МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону» МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107 «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» |
Статья
Урок-зачет −
одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012год
Урок-зачет − одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки-зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты учебы.
Система уроков-зачетов определяется учителем при составлении им календарно-тематического планирования на год. Проведение таких уроков целесообразно при завершении изучения темы, раздела курса (например, после изучения вводного курса синтаксиса в V классе, по теме «Словообразование» в VI классе, по теме «Причастие» в VII классе и т.д.).
Успешность проведения урока-зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся.
Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов (ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее оформят стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, сделают «Лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя; примут участие в размножении некоторых материалов: табличек «Знания, умения и навыки по изучаемой теме», памяток, справочных карточек для слабо успевающих учеников, карточек-заданий для индивидуальной работы и т.д. Если возникает необходимость − они окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.
Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогают учителю проверять задания, выполняемее товарищами по классу, выставляют оценки в «Лист учета знаний». Усвоение ассистентами материала по данной теме учитель контролирует рассредоточено, по мере изучения его на уроках, предшествующих зачету. При этом проверяется как знание теоретического материала, так и степень овладения практическими умениями и навыками, для чего выполняются письменные задания, аналогичные тем, которые будут предложены на зачете остальным учащимся. Успешное выполнение всех видов заданий обеспечит более квалифицированную помощь консультантов учителю.
Подготовительная работа проводится и с остальными учащимися класса. На первом же уроке изучения темы школьников ставят в известность о том, что по ней предусмотрено проведение зачета. Учитель сообщает время его проведения, знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков, дает список справочной литературы, которая может быть использована при подготовке к зачету.
Желательно на этом же уроке обеспечить каждого ученика памяткой (это может быть и просто запись в рабочей тетради учащихся), где перечислен объем знаний, который должны усвоить школьники по данной теме, и умений, которыми они должны при этом овладеть.
Практика показывает, что там, где учитель доводит до сведения школьников, какие конкретные, определенные цели поставлены при изучении данной темы и какие конкретные результаты при этом должны быть достигнуты, создается мотивация учения, что организует и дисциплинирует учащихся. Отмечено, что уже одно только объяснение школьникам, с какой целью выполняется то или иное упражнение (для чего? зачем? что отрабатывается на данном конкретном материале?), делает учение осознанным, повышает интерес к нему.
Перечень знаний, умений и навыков по изучаемой теме может быть помещен и на стенде «Готовимся к зачету». Кроме того, на нем могут быть представлены и памятки по оценке ответа, советы и рекомендации по подготовке к зачету, задания и вопросы по теме, образцы ответов, примеры и пр.
Та, например, при подготовке к уроку-зачету, который проводится в V классе после изучения вводного курса синтаксиса и пунктуации, на стенде помещают такие материалы.
Изучаем новую тему − «Синтаксис и пунктуация».
Синтаксис (греч. «составление») − раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Пунктуация − собрание правил постановки знаков препинания
В результате изучения темы вы должны:
у с в о и т ь п о н я т и я : синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения, основа предложения, определение, дополнение, обстоятельства, пунктограмма, однородные члены предложения, обобщающие слова, обращение, прямая речь, диалог, сложное предложение;
у м е т ь : выделять из предложения словосочетания; находить в предложении его основу; определять количество основ в предложении; правильно ставить знаки препинания при обращении, между однородными членами, не связанными союзами и связанными союзами а, но, и, а также перед частями сложного предложения перед союзами а, и, но, чтобы, потому что, что, выделять кавычками прямую речь, ставить двоеточие после слов автора и тире перед ними;
г р а м о т н о п и с а т ь следующие слова: синтаксис, пунктуация, повествовательное, восклицательное, вопросительное, побудительное, обобщающее слово;
научиться правильно произносить повествовательные, побудительные, восклицательные предложения; уметь использовать их в речи.
Подготовиться к ответу на следующие вопросы:
1. Что изучает раздел науки о языке − синтаксис?
2. Что такое словосочетание? Расскажи о его строении. Разбери их.
3. Что такое предложение? Какими бывают предложения по цели высказывания? по интонации? по наличию в них главных и второстепенных членов? Приведи примеры.
4. Какие знаки препинания тебе известны? Какие из них ставятся в конце предложения? Какое средство выполняет эту роль в устной речи?
5. Что такое основа предложения? Что обозначает подлежащее? При помощи каких вопросов можно найти подлежащие? Чем оно может быть выражено? Приведи примеры.
Что означает сказуемое? Какими частями речи оно может быть выражено?
6. В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? Приведи примеры.
7. Назови второстепенные члены предложения. Расскажи об их роли в предложении.
8. Каковы основные признаки однородных членов предложения? Подтверди свой ответ примерами.
9. Расскажи о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; приведи примеры.
10. Что такое обобщающее слово? Какой знак препинания ставится после обобщающего слова перед однородными членами?
11. Что такое обращение? Как оно выделяется на письме? В каких по цели высказывания предложениях чаще всего используются обращения? Почему?
12. Приведи примеры, когда одно и то же слово выступает в роли обращения подлежащего.
13. Какие «вежливые» слова чаще всего употребляются в предложениях с обращениями? Приведи примеры.
14. Каковы основные признаки сложных предложений?
15. Приведи примеры, где союз и соединяет члены предложения, а также простые предложения в составе сложного.
16. Что такое прямая речь? Приведи примеры предложений с прямой речью, стоящей до и после слов автора.
17. Что такое диалог? Какие знаки препинания используются при записи диалогов?
Это интересно!
Точка. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или пером в бумагу… Оказывается, глагол ткнуть и существительное точка − исторически однокоренные слова: здесь происходит чередование о и нуля звука, к и ч.
Запятая для разделения или выделения слов, группы слов и простых предложений в составе сложного.
Всем известно выражение «Вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употреблено в значении «затруднение», «препятствие». Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие − исторически однокоренные слова.
Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.
Расставьте, где нужно, запятые в известной стихотворной шутке:
… кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют…
Восклицательный знак ставится на письме обычно тогда, когда мы что-то произносим с волнением, с особым чувством. Мы выражаем при этом чувство удивления, восхищения, удовольствия, гнева, возмущения, радости и т.д.
О значении восклицательного знака поэт А. Тетивкин пишет:
…В предложениях
стою я для того,
чтоб выделить волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество…
Не зря я от рождения
противник тишины.
Где я, те предложения
с особым выражением
произносить должны!
Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и части учащихся. Следует учитывать и то, что те школьники, которые во время изучения темы удачно справлялись со всеми видами заданий и упражнений, могут быть освобождены от части предлагаемых на зачете заданий или выполнить индивидуальные задания.
На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.
Значимость такой формы проверки знаний, ответственность как учителя, так и учащихся за результаты учения значительно повышаются, если к проведению зачета привлекаются другие словесники, представители администрации. Оценка знаний школьников коллегами поможет учителю как бы со стороны увидеть своих учеников, убедиться в объективности оценки их знаний, поможет обнаружить просчеты в своей работе.
К уроку-зачету можно заранее подготовить сделанный на листе ватмана «Лист учета знаний», куда по мере выполнения и проверки ассистентами (при помощи учителя) заданий выставляются оценки.
Лист учета знаний по теме …
Фамилия, имя | Оценка за выполнение задания и т.д. | Общая оценка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 2 3 и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
После урока этот лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и труда товарищей.
Кроме этого, консультанты кладут на стол каждого ученика памятку, помогающую оценить устный ответ. Памятки могут быть различными, в зависимости от класса. используются они не только на зачетных, но и на других уроках. Хранить их удобнее всего в кабинете, в папке вместе с перфокартами, конвертами со схемами предложений и т.д. количество папок в кабинете должно соответствовать количеству учащихся в классе.
Приведем образцы таких памяток (первая из них рассчитана на учащихся V − VII классов, вторая − на VIII − IX классы).
План отзыва об устном ответе.
I.
1. Было ли вступление, удачно ли оно?
2. Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развернутым?
3. Удовлетворены ли вы количеством и качеством приводимых примеров?
4. Сделано ли обобщение в конце ответа?
5. В каком стиле дан ответ?
6. Замечания к ответу, дополнения.
II.
1. Общее впечатление от ответа.
2. Полнота и глубина изложенного материала.
3. Логичность, последовательность, убедительность ответа; доказательность выдвигаемых положений.
4. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.
5. Замечания, дополнения.
Приведем примеры уроков-зачетов.
Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».
Учитель объявляет тему урока и знакомит восьмиклассников с его задачами: проверить знание теоретического материала, сформировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, умения использовать указанные конструкции в связной речи.
Сообщается, что, исходя из задач урока, намечается три этапа работы.
I э т а п .
На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
Вопрос классу:
− С какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их, дайте определения.
К доске вызываются три ученика. Двое в предложения, написанные на доске вставляют пропущенные знаки препинания.
1.
1) Снижаясь дорога уходила в пятнистые рощи. (Д. Гранин). 2) Всю жизнь бабушка работала не покладая рук. 3) Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа. 4) Молодые люди поступающие в университет изучают его специальности.
2.
1) Оглядываясь на пройденный путь мы говорим о завтрашнем дне. 2) А он мятежный просит бури. (Лермонтов). 3) Пушкин великий русский поэт родился в Москве. 4) Я ваш старинный сват и кум пришел мириться к вам. (Крылов). 5) Утомленные долгой ходьбой туристы долго отдыхали на берегу озера.
Третьему ученику дается задание составить связный рассказ в научном стиле речи об обособленных и уточняющих членах предложения. Одновременно класс получает задание оценить ответ товарища. За полный, аргументированный анализ ответа одноклассника учащемуся выставляется отметка.
Затем к доске вызывается ученик, который должен проверить не только правильность выполнения задания № 1, но и дать теоретическое обоснование постановки знаков препинания в предложениях. Кроме того, он должен указать, какие случаи обособления не представлены в данных примерах, и рассказать о них.
Аналогичная работа проводится по заданию № 2.
Учитель оценивает освоение учащимися теоретического материала, консультанты выставляют нескольким учащимся оценки за знание теоретического материала.
II э т а п .
На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
На доске записаны примеры (они могут быть спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на отдельных листках), в некоторых из них допущены ошибки в постановке знаков препинания. Дается следующее задание: выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены: «правильно» (I) и «неправильно (II). (Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится по пять, что облегчает консультантам оценку ответов одноклассников: за пять правильных ответов ставится оценка «5», за четыре − «4» и т.д.)
1. Бормочет, остывая самовар.
2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
3. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.
4. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.
5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
6. Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
8. Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.
9. Тимирязев, замечательный естествоиспытатель открыл законы жизни растений.
10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.
Выполнение работы проверяется консультантами, которые затем выставляют за нее оценки.
После выполнения этого задания учащиеся получают следующее: списать данный в карточке текст (он напечатан на машинке в количестве, соответствующем числу учащихся в классе), расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы; озаглавить текст. Задание дается по вариантам.
I в а р и а н т .
Береза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял что береза это (по) истине крестьянское дерево; в ней есть все и бабий ситц..вый платок и побеле(н,нн)ая хата и русская печ.. и холщ..вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.
Всматриваясь в березовый лес в излома(н,нн)ые его стволы вспоминаеш.. мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую т..желую работу…
А молодые березки тоненькие пряменькие как бы на ц..почках пр..поднявшиеся к весеннему куполунеба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и душу. (По Н. Жукову).
II в а р и а н т .
Сосновые боры настоящие ветроломы. Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбуш..вавшейся стихией. Напитав шквальным ветром все свои иголки сосна плавно раскач..вается накл..няясь все ниже и ниже. Ср..жается до последнего. Весь бор ходит ходуном а верхушки то устр..мляясь вниз то взл..тая (в) верх ведут р..сково(н,нн)ую игру от которой захват..вает дух.
И часто случае(т,ть)ся что сосна столь великолепная в отчая(н,нн)ой раскачьке (не) устоит рухн..т (на) чисто вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата. (По Н. Хохлову).
Выполненные работы сдаются консультантам, каждый из которых проверяет только один вариант. Те учащиеся, которые сдали работы, получают индивидуальные карточки.
К а р т о ч к а № 1.
1. Расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их выбор.
6 июня наша страна отмечает день рождения великого Пушкина. Самый большой праздник бывает на Псковщине в Пушкинскх горах и Михайловском. Сюда на берега Голубой Сороти приезжают тысячи людей из союзных республик и из-за рубежа.
Центр праздника огромная поляна рядом с домом (музеем) поэта.
Вес рабочие и колхозники студенты и школьники писатели и художники приходят на поклон к Пушкину.
2. Найти в тексте предложение, соответствующее данной схеме:
куда? куда именно?
[−∙−∙−∙−, −∙−∙−∙−∙−∙−∙−∙−, ══ ── −∙−∙−∙−].
3. Используя содержание текста, составьте предложение, соответствующее схеме:
когда? когда именно?
[−∙−∙−∙−, −∙−∙−∙−∙−∙−∙−∙−, ~~ ── ══ − − − − −].
К а р т о ч к а № 2.
Расставить знаки препинания, указать уточняющие обстоятельства.
1) Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес (А. Толстой). 2) В сумерки весенние за листвой берез гулко в отдаление свистнул паровоз. (Маршак). 3) Каждое утро в шесть часов я отправлялся на работу. (Горький). 4) После ужина вечером мы сидели у костра и разговаривали. 5) Здесь в маленьком блиндаже вырытом видимо артиллеристами в тупике траншеи было пусто. 6) Совсем недавно это было в середине мая пришло от отца письмо.
К а р т о ч к а № 3.
Вставить на месте многоточия сначала уточняющие обстоятельства, потом однородное по отношению к предшествующему обстоятельство (без союза), затем обстоятельство другого вида.
О б р а з е ц . Над лугом … поднялся туман. − Над лугом, в низине, поднялся туман. − Над лугом, над дорогой поднялся туман. − Над лугом к вечеру поднялся туман.
1) На нашем берегу … горело врассыпную несколько ярко-красных огней.
2) По субботам … проходят занятия драматического кружка.
III э т а п .
На данном этапе работы проверяется умение восьмиклассников пользоваться данными конструкциями, синтаксическими синонимами в собственной речи.
Трое учащихся получают индивидуальные задания на карточках.
1.
Проанализировать отрывок из рассказа А.П. Чехова «Письмо ученому соседу» со слов: «Вы сочинили сочинение…» до слов: «…помещаются в животе чем в голове».
Анализируя текст, обратить внимание на то, какие слова и выражения, используемые автором, нарушают единство стиля; определить, чем вызвано это нарушение; уместно ли здесь употребление обособлений.
2.
Сделать данное описание более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и − как всегда в Полесье − неожиданная. Побежали по улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками; с крыш посыпались капли. Воробьи кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криками. Везде слышалась тревога жизни.
Снег сошел. Из под него выглянула земля. Над нивами вился легкий парок. Мне показалось, что вместе с ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть… − поэтическая грусть сожаления о прошлых веснах. Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы.
(Отрывок взят из повести А.И. Куприна «Олеся». Из текста исключены обособленные определения и обстоятельства. После выполнения работы рекомендуется прочитать этот отрывок из повести, чтобы школьники увидели, как обогащают речь обособленные члены предложения).
3.
Составить сопроводительный текст к фотоэтюду, опубликованному в газете, употребить обособленные члены предложения.
Делается вывод об употреблении обособлений в различных стилях речи. Тем временем консультанты объявляют результаты проверенных работ и проставляют оценки за них в «Лист».
После этого ученик, выполняющий задание по тексту из рассказа А.П. Чехова, анализирует его вслух, показывает, как автор специально нарушает единство стиля, используя обособленные члены предложения для сатирического изображения «ученого» соседа. Делается вывод о необходимости уместного использования в речи обособленных членов предложения.
Затем проверяются и остальные задания; одноклассники оценивают ответы товарищей.
Далее всему классу предлагается работа по редактированию текста с обособлениями. Задания выполняются по вариантам:
I в а р и а н т . II в а р и а н т .
1) Записать предложения, внеся в него поправку.
1) «Подъезжая к дому, собаки 1) «Войдя в лес, стало совсем
встретили нас громким лаем». темно».
2) Заменить придаточные предложения синонимическими конструкциями с обособленными членами.
2) Всадник остановился предох- 2) Хотя люди покорили природу,
нуть только тогда, когда оказал- они еще не научились беречь ее.
ся вне опасности.
При проведении зачетных уроков в V − VII классах учитель так же может привлечь консультантов-помощников для проверки выполнения отдельных видов заданий, но все же основная часть проверки в этих параллелях ложится на его плечи.
Урок-зачет по теме «Глагол» (VI класс).
Цель урока: проверить знания учащихся о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола, использовать глагол в речи.
Ход урока.
I. Учитель читает отрывок:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду − все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
− О какой части речи говорится здесь?
− О глаголе.
− Почему?
− Потому что глаголы обозначают действие предметов или их состояние.
Объявляется тема урока, учитель знакомит шестиклассников с целью урока.
II. На доске, разделенной на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам.
К а р т о ч к а № 1.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?
1)Тот труда не бои(ть,т)ся, кто умеет трудь(т,ть)ся. 2) Дело мастера бои(т,ть)ся. 3) Человек по делу узнае(т,ть)ся. 4) По труду и честь воздае(т,ть)ся.5) Надо труди(т,ть)ся, не надо лени(т,ть)ся.
− Какой темой объединены данные предложения?
К а р т о ч к а № 2.
Списать, раскрывая скобки.
(Не) чувствовал усталости, (не) был в школе, ураган (не) истовствовал, мне (не) здоровиться, (не) прикасался к проводам, (не) участвовал в разговоре.
− На какое правило данные примеры?
К а р т о ч к а № 3.
Списать, вставить пропущенные буквы.
Тучи разве..лись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скл..ил конверт, услыш..л шорох.
− Рассказать о глаголах совершенного и несовершенного вида.
К а р т о ч к а № 4.
Списать, вставив пропущенные буквы.
Участв..вал в соревновании, уклад..вал чемодан, бесед..вал с мамой, доклад.. вал командиру, команд..вал ротой, расчит..вал на успех.
− Рассказать о переходных и непереходных глаголах.
К а р т о ч к а № 5.
Списать, вставив пропущенные буквы.
Испеч.. пирог, уулыбаеш..ся мне, стереч.. дом, отреж.. кусок хлеба, мягкий карандаш.., возле дач.., ветер свеж…
− Рассказать о написании ь в глаголах на шипящие.
Шестой ученик на переносной доске делает морфологический разбор глагола из предложения: Между тучами и морем гордо реет буревестник (Горький).
Пока учащиеся работают у доски, один из шестиклассников составляет устное связное высказывание на тему «Что я знаю о глаголе как части речи». Класс оценивает ответ одноклассника.
После этого проверяется работа школьников у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточке вызванные ученики. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы, после чего им выставляется отметка в «Лист учета знаний по теме».
Так, ученику, проверявшему I-е задание предлагается восстановить порядок действий, который помогает правильно определить написание −тся, −ться в глаголе.
Ученику проверявшему II-ую карточку, предлагается рассказать об изменении глагола; III-ю − о синтаксической роли глагола в предложении, он же проверяет правильность морфологического разбора глагола; IV-ую − рассказать о способе действия при написании безударных личных написаний глагола.
Учитель подводит итог работы, консультанты-помощники проставляют под руководством учителя оценки.
III. Работа с перфокартой. Цель: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глагола.
Учитель сообщает школьникам, что предложенные глаголы стоят в 3-м лице единственного числа. Учащиеся должны проставить в отверстиях перфокарты е или и, в зависимости от того, к какому спряжению относится указанный глагол.
стонет стелет лает
зависит строит клеит
пилит колет рубит
крошит ненавидит любит
пенится борется видит
смотрит дышит тает
жалит едет загорает
хлещет мочит колет
реет сеет блистает
IV. Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом, спроецированным с помощью графопроектора на доску или отпечатанным на отдельных карточках. (Пока выполняется эта работы, учитель проверяет перфокарты.)
Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор орфограмм.
Бушу..т в поле (не) погода. По небу стел..тся ни..кие т..желые облака. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не) пугает партизан. (Не) нависть к фашистам собрала их в глухом лесу.
Во многих ср..жениях вместе с партизанами участв..вал пионер Коля Зайцев. Сейчас он пр..бежал из бл..жн..й деревн.. и доклад..вает командиру, что вид..л на дороге немецкие танки. Партизаны расчит..ваю уничтожить их внезапным ударом.
Проводится самопроверка написанного, затем, с помощью графопроектора текст с вставленными буквами проецируется на доску. Ученики сверяют с ним свои работы.
Дополнительные задания классу:
− Найти в первом абзаце переходный глагол.
− Почему во втором абзаце рядом с глаголом прошедшего времени (прибежал) употреблен глагол настоящего времени (докладывает)? Оправдано ли это в данном тексте?
− Глагол участвовать записать во всех наклонениях.
V. Работа над ошибками, допущенными в работе с перфокартами, выставление оценок.
VI. Для анализа предлагается текст. Учащиеся должны определить его тему, подобрать заголовок, выяснить роль глаголов в описании природы и состояния человека.
Весна в этом году долго не наступала. Потом все вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило.
И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит капель.
Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.
Говоря о роли глаголов в данном тексте, учащиеся отмечают, что с помощью одних глаголов передается динамика, движение природы, просыпающейся весной (проснулось, зашевелилось, пробивается), другие передают зрительные и слуховые впечатления.
Так, звуковой образ весны помогают создать такие глаголы, как запело, зашумело, заговорило, разносится, журчит, звенит, зрительные − сверкает, поголубело, почернели. Безличные глаголы хочется, дышится передают состояние и настроение человека.
VII. Используя данную лексику, написать сочинение-миниатюру «О дожде» по вариантам: 1) летний дождь; 2) осенний дождь; 3) весенний дождь:
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льет как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
VIII. В это время учитель подводит итоги урока, выставляя оценки за предыдущие виды работ, затем объявляет их.
Чтение трех сочинений миниатюр (по вариантам).
Отметки за последнюю работу будут выставлены на следующем уроке после их проверки учителем.
Используемая литература:
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. – Секреты пунктуации: Кн.для учащихся.- М., 1986г.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М.,1982г.
КайдаловаА.И., Калинина И.К. Современная русская орфография.- М.1983г.
Панов М.В. Занимательная орфография: Кн.для внеклассного чтения учащихся.-М.,1984г
12