Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №1»
Доклад
по развитию толерантности, профилактике межэтнической, межконфессиональной враждебности, нетерпимости и правовому просвещению учащихся
через урочную и внеурочную деятельность
подготовила
учитель права, заместитель директора по ВР
Ефремкина Марина Александровна
г. Тулун
2014
-За что ты меня убиваешь7
— Как за что? Да ведь ты живешь на том берегу реки! Живи ты на этом берегу. Я и совершил бы неправое дело, злодейство. если бы убил тебя. Но ты живешь по ту сторону реки, значит мое дело правое, и я совершу подвиг.
(Блез Паскаль)
В обществе всегда существовало разделение на полярности: свои/чужие.
При каких обстоятельствах происходит деление на своих и чужих?
1. По национальному признаку.
2. По материальному положению.
3. По интересам.
4. По территориальному признаку (комплекс провинциала): «город/деревня» и т.д.
По статистическим данным 2014 года (ВЦИОМа) в среднем 60 % населения поддерживают ксенофобские призывы (2/3 граждан РФ). Чтобы общество не сотрясали волнения, государству необходимы граждане эмоционально-устойчивые, коммуникативные, толерантные, социально активные.
Данный социальный заказ призвана выполнять современная система образования. Школа обязана создать условия для успешной социализации подрастающего поколения, а значит привить учащимся ценности коллектива, культурно-регионального сообщества, ценности российской нации и мирового сообщества. Данные приоритеты четко указаны в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Данные задачи поставлены перед всеми российскими школами, но образовательные организации могут конкретизировать задачи духовно-нравственного воспитания, развития и социализации учащихся для более полного достижения цели с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации учебно-воспитательного процесса, потребностей учащихся и их родителей.
Интернет пестрит различными всплесками негодования по тому поводу, что в российских школах обучаются дети мигрантов. В нашей школе обучаются дети разных национальностей, так как расположены в центральном микрорайоне города, в котором отмечена высокая концентрация иностранных граждан. Количественный состав — это 54 школьника, имеющих другую национальность (в частности, это армяне, таджики, узбеки, киргизы, цыгане), процентное соотношение от общего количества учащихся – 5 %. Но стоит отметить, что в последнее время происходит отток детей армянской диаспоры и приход детей из азиатских стран.
Следует говорить, что эти же национальности распространены на всей территории Иркутской области. По данным последней переписи кол-во представителей (взрослых и детей) армян составляет 0,3%,киргизов, узбеков только 0,2%, украинцев – 1, 3%, татар — 0.9 %, самая многочисленная прослойка – это буряты – 3,2%. (Всего 5, 9 % от всего населения Иркутской области). Сравнительный анализ позволяет говорить о достаточно большом количестве детей нерусской национальности в общеобразовательной организации. Всего в Иркутской области проживает более 156 народностей, что объяснимо историческими процессами в нашем крае. В Иркутске есть воскресные школы, которые позволяют иностранным детям получать дополнительное образование, но данная практика не имеет пока перспектив в развитии. Мне же хочется согласиться со словами доктора исторических наук, профессора ИГУ Виктора Дятлова, который в своем выступлении на областной конференции отметил: «Школа должна быть одна. А вот на скольких языках она может позволить вести диалог, будет говорить о ее силе».
Таким образом, одна из задач школы в рамках образования и воспитания – это изучение конституционного права, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека.
Базовые ценности: любовь к своему государству, краю, народу; служение Отечеству; правовое государство; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная.
Стоит особо говорить о формировании толерантности в ученическом сообществе – ценностном отношении к культурному разнообразию общества, выражающемуся в принятии и понимании иных культур.
Многие педагоги не принимают данного термина из-за его современности, стараясь подменить другими понятиями. Но термин давно существует в жизни общества:
О возможности единения людей, воспитания человека в духе уважения, доброты и мира люди задумывались издревле. Читая «Жалобу мира» Эразма Роттердамского, мы видим, что даже в эпоху Нового времени, вопросы толерантного человека стояли особо остро. 16- 17 века – Новое время. Наиболее активно предлагал и пропагандировал Вольтер
18 век — о достони равенстве каждогог человека говорят во Франции и закрепляют термин в «Декларации прав человека и гражданина» (1789).
20 век – закрепляется «Всеобщей декларацией прав человека» (1948).
Декларация принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Цель своей деятельности как учителя права вижу в разработке и апробации программы элективного курса, внеклассных мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодёжной среде, формирование у учащихся мировоззрения толерантности, нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.
Чтобы добиться преодоления межэтнических проблем посредством урочной и других видов деятельности, осознания и знания учащимися конституционного права, разработала адаптационную программу элективного курса «Государство. Гражданин. Человек» для 10-11 классов. К примеру, раздел IV « Право и личность» (9 ч.) — содержание второй главы Конституции РФ позволяет изучить следующее: права, свободы и обязанности человека и гражданина. Виды прав человека. Понятие и элементы правового статуса. Права человека и гражданина. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Правовая информация, представленная в содержании программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся. А сам учебный предмет «Право» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. Например, следующее содержание: «Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Апартеид, геноцид, дискриминация национальных меньшинств, расизм. Юридический механизм защиты прав человека. Значение Всеобщей декларации прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека».
Таким образом, правовое образование позволяет создать условия для развития гражданско — правовой активности, ответственности, правосознания учащихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков толерантного поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, члена семьи, работника).
Также воспитание учащихся в духе гуманного межнационального общения и привития идей альтруизма и уважения к другим возможно через создание позитивного имиджа учащихся вне зависимости от нации (рассказы, фестивали и др. о наиболее успешных людях разных национальностей в РФ).
