово присобачить? (Присобачить – приделать, присоединить, прикрепить).

— Справились ещё с одним заданием. А теперь сядем поудобнее, и поехали дальше.

IV. -Следующая станция «Пр…городная».

— Какую букву нужно вставить в слове? Почему?

(При- указывает на близость к чему — либо).

— Образуйте с помощью при- имена прилагательные от данных слов и запишите их. Вот так:

Участок при школе – пришкольный;

  1. Край при море — … (рисунок)

  2. Лес при дороге , лес рядом с рекой — … (рисунок);

  3. Постройка при станции -… (рисунок)

  4. Огород при усадьбе — … (рисунок)



— Какую приставку написали?

— Что обозначает приставка при- в этих словах? (На доске: БЛИЗОСТЬ)



— Вы справились с этим заданием. Пора отправляться дальше в путь. Сядем поудобнее – поехали.



Физкультминутка.

Загудел паровоз

И вагончики повёз:

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук

Дальняя дорога, дальняя дорога…

— СТОП! Остановка! Пора отдохнуть от поезда! Скорей выходите! К сожалению, мы остановились на болоте.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкультпривет!



VI. -Следующая станция – «Неполная».

— У неё не очень красивое название, но строительство этой станции ещё не закончено, поэтому она и называется «Неполная». Задание на этой станции нужно выполнить следующее:

— Определите, какие из данных слов имеют значение неполного, незаконченного действия.

(Приумолк, прикасаться, привстал, пригородный, пригорел, пристегнул, причалить, пристроил, пристегнул, приоткрыл, ). Запишите, выделите приставку.

— Какую приставку необходимо писать в этих словах? Почему?

( Если что — то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой при-). Мы называем это неполнота действия.

Ученик:

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорит,

Помни — что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-!

— Какое значение приставки при- в этом случае? (Неполнота действия).

— Наше путешествие бы уже закончилось, если бы не приставка пре-. Итак, мы продолжаем путешествие.

— Следующая станция «Добрая». Сейчас нам прочитает стих-е Вика Соколова, ваша задача – запомнить слова с приставками пре- — при-.

Ученик:

Пре- или при-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»

Пре- мы напишем при этом.

— Какие слова с приставками пре- — при- запомнили? (Предлинный, прежадный.)

— Какую приставку будем писать? Почему?

(Если можно заменить приставку словом «очень» пишется пре-.

— Запишите, выделите приставку пре-. (На доске: близка по значению со словом ОЧЕНЬ)

— Едем дальше. На пути станция «Конечная». Осталось ещё одно значение приставки пре-.

— Когда она пишется? (Когда её можно заменить приставкой

пере- ). На доске: можно заменить приставкой ПЕРЕ-

Выполните следующее задание. Образуйте слова с приставкой пре-, переделав словосочетания:

1. Показ фильма без перерыва. (непрерывный)

2. Человек, переступивший закон. (преступник)

3. Упавшее дерево перегородило дорогу. (Преградить

4. Дождь долго не перестаёт. (непрестанно)

Ученик:

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-

Писать только пре- нам надо!

III. Итог урока.

— Мы с вами сегодня на уроке путешествовали по всем станциям, на которых живут приставки пре- и при-. Но часто приходится встречаться с такими словами, в которых объяснить значение приставок пре- и при- трудно или даже невозможно. Например, слова презрение, преследовать, пренебречь. Такие слова надо запоминать.

— Ребята, давайте ещё раз повторим, когда пишется приставка при-?

Неполнота действия.

Приближение

Присоединение

Близость

— Когда пишется приставка пре-:

Приставка близка к слову «очень»

К приставке пере-



— Итак, чтобы не ошибиться при написании слов с приставками пре- — при- нужно уметь различать разные смыслы приставок по шести правилам и стараться запомнить как можно больше слов, которые не относятся к данному правилу.








Список использованной литературы:

Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. Москва, Просвещение, 1991 г.





Свежие документы:  Конспект урока по литературе по рассказу М.А. Осоргина "Игрок" 11 класс (социально - гуманитарный)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: