МОУ «СОШ №14 г. Зеленокумска» Советского района
Брейн-ринг «Ваши права и
обязанности»
подготовила и провела
классный руководитель 9Б класса
Егорова Н.А.
2014 – 2015 учебный год
Задачи:
познакомить учащихся с основными документами «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией по правам ребенка», отражающих права ребенка в обществе;
научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;
определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;
развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, юные любители знаний! Сегодня у нас необычное занятие. Мы поиграем в интересную игру «Брейн-ринг». Брейн-ринг в переводе с английского «быстрое состязание», т.е. быстрая игра, потому что отвечать нужно быстро и правильно. Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры. В декабре появлялись все важнейшие документы, которые определили, какой должна быть жизнь человека: «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации»; «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре.
Учитель: А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.
Учитель. Прежде всего, начнем с самого понятия «право». Что же такое право? Итак, прошу внимания. Данное слово имеет несколько толкований!
К доске выходят дети – помощники, у них в руках таблички с надписями: «Право на отдых», «Право на творчество», «Право на свободу мнения», «Право на образование»
1-й ученик: Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
2-й ученик: Право — это охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.
3-й ученик: Право — это возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.
4-й ученик: Право — это основание, причина.
Учитель: Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?
Учащиеся: Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни. Чтобы в стране не было хаоса и беспорядка.
Учитель: И вот сегодня на нашем брейн-ринге «Ваши права и обязанности» вы можете продемонстрировать свои знания по правам человека.
Учитель: В нашей игре принимают участие команды «Правоведы» и «Правознайки» (представление всех игроков)
Учитель: Правила нашей игры таковы: я буду задавать вопросы, команды приступают к обсуждению. Игроки команд должны выслушивать вопросы до конца, выкрикивать с места нельзя, иначе будут сниматься очки. Если команда знает ответ, то капитаны поднимают сигнальную карточку и вы отвечаете. Оценивать конкурсы будет наше уважаемое жюри. Позвольте вам его представить. (знакомство с членами жюри)
Учитель: Итак, команды готовы?
Первый раунд – ЛИТЕРАТУРНЫЙ.
Учитель: Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права, приближенные к жизни современного школьника.
1) Учитель: Вопрос команде «Правоведы». В “Конвенции ООН о правах ребенка” сказано:
(На экране появляется положение.)
Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы.
Учитель: У нас в школе тоже есть такие группы. Назовите их. (Ответы детей)
Учитель: Такая группа – это наш класс. Ваши родители привели вас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.
2) Учитель: Вопрос команде «Правознайки». В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром.
Учитель: Я приведу вам сказочный пример:
“Ничего-ничего,– сказала Фрёкен Бок, – у меня и дети, и собаки быстро становятся шёлковыми”.
– Вспомните, какое имя придумал Малыш для Фрёкен Бок?
Учащиеся: Домомучительница.
Учитель: Какое право нарушала Фрёкен Бок? (Ответы детей) Правильно, учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более – бить.
(На экране появляется новое положение.)
Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.
3) Учитель: Вопрос команде «Правоведы». Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё и неуклюжий, и длинный, и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.
Учитель: Какую сказку написал Андерсен, вспоминая свое детство?
Учащиеся: Гадкий утенок.
Учитель: Утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду. А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?
Учащиеся: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Учитель: Какое право было нарушено?
(На экране появляется надпись)
Ребенок не обязан быть “как все”.
4) Учитель: Вопрос команде «Правознайки». Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.
Учитель: Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мои вопросы. Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. Что это за сказка? Куда пошел Буратино?
Учащиеся: Эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Её автор А. Толстой. Буратино пошел в кукольный театр.
Учитель: Какое право нарушил Буратино? (Ответы детей)
Учитель: Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:
(На экране появляется новое положение.)
Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.
5) Учитель: Вопрос команде «Правоведы». А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.
– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!
– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
Учитель: Что это за сказка?
Учащиеся: Это сказка “Три поросенка”.
Учитель: Кто в этой сказке нарушил Конвенцию?
Учащиеся: Конечно, волк!
Учитель: Какое право нарушил волк? (Ответы детей)
Учитель: Никто не имеет права заставить вас открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме вы главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:
(На экране появляется новое положение.)
Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.
6) Учитель: Вопрос команде «Правознайки». Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.
Учитель: Послушайте следующий сказочный пример: “Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?” Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?
Учащиеся: Это сказка “Снежная Королева”, её автор Ганс Христиан Андерсен.
Учитель: Какое право нарушила Снежная Королева? (Ответы детей)
Учитель: А вот что говориться об этом в Конвенции:
(На экране появляется новое положение.)
Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.
Учитель: Итак, первый тур подошел к концу. Просим жюри огласить результаты.
Второй раунд – МУЗЫКАЛЬНЫЙ.
Учитель: А сейчас вы послушаете 6 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь. («По синему морю», «Чебурашка», «Вместе весело шагать», «Рыжий, конопатый», «Учат в школе», «Спокойной ночи, малыши»)
Учитель: Второй тур подошел к концу. Просим жюри огласить результаты.
Третий раунд – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель: Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
— Что такое обязанность?
Учащиеся: Круг действий, возложенных на кого–то и обязательных для выполнения.
Учитель: Какая самая главная обязанность у вас в семье? У кого, на ваш взгляд, их больше всего?
Учитель: А какие обязанности у учеников?
Учитель: А откуда вы это знаете? /Устав школы/
Учитель: Вам было дано задание самостоятельно придумать памятку: команде «Правоведы» — “Как должен вести себя ученик с учеником”, команде «Правознайки» — “Как должен относиться учитель к ученику”. Посмотрим, что же у нас получилось.
Учащиеся: 1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг к другу.
2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.
3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.
4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.
6. Главное, учитель не должен унижать достоинства ученика.
Учитель: Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека.
Учитель: Слово жюри.
Четвертый раунд – СЛОВАРНЫЙ.
Учитель: На экране вы видите слова, на карточках даны определения этих слов. Запишите эти слова в том порядке, в каком даны определения. Время для обсуждения – 2 минуты.
На экране
Гражданин
ООН
Конвенция
На карточках:
Документ, защищающий права ребенка.
Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Учитель: Слово жюри
Пятый раунд – КРОССВОРД.
Учитель: Вам необходимо заполнить кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности. Запишите ключевое слово.
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
п | о | р | я | д | о | ч | н | о | с | т | ь |
| |
с | п | р | а | в | е | д | л | и | в | о | с | т | ь |
р | а | з | у | м | н | о | с | т | ь |
|
|
|
|
| в | о | с | п | и | т | а | н | н | о | с | т | ь |
о | б | я | з | а | н | н | о | с | т | и |
|
|
|
Учитель: Зная и соблюдая свои права и обязанности, вы сможете обладать всеми этими качествами.
Учитель: Слово предоставляется жюри
Награждение.
Учитель: Спасибо командам за участие, а гостям за внимание!