Доклад по развитию толерантности, профилактике межэтнической, межконфессиональной враждебности, нетерпимости и правовому просвещению учащихся через урочную и внеурочную деятельность


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №1»












Доклад

по развитию толерантности, профилактике межэтнической, межконфессиональной враждебности, нетерпимости и правовому просвещению учащихся

через урочную и внеурочную деятельность







подготовила

учитель права, заместитель директора по ВР

Ефремкина Марина Александровна












г. Тулун

2014




-За что ты меня убиваешь7

— Как за что? Да ведь ты живешь на том берегу реки! Живи ты на этом берегу. Я и совершил бы неправое дело, злодейство. если бы убил тебя. Но ты живешь по ту сторону реки, значит мое дело правое, и я совершу подвиг.

(Блез Паскаль)


В обществе всегда существовало разделение на полярности: свои/чужие.

При каких обстоятельствах происходит деление на своих и чужих?

1. По национальному признаку.

2. По материальному положению.

3. По интересам.

4. По территориальному признаку (комплекс провинциала): «город/деревня» и т.д.


По статистическим данным 2014 года (ВЦИОМа) в среднем 60 % населения поддерживают ксенофобские призывы (2/3 граждан РФ). Чтобы общество не сотрясали волнения, государству необходимы граждане эмоционально-устойчивые, коммуникативные, толерантные, социально активные.

Данный социальный заказ призвана выполнять современная система образования. Школа обязана создать условия для успешной социализации подрастающего поколения, а значит привить учащимся ценности коллектива, культурно-регионального сообщества, ценности российской нации и мирового сообщества. Данные приоритеты четко указаны в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Данные задачи поставлены перед всеми российскими школами, но образовательные организации могут конкретизировать задачи духовно-нравственного воспитания, развития и социализации учащихся для более полного достижения цели с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации учебно-воспитательного процесса, потребностей учащихся и их родителей.

Интернет пестрит различными всплесками негодования по тому поводу, что в российских школах обучаются дети мигрантов. В нашей школе обучаются дети разных национальностей, так как расположены в центральном микрорайоне города, в котором отмечена высокая концентрация иностранных граждан. Количественный состав — это 54 школьника, имеющих другую национальность (в частности, это армяне, таджики, узбеки, киргизы, цыгане), процентное соотношение от общего количества учащихся – 5 %. Но стоит отметить, что в последнее время происходит отток детей армянской диаспоры и приход детей из азиатских стран.

Следует говорить, что эти же национальности распространены на всей территории Иркутской области. По данным последней переписи кол-во представителей (взрослых и детей) армян составляет 0,3%,киргизов, узбеков только 0,2%, украинцев – 1, 3%, татар — 0.9 %, самая многочисленная прослойка – это буряты – 3,2%. (Всего 5, 9 % от всего населения Иркутской области). Сравнительный анализ позволяет говорить о достаточно большом количестве детей нерусской национальности в общеобразовательной организации. Всего в Иркутской области проживает более 156 народностей, что объяснимо историческими процессами в нашем крае. В Иркутске есть воскресные школы, которые позволяют иностранным детям получать дополнительное образование, но данная практика не имеет пока перспектив в развитии. Мне же хочется согласиться со словами доктора исторических наук, профессора ИГУ Виктора Дятлова, который в своем выступлении на областной конференции отметил: «Школа должна быть одна. А вот на скольких языках она может позволить вести диалог, будет говорить о ее силе».

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Будь гражданин!" 6 класс

Таким образом, одна из задач школы в рамках образования и воспитания – это изучение конституционного права, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека.

Базовые ценности: любовь к своему государству, краю, народу; служение Отечеству; правовое государство; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная.

Стоит особо говорить о формировании толерантности в ученическом сообществе – ценностном отношении к культурному разнообразию общества, выражающемуся в принятии и понимании иных культур.

Многие педагоги не принимают данного термина из-за его современности, стараясь подменить другими понятиями. Но термин давно существует в жизни общества:

  • О возможности единения людей, воспитания человека в духе уважения, доброты и мира люди задумывались издревле. Читая «Жалобу мира» Эразма Роттердамского, мы видим, что даже в эпоху Нового времени, вопросы толерантного человека стояли особо остро. 16- 17 века – Новое время. Наиболее активно предлагал и пропагандировал Вольтер

  • 18 век — о достони равенстве каждогог человека говорят во Франции и закрепляют термин в «Декларации прав человека и гражданина» (1789).

  • 20 век – закрепляется «Всеобщей декларацией прав человека» (1948).

  • Декларация принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

Цель своей деятельности как учителя права вижу в разработке и апробации программы элективного курса, внеклассных мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодёжной среде, формирование у учащихся мировоззрения толерантности, нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.

Чтобы добиться преодоления межэтнических проблем посредством урочной и других видов деятельности, осознания и знания учащимися конституционного права, разработала адаптационную программу элективного курса «Государство. Гражданин. Человек» для 10-11 классов. К примеру, раздел IV « Право и личность» (9 ч.) — содержание второй главы Конституции РФ позволяет изучить следующее: права, свободы и обязанности человека и гражданина. Виды прав человека. Понятие и элементы правового статуса. Права человека и гражданина. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Правовая информация, представленная в содержании программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся. А сам учебный предмет «Право» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. Например, следующее содержание: «Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Апартеид, геноцид, дискриминация национальных меньшинств, расизм. Юридический механизм защиты прав человека. Значение Всеобщей декларации прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека».

Таким образом, правовое образование позволяет создать условия для развития гражданско — правовой активности, ответственности, правосознания учащихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков толерантного поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, члена семьи, работника).

Также воспитание учащихся в духе гуманного межнационального общения и привития идей альтруизма и уважения к другим возможно через создание позитивного имиджа учащихся вне зависимости от нации (рассказы, фестивали и др. о наиболее успешных людях разных национальностей в РФ).

Апробированные средства: тематические классные часы («Взрослая жизнь – взрослая ответственность» «Гражданская позиция школьника: что это значит?» «Как научиться жить в мире людей?» «Все мы разные, но все мы равные»), интеллектуальные игры («Делами добрыми едины», «Кругосветное путешествие класса по странам» «Температура прав человека» «Путешествие в город правовых знаний»), выставки творческих работ («Идеи терпимости», «Рисуем дружбу», « Внеси свой вклад» -создание открытой газеты – списка фильмов и других произведений. являющихся воспитателями доброты и отзывчивости).

Проводимая работа должна соответствовать возрастным особенностям уч-ся.

Последовательность мероприятий

1-5 класс

6-9 класс

10-11 класс

воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания

обучение понимать друг друга, признавать иные точки зрения. умение выходить из конфликтных ситуаций, раскрытие интереса к другим народам

формирование активной гражданской позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод

Планируемые результаты:

формирование у учащихся устойчивой системы ценностей, таких как толерантность, коллективизм, активность, интерес к культуре своего и других народов (образ учащегося, успешно взаимодействующего в коллективе, социально адаптированного);

снижение конфликтности и агрессивности, уровня неприятия в классных коллективах за счет целенаправленной совместной и слаженной деятельности всех субъектов образовательного процесса (образ ученика, противостоящего нетолерантным отношениям);

отсутствие молодежных экстремистских группировок, возникших на основе нетерпимости, и противоправных действий, совершенных учащимися.


Как диагностировать «толерантность» – понятие условное, в разных ситуациях проявляющееся по-новому?!

Говоря о качественном анализе, стоит иметь четкое представление о понятиях толерантный /интолерантный класс.

толерантный класс

интолерантный класс

-умение слышать и слушать,

-стремление разобраться, расспрашивание.

— совет, предложение,

-похвала, согласие,

— подбадривание,

-благожелательность,

-утешение,

-уважение,

-эмпатия,

-поддержка.

-перебивание, нетерпение, неумение слушать друг друга,

— игнорирование,

-отстранение,

-обзывание,

обвинение, упреки,

-критика, проповедь, морализирование,

-угрозы.

-предостережение.

-указание, приказ


Возможны организация и проведение личностного анкетирования.


Исследуемая категория

Вопрос к тестируемому

Язык

Обзывают ли дети друг друга, используются ли ими при обращении друг к другу вместо имен клички с этническим или уничижительным оттенком?

Стереотипы

Используют ли дети негативные, оскорбительные обобщения, говоря о мигрантах, о стариках, об инвалидах или о каких-либо группах, сложившихся по этническим, половым, интеллектуальным признакам (или рисуют карикатуры, рассказывают анекдоты)?

Насмешка

Насмехаются ли ученики над ошибками или личными качествами и условиями жизни непохожих на них людей и их семей или других сообществ, пытаясь поставить их в неловкое положение?

Предубеждения

Считают ли учащиеся, что некоторые люди или определенные группы людей, отличающиеся по верованию, национальности, полу, интеллекту, здоровью, хуже и глупее остальных, менее ценны и важны для общества, чем те, к которым принадлежат они сами?

Поиск «козла отпущения»

Склонны ли ученики сваливать вину за проигрыши в соревнованиях, за неприятные происшествия и, вообще, за все неудачи класса на кого-то из одноклассников?

Дискриминация

Есть ли в классе дети, которых другие дети постоянно избегают, не берут в команду, не принимают в игры, в группы по интересам, потому что они обладают этническими, религиозными, половыми или иными особенностями?

Преследование

Пытаются ли одни ученики испортить настроение другим, постоянно ставя в неловкое положение, выталкивая их из ряда в строю, оставляя на партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры?

Остракизм (бойкот)

Бывают ли у учащихся периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают его в общие дела и совместные действия?

Осквернение или порча

Делает ли кто-то из учащихся непристойные надписи или рисунки, сознательно желая испортить собственность другого, демонстрируя неуважение к его правам, к национальности, к вероисповеданию, или к работе, сделанной

Запугивание

Прибегают ли некоторые учащиеся к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус для принуждения других к нежелаемым ими действиям?

Изгнание

Был ли кто-либо из учащихся несправедливо или беспричинно изгнан из команды, группы?

Отчуждение

Есть ли в классе ученики, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в команды, клубы?

Сегрегация

Прослеживается ли у учащихся тенденция собираться и общаться группами, сформированными по национальным, религиозным, половым, расовым признакам или вокруг неформального лидера?

Подавление

Возникают ли ситуации, когда одни ученики в классе, используя физическую силу и различные формы угроз, не дают другим права участвовать в классных мероприятиях, высказывать свое мнение или искажают и осмеивают это мнение?

Насилие

Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других учащихся, часто ли в классе возникают драки?

Комментарий

Возможно провести самооценку толерантности детьми на классных часах. Учитель зачитывает вопрос, учащиеся у себя на листе бумаги ставят номер вопроса и ответ. Варианты ответов: да (+1), нет (-1), не задумывался, не знаю (0). Баллы суммируются. Суммарная оценка фиксируется и позже анализируется детьми с учителем. Далее можно усреднять как комплексную оценку, так и оценку по какой-либо категории по параллели, школе (или по группам, собравшимся по какому-либо признаку: пол, достаток, род занятий, социальный статус, национальность). Отвечает на вопросы этой анкеты и классный руководитель. Выводится средняя оценка.

Анкетирование проходит дважды: в начале и в конце учебного года для сравнения изменений…

Работа, проводимая одним педагогом, может и не проявиться в устойчивом воспитательном эффекте, но, тем не менее, однозначно будет большим шагом как со стороны учащегося на пути выстраивания толерантных отношений с окружающим миром, так и со стороны меня, учителя.










































Список литературы для учителя:

      1. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.

    1. Клименко С.В., Чичерин A.JI. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004.

    2. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. — М.,1997.

    3. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», — М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Понятие, сущность и организация государства»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: