урок в 5 классе по теме «Систематизация и обобщение сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»







Обобщающий урок в 5 классе по теме «Систематизация и обобщение сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Цели: систематизировать и обобщить материал по теме;

Задачи:

  1. обучающие:

повторить наиболее трудные вопросы, касающиеся словосочетания и предложения;

закрепить навыки синтаксического разбора предложения, разбора словосочетания;

углубить знания учащихся в постановке знаков препинания;

закрепить навыки правописания;

  1. развивающие:

навыки выполнения заданий по карточкам;

развивать навыки культуры речи, самостоятельность;

развитие навыков работы в группах;

самостоятельно излагать свою точку зрения;

развитие мыслительной деятельности учащихся, познавательных умений;

  1. воспитывающие:

воспитать уважительное отношение к чужому мнению;

формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

воспитание у учащихся аккуратности в работе, трудолюбия, чувства прекрасного;

воспитание веры в добро, справедливость, лучшую жизнь.

Оборудование: раздаточный материал по теме.





Ход урока:

Запись на доске:

Утки, камышах, в, опасность, чуют, прячутся.

Землю, на, листья, сухие, тихо, падают.

Лес, сомкнулась, листва, и, потемнел.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите все на доску, что вы там видите? (Слова.) Правильно, на доске написаны слова. Есть ли смысл в том, что записано? (Нет.) Почему? (Так как слова называют только предмет, его действие, признак.) Ваша задача – установить определённый смысл между словами, то есть вы, используя данные слова, должны составить предложения. Расставить, где надо, нужные знаки препинания. (1.Утки чуют опасность, прячутся в камышах. 2. Сухие листья тихо падают на землю. 3. Листва сомкнулась, и потемнел лес.)

— Как вы понимаете выражение «листва сомкнулась»? (соединиться вплотную; стать сплошным, цельным)

— Выпишите из полученных предложений словосочетания. (Чуют опасность, прячутся в камышах, сухие листья, тихо падают, падают на землю.)

— А теперь, ребята, давайте вспомним, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение. (Синтаксис.)

— Какая наука изучает правила употребления знаков препинания? (Пунктуация.)

— Молодцы, ребята. Ну а теперь откройте тетради, запишите число и тему нашего урока. Тема урока, как вы уже догадались, наверное, — это систематизация и обобщение материала по разделу «Синтаксис и пунктуация». Сегодня мы с вами должны обобщить и повторить материал о синтаксисе и пунктуации; закрепить навыки синтаксического разбора предложения, разбора словосочетания.

II. Актуализация прежних знаний.

— На дом было задание – повторить правила. Для того, как вы выполнили домашнее задание, сразу же проведём игру – разминку. Я назову вопросы, а вы даёте ответ. С места никто не кричит. И ваши ответы должны быть полными.

— Мы сказали, что синтаксис изучает предложения и словосочетания. А что такое предложение? Какими бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, то есть по интонации; по наличию второстепенных членов ?(При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами. Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически.)

— Что составляет грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

— На какие группы делятся предложения по строению, то есть по наличию грамматических основ? (Простые и сложные.)

III. Закрепление изученного материала на уровне воспроизведения информации. Демонстрация текста на интерактивной доске.

  1. Работа с текстом.

— Приступим к следующему этапу нашего урока. Проведём игру, которая называется «Золушка». Проверим, как хорошо вы знаете предложения. Вы должны:

  1. Найти сложное предложение, определить их вид, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему.

— А по какому признаку мы определяем сложное предложение?

  1. Сделайте синтаксический разбор простого предложения.

— Прежде чем приступить к выполнению этого задания, давайте вспомним порядок разбора простого предложения. Назовите его.

  1. Выпишите два словосочетания (именное и глагольное) и разберите их.

— Скажите, а какое словосочетание называется именным, какое – глагольным?

  1. Найдите предложение с обращением.

— А что такое обращение?

  1. У кого нет предложения с обращением, тот выписывает предложение с однородными членами.

— Какие члены предложения называются однородными? Объясните постановку знаков препинания при однородных членах.

IV. Закрепление изученного материала на творческом уровне.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Настала очередь эстафеты «Не ошибись». Кто быстрее всех выполнит задание. Как закончите, сразу же поднимите руки. А задание таково – прямо на карточках указать сложные предложения, знаки препинания не проставлены.

2. Игра «Строители, за работу!»

— До сих пор мы работали с готовыми примерами. Сейчас же ваша задача другая: по указанным схемам постройте предложения. А ну, строители, принимайтесь за работу!

1.[…], […]. 2. […, O, …]. 3. [=== и ===].



V. Обобщение.

— Урок у нас подходит к концу. Для того чтобы закрепить наши знания, проведём турнир знатоков «синтаксиса» и «пунктуации», который называется «Без запинки». А провести турнир нам поможет цветок. Он необычен. На его лепестках даны начала предложения, вы их должны закончить. В случае запинки или неправильного ответа, играющий будет стоять до тех пор, пока не даст правильный ответ.

  1. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, между ними ставится ( тире.)

  2. Предложения, содержащие рассказ о чём – либо, сообщение, информацию для собеседника – это (повествовательное). А какой знак ставится на конце повествовательных предложений? (Точка.)

  3. Слова в словосочетании связаны (по смыслу и грамматически).

  4. Словосочетаниями не являются однородные члены предложения и (грамматическая основа предложения). Чем же является грамматическая основа? (Нераспространённым предложением.)

  5. Второстепенный член предложения, отвечает на вопрос какой? чей? который? обычно выражается прилагательным. Это (определение). Какой частью речи ещё может выражаться определение? (Притяжательным местоимением, числительным.)

  6. Слово или сочетание слов, который помогает при общении (обращение). Объясните постановку знаков при обращении.

  7. Слово, от которого ставится вопрос, называется (главным), а к которому задают (зависимым).

  8. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем? Это (обстоятельство).

  9. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет – (дополнение). А какие падежи называются косвенными? От какого члена предложения ставится вопрос к дополнению?

  10. Словосочетание состоит из (главного) и (зависимого) слов.

VI. Рефлексия

Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

Какие из тем вы бы хотели ещё повторить?

Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

VII. Домашнее задание.

Индивидуально на карточках.

К-1. Дописать предложения, образуя сложное предложение и простое с однородными членами.

К-2. Выписать только те предложения, которые соответствуют данной схеме.

К-3. Сделать синтаксический разбор предложения, используя для ответа цифровой код.

К-4. Выписать простые предложения, знаки препинания не проставлены.

Карточки для домашнего задания.

К-1. Дописать предложения, образуя сложное предложение и предложение с однородными членами.

  1. Выглянуло солнце и …

  2. Прозвучал горн и …

  3. Ракета взлетела и …

К-2. Выписать номера только тех предложений, которые соответствуют схеме: […], […].

(Знаки препинания не проставлены.)

  1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.

  2. Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шелковый шатер.

  3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы.

  4. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу.

  5. Подо льдами крепкими дремлют воды рек белыми сугробами лег на крыши снег.

К-3. Сделать синтаксический разбор предложения, используя для ответа цифровой код: подлежащее — №1; сказуемое — №2; дополнение — №3; определение — №4; обстоятельство — №5.

  1. Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле.

  2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.

К-4. Укажите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены): […], и […].

  1. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.

  2. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

  3. Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.

  4. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.













Свежие документы:  Технологическая карта урока «Суффикс» 2 класс ( УМК «Начальная школа XXI)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: