Урок в 8 классе «по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамск Республика Татарстан









Урок – семинар в 8 классе

по повести А. Приставкина

«Ночевала тучка золотая».



















Ситдикова Аниса Фахразиевна, учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории













г. Нижнекамск 2014

Тема: Национальное братство народов в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Цель:

  1. Задуматься о сложности жизни.

  2. Противостояние любым формам национализма.

  3. Воспитание в себе способности к состраданию, к пониманию других, о значении слова «Я».

ЭПИГРАФ: Перед вами притча о безжалостно разрушенном, но восторжествовавшем братстве, и святости этого братства утверждают дети.

Светлана Филюшкина.

Приставкин написал книгу и жестокую, пробуждающую у читателей душевную боль, и книгу добрую, призывающую нас к взаимопониманию и братству.

Светлана Филюшкина.

ХОД

  1. Слово учителя. 1.Сообщение темы, цели, задач.

2. Справка о писателе.

Анатолий Игнатьевич Приставкин относится к поколению тех, кого война не прошла мимо. Она нанесла на него неизлечимые раны. Погиб отец. Мать, работавшая по 12 часов у станка, умерла от туберкулеза. Беспризорный мальчик попал в один из московских детдомов. Начались страдания, боль. Была цель – просто выжить и просуществовать, потом стал карабкаться к другой — существовать в литературе. А военная детдомовская тема не давала покоя как осколок, засевший у сердца. И она появилась. Повесть «Н.т.з.», которая прошла тяжелый путь до издания.

Мы прочитали эту повесть. У нас разные мысли, мнения. Было страшно предлагать. Век информации, разнообразные пристрастия, диктуемые многосложным временем, телевидение, видео. Но … человек может оглушить себя музыкой, наркотиком, порнографией, но в каждом человеке, если он ещё живой, всегда есть потребность в поиске истины. Нельзя жить, закрыв газа.

И мы сегодня прикоснемся к истине. Мы отправимся к этим беспризорным детям в 1994 год, в один из московских детдомов.

Вопрос урока: Разве нельзя сделать, чтобы никто не мешал никому? Чтобы все были живы?

  1. 1 гл. Очень кратко.

  1. Чтение отрывка из стих. Лермонтова «Утёс».

  2. Диалог Саши и Коли 21 страница.

  3. Изображение хлеборезки.

Вопрос классу: Какова идея, что здесь звучит?

Изображение голода, вечная охота за едой.

  1. Работа по группам.

1 гр. В. Тема голода в повести. В чем своеобразие освещения темы в повети.(1, 2, 3, 24 гл.)

а) утоление голода – высокое духовное проживание героев.

б) поражает красота стола.

в) родство по крови – родство души.

К г) голод – главный воспитатель Кузьменишей.

д) радость скромного застолья.

е) Кузьм. остаются детьми.

ж) 4 руки, 4 ноги – 2 головы.

2 гр. В. Почему Кузьминеши решили ехать на Кавказ?

  1. Какая нужда гонит братьев в путь? 2 гл.

  2. как встретила К. эта земля? 7 гл.

  3. От чего так сильно «заболело внутри»?

а) ощущение тревоги, чувство безысходности. «Хуже не будет».

б) опустошенна земля.

в) ужасная тишина.

К г) душевная боль, чувство обреченности.

д) щемящая душу тоска.

е) теплый край – богатые харчи.

3 гр. В. какая глава является завязкой в трагедии судьбы народов? Как объясняют трагическую связь судеб народов:

Тётя Зина гл.15

Регина Петровна гл.22

а) таинственный состав.

К б) детские испуганные глаза, беспризорный поезд.

Почему глаза? – Потому что они говорят всё! 40 стр. 43 стр.

4 гр. Приставкин обнажает действие страшного механизма – механизма жестокости, насилие рождает только насилие. Мщение провоцирует только мщение.

В. Какие события усиливают трагическое положение Кузьминышей? 14, 19, 20 гл.

а) страдающий народ.

б) народ, изгнанный со своей земли.

К в) клеймо предателя положено на весь народ.

г) ни в чем не повинны дети и народ.

д) народ оказывает бешеное сопротивление.

5 гр. Развязка трагедии наступает молниеносно. Какая это глава? Нужно ли было изображать такую гибель ребенка? К чему такая жестокость? Почему Колька не поддался уверению, что помогла ему сохранить сердце?

Монолог Кольки гл.27

Что утверждает Приставкин устами Кольки?

а) возобладала братская любовь.

б) распятие Сашки.

в) положить предел вражде месть, злобе.

г) детское сердце дети не предают.

ИТОГИ. ВЫВОДЫ.

Какая глава концентрирует в себе смысловую нагрузку всей повести? Выражает авторскую концепцию жизни? О чем предупреждает нас автор? Во что он верит? (30 гл.)

  • Отступление звучит как набат, как предупреждение, тревога.

  • Повесть утверждает справедливость.

  • Изгнанные должны вернуться на землю своих предков.

  • У человека отнимать Родину нельзя.

  • Только на Родине он живет спокойно, приносит пользу человечеству, работает, творит и бывает счастливым.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы сегодня почувствовали чувство голода, увидели вечную охоту за едой. Узнали силу национального братства — к нему призывает нас автор. Познакомились с положительными и отрицательными героями. учились жить, находить свое место в обществе.

Помните, что насилие порождает насилие! Термины, взятые в «копилку», содержат в себе все, что мы брали раньше. Помните, что человеку нужно совсем мало:

  • чтобы его понимали.

  • делили радость и горести.

Мы с вами учебный од с вопроса: почему выжил Робинзон Крузо?

И пришли к такому выводу:

В одиночестве человек не выживет. Ему нужны корни, цель и живая душа рядом.

Оценки. Д/З. Готовимся к итоговому контрольному сочинению

«Что нужно человеку в детстве?»

(Примечание: Сочинения хранятся в кабинете).



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Имя собственное"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: