Брейн-ринг «Ваши права и обязанности» 9 класс


МОУ «СОШ №14 г. Зеленокумска» Советского района
















Брейн-ринг  «Ваши права и



обязанности»







подготовила и провела

классный руководитель 9Б класса

Егорова Н.А.









2014 – 2015 учебный год



Задачи:

  • познакомить учащихся с основными документами «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией по правам ребенка», отражающих права ребенка в обществе;

  • научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;

  • воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;

  • определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;

  • развивать познавательные способности детей, их кругозор.



Ход мероприятия:


Учитель: Добрый день, юные любители знаний! Сегодня у нас необычное занятие. Мы поиграем в интересную игру «Брейн-ринг». Брейн-ринг в переводе с английского «быстрое состязание», т.е. быстрая игра, потому что отвечать нужно быстро и правильно.  Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры. В декабре появлялись все важнейшие документы, которые определили, какой должна быть жизнь человека: «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации»; «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре.

Учитель: А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.

Учитель. Прежде всего, начнем с самого понятия «право». Что же такое право? Итак, прошу внимания. Данное слово имеет несколько толкований!

К доске выходят дети – помощники, у них в руках таблички с надписями: «Право на отдых», «Право на творчество», «Право на свободу мнения», «Право на образование»

1-й ученик: Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

2-й ученик: Право — это охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.

3-й ученик: Право — это возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

4-й ученик: Право — это основание, причина.

Учитель: Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

Учащиеся: Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни. Чтобы в стране не было хаоса и беспорядка.

Учитель: И вот сегодня на нашем брейн-ринге «Ваши права и обязанности» вы можете продемонстрировать свои знания по правам человека.

Учитель: В нашей игре принимают участие команды «Правоведы» и «Правознайки» (представление всех игроков)

Учитель: Правила нашей игры таковы: я буду задавать  вопросы, команды приступают к обсуждению. Игроки команд должны выслушивать вопросы до конца, выкрикивать с места нельзя, иначе будут сниматься очки. Если команда знает ответ, то капитаны поднимают сигнальную карточку и вы отвечаете. Оценивать конкурсы будет наше уважаемое жюри. Позвольте вам его представить. (знакомство с членами жюри)

Учитель: Итак, команды готовы?


Первый раунд – ЛИТЕРАТУРНЫЙ.


Учитель: Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права, приближенные к жизни современного школьника.

1) Учитель: Вопрос команде «Правоведы». В “Конвенции ООН о правах ребенка” сказано:

(На экране появляется  положение.)

Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы.

Учитель: У нас в школе тоже есть такие группы. Назовите их. (Ответы детей)

Учитель: Такая группа – это  наш класс. Ваши родители привели вас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.

2) Учитель: Вопрос команде «Правознайки». В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром.

Учитель: Я приведу вам сказочный пример:

Ничего-ничего,– сказала Фрёкен Бок, – у меня и дети, и собаки быстро становятся шёлковыми”.

Вспомните, какое имя придумал Малыш для  Фрёкен Бок?

Учащиеся: Домомучительница.

Учитель: Какое право нарушала Фрёкен Бок? (Ответы детей) Правильно, учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более – бить.

(На экране появляется новое положение.)

Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.

3) Учитель: Вопрос команде «Правоведы». Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё и неуклюжий, и длинный, и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Учитель: Какую сказку написал Андерсен, вспоминая свое детство?

Учащиеся: Гадкий утенок.

Учитель: Утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду. А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?

Учащиеся: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

Учитель: Какое право  было нарушено?

(На экране появляется надпись)

Ребенок не обязан быть “как все”.

4) Учитель: Вопрос команде «Правознайки». Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

Учитель: Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мои вопросы. Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. Что это за сказка?  Куда пошел Буратино?

Учащиеся: Эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Её автор А. Толстой. Буратино пошел в кукольный театр.

Учитель: Какое право нарушил Буратино? (Ответы детей)

Учитель: Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

(На экране появляется новое положение.)

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

5) Учитель: Вопрос команде «Правоведы». А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю! 

Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Учитель: Что это за сказка?

Учащиеся: Это сказка “Три поросенка”.

Учитель: Кто в этой сказке нарушил Конвенцию?

Учащиеся: Конечно, волк!

Учитель: Какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Учитель: Никто не имеет права заставить вас открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме вы главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

(На экране появляется новое положение.)

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

6) Учитель: Вопрос команде «Правознайки». Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

Учитель: Послушайте следующий сказочный пример: “Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?” Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?

Учащиеся: Это сказка “Снежная Королева”, её автор Ганс Христиан Андерсен.

Учитель:  Какое право нарушила Снежная Королева? (Ответы детей)

Учитель: А вот что говориться об этом в Конвенции:

(На экране появляется новое положение.)

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

Учитель: Итак, первый тур подошел к концу. Просим жюри огласить результаты.


Второй раунд – МУЗЫКАЛЬНЫЙ.


Учитель: А сейчас вы послушаете 6 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь. («По синему морю», «Чебурашка», «Вместе весело шагать», «Рыжий, конопатый», «Учат в школе», «Спокойной ночи, малыши»)

Учитель: Второй тур подошел к концу. Просим жюри огласить результаты.


Третий раунд – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Учитель: Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Что такое обязанность?

Учащиеся: Круг действий, возложенных на кого–то и обязательных для выполнения.

Учитель: Какая самая главная обязанность у вас в семье? У кого, на ваш взгляд, их больше всего?

Учитель: А какие обязанности у учеников?

Учитель: А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Учитель: Вам было дано задание самостоятельно придумать памятку: команде «Правоведы» —  “Как должен вести себя ученик с учеником”, команде «Правознайки» —  “Как должен относиться учитель к ученику”. Посмотрим, что же у нас получилось.

Учащиеся: 1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг к другу.

2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Главное, учитель не должен унижать достоинства ученика.

Учитель: Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека.

Учитель: Слово жюри.


Четвертый раунд – СЛОВАРНЫЙ.


Учитель: На экране вы видите слова, на карточках даны определения этих слов. Запишите эти слова в том порядке, в каком даны определения. Время для обсуждения – 2 минуты.

На экране

Гражданин

ООН

Конвенция

На карточках:

  1. Документ, защищающий права ребенка.

  2. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

  3. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.

Учитель: Слово жюри


Пятый раунд – КРОССВОРД.


Учитель: Вам необходимо заполнить  кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности. Запишите ключевое слово.

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……



п

о

р

я

д

о

ч

н

о

с

т

ь


с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

р

а

з

у

м

н

о

с

т

ь






в

о

с

п

и

т

а

н

н

о

с

т

ь

о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и





Учитель: Зная и соблюдая свои права и обязанности, вы сможете обладать всеми этими качествами.

Учитель: Слово предоставляется жюри

Награждение.

Учитель: Спасибо командам за участие, а гостям за внимание!


Свежие документы:  Классный час "20 лет Конституции РФ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: