Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов №36»
города Саранска Республики Мордовия
ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Автор:
Карпушкин Владимир
ученица 11 А класса
средней школы 36
Руководитель:
Шмырёв С.С.
учитель географии
средней школы 36
Саранск 2014
Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть
Глава 1. Теоретические основы влияния религии на формирование сознания подростков 4 стр.
1.1.Проблема формирования сознания в психолого-педагогической литературе 4 стр.
1.2 Роль религии в формировании сознания подростков 15 стр.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния
религии на формирование сознания подростков 10 стр.
2.1 Религиозные ценности и убеждения современных подростков 10 стр.
2.2 Результаты исследования по изучению влияния религии на
формирование сознания подростков 13 стр.
2.3. Роль духовно-нравственного воспитания 16 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 21 стр.
Приложения 22 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Каково место и назначение человека в мире? Кто есть я? Есть ли смысл жизни? Опираясь на свои возросшие интеллектуальные способности, мировоззрение многие подростки начинают задавать эти вечные вопросы себе. На эти вопросы, волнующие на протяжении веков умы целых поколений, может ответить религия. Многие ученые полагают, что человек без веры, не стал бы человеком! Религия – это часть нашей жизни, и это нужно понимать.
Возвращение к религии происходит в результате церковной проповеди, вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы так же играют роль в процессе религиозного обновления.
От действующих сегодня религий, привлекающих в свои ряды подростков, зависит нравственное и духовное здоровье нации.
Целью нашего исследования является определить влияние религии на сознание подростков
В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
— изучение психолого-педагогической литературы по проблеме;
— определение структурных элементов понятий «сознания»;
— ознакомление с деятельностью религиозных организаций;
— изучение степени влияния позитивных и деструктивных религиозных организаций на подростков.
— выявить роль духовно-нравственного воспитания на сознание
школьников
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: процесс влияния религии на сознание подростков
Методы: теоретические, эмпирические, анкетирование, интервью, беседа, анализ.
Актуальность темы: Вопросы социального, духовного, эстетического и нравственного развития подростков постоянно находятся в центре внимания общества. Острота современных социально-экономических проблем в России непосредственно отражается на судьбах молодежи, проявляясь в росте насилия, наркомании, национальной и религиозной нетерпимости среди детей и молодежи. Растет число преступлений последователей опасных экстремистских группировок и сект.
Таким образом, православная культура способна сформировать культурологические компетенции подростков в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности; становление личности подростков в духе просвещенного российского патриотизма и гражданственности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко) [9, 11].
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (К. Маркс).
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.
Следующая функция — аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов.
Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели).
Целеустремленность — это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель — это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека.
Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность это осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели.
Еще одна функция — коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация).
Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов.
Таковы главные функции сознания. Лишь гармоничное их развитие дает в конечном итоге поистине целостную в интеллектуальном и духовном плане личность.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.
Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.
Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
На современном этапе философы рассматривают следующие типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное и гуманистическое.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Компонентами мировоззрения традиционно являются: познавательный (знания), эмоциональный (чувства), ценностный (ценности) и деятельности (поступки). Такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.
Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.
Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.
Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.
Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.
Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.
.
1.2. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое?
Служители культа и богословы, которые делят религии на истинные, частично истинные и ложные, считают, что истинные религии играют, безусловно положительную роль, ложные — безусловно отрицательную, а частично истинные — противоречивую роль.
Среди атеистов есть и такие («крайние атеисты»), которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В. И. Ленина, назвавшего религию (религию вообще, всякую религию) «врагом культуры и прогресса».
В проблеме «роль религии» существует и точка зрения так называемой «золотой середины». Согласно этой точке зрения религия в целом играет противоречивую роль: в ней есть тенденция, враждебная культуре и прогрессу, но есть и тенденция противоположного характера.
Тенденция, враждебная культуре и прогрессу, особенно наглядно проявляется в так называемой религиозной патологии.
Греческое слово «патос» означает «болезнь». Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология — это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимно связаны и взаимно переходят друг в друга.
Религиозный экстремизм — есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, — в применении насилия к инакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место во многих религиях. Степень насилия тоже может быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу до нанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность. Религиозная преступность может проявляться и в относительно слабой мере, и в очень сильной степени. Религиозные преступления могут совершать отдельные лица, отдельные религиозные организации (вину за такие преступления несут руководители религиозных организаций и конкретные исполнители преступных «руководящих указаний», но, конечно, не рядовые верующие).