Апробированные средства: тематические классные часы («Взрослая жизнь – взрослая ответственность» «Гражданская позиция школьника: что это значит?» «Как научиться жить в мире людей?» «Все мы разные, но все мы равные»), интеллектуальные игры («Делами добрыми едины», «Кругосветное путешествие класса по странам» «Температура прав человека» «Путешествие в город правовых знаний»), выставки творческих работ («Идеи терпимости», «Рисуем дружбу», « Внеси свой вклад» -создание открытой газеты – списка фильмов и других произведений. являющихся воспитателями доброты и отзывчивости).
Проводимая работа должна соответствовать возрастным особенностям уч-ся.
Последовательность мероприятий
6-9 класс | 10-11 класс | |
воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания | обучение понимать друг друга, признавать иные точки зрения. умение выходить из конфликтных ситуаций, раскрытие интереса к другим народам | формирование активной гражданской позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод |
Планируемые результаты:
формирование у учащихся устойчивой системы ценностей, таких как толерантность, коллективизм, активность, интерес к культуре своего и других народов (образ учащегося, успешно взаимодействующего в коллективе, социально адаптированного);
снижение конфликтности и агрессивности, уровня неприятия в классных коллективах за счет целенаправленной совместной и слаженной деятельности всех субъектов образовательного процесса (образ ученика, противостоящего нетолерантным отношениям);
отсутствие молодежных экстремистских группировок, возникших на основе нетерпимости, и противоправных действий, совершенных учащимися.
Как диагностировать «толерантность» – понятие условное, в разных ситуациях проявляющееся по-новому?!
Говоря о качественном анализе, стоит иметь четкое представление о понятиях толерантный /интолерантный класс.
интолерантный класс | |
-умение слышать и слушать, -стремление разобраться, расспрашивание. — совет, предложение, -похвала, согласие, — подбадривание, -благожелательность, -утешение, -уважение, -эмпатия, -поддержка. | -перебивание, нетерпение, неумение слушать друг друга, — игнорирование, -отстранение, -обзывание, обвинение, упреки, -критика, проповедь, морализирование, -угрозы. -предостережение. -указание, приказ |
Возможны организация и проведение личностного анкетирования.
Вопрос к тестируемому | |
Язык | Обзывают ли дети друг друга, используются ли ими при обращении друг к другу вместо имен клички с этническим или уничижительным оттенком? |
Стереотипы | Используют ли дети негативные, оскорбительные обобщения, говоря о мигрантах, о стариках, об инвалидах или о каких-либо группах, сложившихся по этническим, половым, интеллектуальным признакам (или рисуют карикатуры, рассказывают анекдоты)? |
Насмешка | Насмехаются ли ученики над ошибками или личными качествами и условиями жизни непохожих на них людей и их семей или других сообществ, пытаясь поставить их в неловкое положение? |
Предубеждения | Считают ли учащиеся, что некоторые люди или определенные группы людей, отличающиеся по верованию, национальности, полу, интеллекту, здоровью, хуже и глупее остальных, менее ценны и важны для общества, чем те, к которым принадлежат они сами? |
Поиск «козла отпущения» | Склонны ли ученики сваливать вину за проигрыши в соревнованиях, за неприятные происшествия и, вообще, за все неудачи класса на кого-то из одноклассников? |
Дискриминация | Есть ли в классе дети, которых другие дети постоянно избегают, не берут в команду, не принимают в игры, в группы по интересам, потому что они обладают этническими, религиозными, половыми или иными особенностями? |
Преследование | Пытаются ли одни ученики испортить настроение другим, постоянно ставя в неловкое положение, выталкивая их из ряда в строю, оставляя на партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? |
Остракизм (бойкот) | Бывают ли у учащихся периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают его в общие дела и совместные действия? |
Осквернение или порча | Делает ли кто-то из учащихся непристойные надписи или рисунки, сознательно желая испортить собственность другого, демонстрируя неуважение к его правам, к национальности, к вероисповеданию, или к работе, сделанной |
Запугивание | Прибегают ли некоторые учащиеся к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус для принуждения других к нежелаемым ими действиям? |
Изгнание | Был ли кто-либо из учащихся несправедливо или беспричинно изгнан из команды, группы? |
Отчуждение | Есть ли в классе ученики, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в команды, клубы? |
Сегрегация | Прослеживается ли у учащихся тенденция собираться и общаться группами, сформированными по национальным, религиозным, половым, расовым признакам или вокруг неформального лидера? |
Подавление | Возникают ли ситуации, когда одни ученики в классе, используя физическую силу и различные формы угроз, не дают другим права участвовать в классных мероприятиях, высказывать свое мнение или искажают и осмеивают это мнение? |
Насилие | Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других учащихся, часто ли в классе возникают драки? |
Комментарий
Возможно провести самооценку толерантности детьми на классных часах. Учитель зачитывает вопрос, учащиеся у себя на листе бумаги ставят номер вопроса и ответ. Варианты ответов: да (+1), нет (-1), не задумывался, не знаю (0). Баллы суммируются. Суммарная оценка фиксируется и позже анализируется детьми с учителем. Далее можно усреднять как комплексную оценку, так и оценку по какой-либо категории по параллели, школе (или по группам, собравшимся по какому-либо признаку: пол, достаток, род занятий, социальный статус, национальность). Отвечает на вопросы этой анкеты и классный руководитель. Выводится средняя оценка.
Анкетирование проходит дважды: в начале и в конце учебного года для сравнения изменений…
Работа, проводимая одним педагогом, может и не проявиться в устойчивом воспитательном эффекте, но, тем не менее, однозначно будет большим шагом как со стороны учащегося на пути выстраивания толерантных отношений с окружающим миром, так и со стороны меня, учителя.
Список литературы для учителя:
Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.
Клименко С.В., Чичерин A.JI. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004.
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. — М.,1997.
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», — М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004.