В прошлом одним из ярких проявлений религиозной преступности была так называемая «Варфоломеевская ночь» в Париже (ночь на 24 августа 1572 года). О ней весьма ярко рассказал французский писатель Проспера Мериме в романе «Хроника времен Карла IX».
Но и в конце ХХ века религиозная преступность иногда выражает себя в очень жестокой форме. Наиболее трагичные последствия принесла в жизнь Японии преступная деятельность религиозных фанатиков из конфессии «АУМ Сенрике». Также существуют следующие секты: Лютеране, Евангельские христиане баптисты (ЕХБ), «Христиане веры евангельской» — пятидесятники (ХВЕ), Харизматы, «Путь преодоления» (бывшие «Преображение России»), Новоапостольская церковь, Адвентисты седьмого дня (АСД), Свидетели Иеговы, Общество сознание Кришны (кришнаиты), Сахаджа йога, Миротворческий центр «Сознание землян», Родноверы, Концепция общественной безопасности (КОБ) или Курсом правды и единства (КПЕ), Культ Анастасии или Звенящие кедры России, Последователи Светланы Пеуновой (Партия «Воля»), Сатанисты.
Проявлением религиозной патологии, безусловно, является и фанатизм внутри некоторых конфессий. Например, имели место случаи, когда в общинах пятидесятников процедура «изгнания бесов» превращалась в мучительные истязания несчастных людей. В ряде общин обряды превращались в истерические припадки, и отдельные верующие, находясь в сумеречном состоянии сознания, совершали уголовные преступления.
Но, может быть, то, что здесь названо религиозной патологией, не имеет никакого отношения к религии? Ведь религия, по определению, это синтез веры в сверхъестественное и обрядов, адресованных к сверхъестественному. А где здесь вера или обряды? Но, во-первых, вера здесь присутствует: ибо во всех случаях фанатиков (в том числе экстремистов и преступников) на нецивилизованное, антигуманное поведение подталкивало своеобразное понимание веры в сверхъестественное. А во-вторых, религия по другому определению есть деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное. И, как показывают факты, вера в сверхъестественное может выражаться не только через цивилизованную, но и через нецивилизованную, патологическую деятельность.
Религиозная патология есть не что иное, как религиозный фанатизм в разных формах и разной степени его проявления. Как показало историческое прошлое религии и как показывает ее настоящее, религиозный фанатизм есть отрицательное явление в жизни общества. Все цивилизованные люди — и верующие, и неверующие — во имя счастья человечества, во имя собственного счастья, во имя счастья своих детей и внуков, должны бороться за преодоление религиозного фанатизма.
Фанатизм бывает не только религиозный, но и атеистический (например, неуважительное отношение неверующих к верующим), и политический (нетерпимость к людям с иными политическими взглядами), и бытовой (например, когда муж и жена не могут без раздражения спорить друг с другом, когда дети не хотят понять своих родителей, а родители детей). А это значит, что сначала ограничить, а потом и преодолеть религиозный фанатизм люди смогут только тогда, когда они будут успешно бороться с фанатизмом вообще, со всеми и всякими видами и проявлениями фанатизма. На данный момент, борьба с экстремизмом является совместной заботой церкви и государства.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 . РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Убеждения — это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки.
Ценности – это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям любовь, семья, дети, религия, духовность, образование и т.д.
С. И. Гессен выделял три слоя культурных ценностей: образованность, гражданственность, цивилизация. Каждый слой наполнен своим содержанием культурной жизни. Так, например, образованность включает науку, искусство, нравственность, религию. Гражданственность — право и государственность. Цивилизация – экономику и технику [7].
На протяжении многих веков религиозное воспитание было единственной педагогически продуманной системой с целями, задачами, содержанием, формами, и методами воспитания, самовоспитания,
самоубеждения, такими как, молитва, покаяние, воздержание, обет. Религиозное воспитание учитывает особенности бессознательного и подсознательного, эмоционального и волевого в личности .
В современном общественном сознании нашего народа происходит переоценка религии в культуре и истории, духовно-нравственном развитии человека и общества. Включение знаний о религии в школьное обучение и воспитание считает И. В. Метлик, связано как с позитивной оценкой религии определенной частью общества. Так и осознанием того, что «значительный пласт исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества не может быть освоен молодым поколением с достаточной глубиной без знания истории и культуры основных традиционных религий» [6 ].
Такие ценности как любовь к человеку (ближнему), свобода, ответственность, соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, патриотизм, трудолюбие, разумность жизненных проявлений и другие формировались и получали свое развитие в религиозной культуре. Эти ценности имеют общечеловеческое значение и поэтому должны обогатить содержание школьного воспитания.
В системе образования России создаются предпосылки для получения знаний о религии в процессе обучения и воспитания учащихся государственных образовательных учреждений, включение которых обусловлено социально-правовыми нормами деятельности светской школы. Такое обучение носит культуросообразный, религиоведческий характер.
Знания школьников о религии углубляют представления школьников о гражданственности, патриотизме, уважении прав личности в духовной сфере, развитии национального самосознания, формировании этической культуры личности. Знакомство с традициями семьи, опытом семейного воспитания , формирование целомудренного отношения к браку и семье, к представителям противоположного пола с учетом нравственных норм, принятых в традиционной культуре народов России, обогащает сознание учащихся значимыми ценностями в отечественной и мировой культуре.
В ходе обучения происходит формирование научного мировоззрения, чему способствует изучение предметов естественнонаучного цикла: физики, биологии, географии, химия. При изучении данных дисциплин происходит формирование научных установок об окружающем нас мире, формируется знания и убеждения.
Такие предметы как литература, мировая художественная культура формируют нравственные и культурные ценности.
Предметы общественно-гуманитарного цикла (История и обществоведение) помогают социализации личности и дают понятия об окружающем мире.
Полные религиозные знания учащиеся получают в воскресных школах при церквях, храмах, соборах.
В процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем и целостная система религиозного образования. В современную эпоху потребность в религиозном образовании возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых, по нашему мнению, это необходимость преодоления без духовности современной цивилизации.
В религии духовность — разнокачественная, чаще всего полярная (светлая и темная) — есть Дух Божий и дух гордыни. Священник о. Александр Мень определял духовность как уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком, связывающее его с «высшим планом бытия».
В обыденном словоупотреблении «духовный» понимается как достойный, нравственный. Духовность является одним из основных существенных видовых признаков человека. Вся жизнедеятельность человека, определяемая условиями социального бытия, морально-правовые установки несут на себе печать индивидуальной духовности.
О духовности очень хорошо сказал А. Пелин кандидат богословия, ректор Саранского Духовного училища: «Когда мы говорим о «духовности», мы, прежде всего имеем в виду ориентацию человека на высокие нравственные ценности, которые вытекают из его веры.» [ 6].
В современной семье мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни. Фиксируется огромный рост случаев девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи — от побегов из дома до тяжких преступлений, наркомании, т. е. деградацию ценностных ориентиров современных людей. История в очередной раз ставит извечные вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о нравственном и безнравственном.
Религия относится к разряду социальных явлений, которые всегда будут сопутствовать. Православная церковь играла огромную роль в политической и духовной жизни России. Мотивы введения вероучения в образовательный институт были установлены многолетней традицией российской образовательно-воспитательной системы и подкреплены современными тому периоду научными исследованиями и доводами. Необходимо вспомнить некоторые из них, чтобы понять, какую роль отводила религии и церкви в воспитании молодежи прогрессивная научная интеллигенция.
Обращаясь к работам ученого В. В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности [4]. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И. А. Ильин, Н. А. Бердяев и др.) [3]. И. А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта русских детей такими сокровищами, как православная молитва и жития святых и героев Отечества.
Но в настоящее время в области образования обозначилось противоречие между запросом общества на качественное, духовно— обоснованное образование и слабой возможностью реализовать этот запрос. Большое значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. Православие всегда поддерживало идею и практику дружной многодетной семьи. В библейских текстах указаны основные нарушения христианских заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т. п. Христианская традиция требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.
Православно-ориентированное воспитание способствует принятию учащимися традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции и непрерывной связи с Абсолютным Идеалом, под которым в православии понимается личностный Бог.
Предоставляется очевидным, что каждый культурный человек, вне зависимости от своих мировоззренческих ориентаций, должен обладать определенной суммой сведений о религии как важной форме общественного сознания. Агрессивный и грубый атеизм не соответствует понятию «воспитание».
Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На наш взгляд, это требование — одно из важнейших по своей методологической значимости.
Религиозное просвещение школьников поможет восполнить значительные пробелы в их знаниях относительно «вечных вопросов» жизни и стимулировать познавательную и поисковую активность в осмыслении таких глобальных мировоззренческих проблем, как бытие и природа Бога; цель и смысл человеческой жизни; сущность и происхождение добра и зла и многое другое.
На сегодняшний день современные подростки готовы принимать, понимать и осознавать духовные законы мира, а их раскрывает религия. Дети современного поколения имеют волевую установку на осознанные действия. Они регулируют в своем сознании свои действия и действия окружающих взрослых.
Чтобы донести духовные ценности до сознания детей и тем поддержать их гармоничное развитие, религия должна стать одной из форм воспитания. Она может, в конце концов, возвратить человеческое общество к нравственным нормам жизни и пробудить в человеке понятие, что не только «хлеб насущный» нужен ему для его полноценной жизни.
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
В ходе изучения проблемы влияния религии на формирование сознания подростков, мы познакомились с работой образовательных школ, воскресных школ г. о. Саранск, провели беседы, анкетирование, интервью среди школьников, родителей, учителей, священников. Православие является важной религией нашего города. На территории города имеются Храм святителя Николая, Храм Казанской Божией матери, церковь Рождества Христова, Иоанно-Богословская церковь и Кафедральный Собор святого праведного воина Федора Ушакова. Представители исламской веры посещают мечети. В городе Саранске действуют следующие мечети: мечеть Ааль-Мансур, Соборная мечеть Ускудар, мечеть Ихсан.
Конфессиональный состав населения Мордовии сформировался в процессе многовекового хозяйственного освоения территории. Подавляющее большинство населения являются православными, относятся к Русской православной церкви. Второе место среди религиозных объединений республики занимает мусульманская община. Мусульманские мечети в настоящее время действуют в большинстве татарских сел.
В современной образовательной школе учащиеся знакомятся с основными религиями мира, получают сведения о происхождении, истории религии, основных особенностях вероучений, символике, этических нормах, значимости религии в разных культурах. Это способствует углублению гуманитарного образования, помогает общению со сверстниками разных национальностей и вероисповеданий.
В воскресной школе (при церквях, храмах, соборах) дети получают глубокое, осознанное религиозное воспитание. Они посещают церковь, принимают участие в таинствах, соблюдают пост, что способствует их духовному развитию.
В современной школе проводится работа по духовно-нравственному воспитанию. Это выпуск стенгазет, диспуты, конкурсы рисунков на библейские сюжеты, экскурсии в культовые учреждения (церковь, мечеть и пр.), встречи со священнослужителями, посещение воскресных школ, обсуждение религиозной литературы, посещение концертов церковного пения, знакомство учащихся с православной церковной музыкой, живописью. Очень полезно осуществляется сравнение церковного искусства России и Запада.
С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы «Религия и ее памятники», «Из истории религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др. В школах Республики Мордовия ведутся занятия по ознакомлению с мировыми религиозными культурами. Такие занятия проводятся для школьников 4-5 классов. Это предмет «Основы православной культуры курса ОРКСЭ».
Проанализировав результаты анкетирования школьников данного возраста и их родителей, мы пришли к выводу, что предмет «Основы православной культуры» нравится детям. Артур К. (ученик 4 класса, г о Саранск) «Мне нравится предмет ОПК. Он учит хорошим манерам, делать добро». Андрей Ч. (ученик 4 класса, г о Саранск) «Я много узнал о Святых. ОПК очень хорошо». Мы зафиксировали ответы родителей, дети которых посещают уроки «Основы православной культуры»? Ирина Ш (православная) «Предмет «Основы православной культуры необходим в школе. Нужно воспитывать духовные ценности у детей, приобщать к чтению детей «Библии». Уроки формируют в детях милосердие, доброту, совестливость, любовь к своим близким, к природе. Нужно верить в Бога, знать молитвы». Иркям К. (мусульманка) «Предмет «Основы православной культуры» необходим. Дети с ранних лет начинают верить и любить Бога. Моя дочь узнала о многих православных праздниках, об уважительном отношении к старшим, о любви к Родине. Мы мусульмане — у нас нет икон. В православии их много. Хочется запомнить, какие иконы исцеляют, какие покровительствуют хорошим отношениям в семье, кто помогает в учебе. Мне и моей дочери было интересно узнавать православный мир». На вопрос хотели бы вы (ваш ребенок) продолжить изучение данного предмета в старших классах? И родители и дети ответили – «Да». Есть и другие ответы детей и родителей. Дети не знают нравится ли им данный предмет или нет. Не знают, чему они научились на данных уроках.
Мы провели анкетирование среди подростков, в школах города Саранска, в которых изучался предмет «Основы православной культуры» в 4-5 классах и в школах в которых не изучался предмет «Основы православной культуры». Приведем пример результатов анкетирования, проведенного в МОУ СОШ № 36, в 10 классе.
Анкетирование подростков показало, что дети имеют представление о мировых религиях, они относят себя к той или иной религии. В данном классе 75 % – православные, воспитываются в православных семьях. 19 % — атеисты; 3% — мусульмане, 3 % – протестанты. Определяющее место занимала религия в родительской семье – 25 %. Нейтральное место – 50 %. Никакое – 25 %. На повседневную жизнь религиозные убеждения оказывают влияние (20 %). На повседневную жизнь религиозные убеждения оказывают нейтральное влияние (75 %). На повседневную жизнь религиозные убеждения не оказывают влияние (5 %). Считают, что в скорбях и испытаниях люди чаще обращаются к Богу (98%). Православному человеку легче пережить трудности (97%). На вопрос почему? Они ответили: «Вера в Бога помогает переносить житейские трудности». 3 % детей считают, что легче переносить житейские испытания атеисту. Из них — 1 % детей (православные), считают, что «испытания люди переносят по-разному независимо от веры», «Религия никак не может повлиять на решение проблем». Из них 2 % детей (атеисты) На вопрос почему? Они ответили: «они ни во что не верят и ни от кого не зависят», «они полагаются на себя а на не вымышленных персонажей», «помощи свыше не получишь никогда»,
50 % детей считают, что религия дает человеку духовно-нравственную опору в жизни. 5% из 50% детей считают, что нужно дать такую опору ребенку с рождения. Остальные указывают разный возраст от 3 до 10 лет.
В образовательной школе подростки, принимавшие участие в анкетировании получили основы религиозной культуры на уроках МХК, географии, поездках по городам России: Санкт- Петербург, Казань, Йошкарла, Чебоксары и т.д. где они посещали храмы, важные культурные исторические памятники. Данная работа помогла им в их нравственном становлении. Из бесед с учителями отмечается, что в классе наблюдается доброжелательная, позитивная атмосфера. Дети помогают друг другу. Отсутствуют негативные проявления вражды, неприятия. Данный класс сформировался в этом году из параллели бывших трех девятых классов. Адаптация друг к другу прошла безболезненно. В классе существует взаимопонимание и дружба. Дети принимают активное участие в школьных и классных мероприятиях. Родители также отмечают положительные стороны детей. Можно сказать, что те религиозные знания, которые дети получили в школе и в семье они оказывают, положительное влияние на сознание подростка и являются предпосылкой для дальнейшего религиозного воспитания и духовного развития школьников.
2.3. Роль духовно-нравственного воспитания
О, наблюдай творимое вокруг
Смотри в себя – и замыкай свой круг
Познай других – и свой познаешь дух.
Познай себя – и мир раскроешь вдруг.
Школьники, несут с собой заряд, необходимый для создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, может быть для того и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще помешать обществу, социальным явлениям исказить их судьбу. Еще Я.А.Коменский утверждал, что ребенку «врожденно дана жажда знаний». Педагоги должны уметь воспользоваться этим природным даром ребенка. Развитие личности должно развиваться через саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, особенно в духовно-нравственном направлении. К сожалению средства массовой информации вопросу духовно-нравственного воспитания детей уделяют недостаточно внимания. Окружающая действительность, социум также порой не являются положительным примером для подрастающего поколения, поэтому в настоящее время роль школы в воспитании детей возрастает. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств через привитие глубокого почтения к родителям, учителям, крепкой семье, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России, любви и уважения ко всякой личности. Вместе с тем формируется умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и правильно реагировать на проявление всего этого в жизни. И самое ценное, что дети, общаясь друг с другом, передают полученные умения и знания своим сверстникам, оказывая тем самым на них ненавязчивое позитивное влияние.
В нашей школе более 10 лет работает НОУ «Академист». Целями данного НОУ являются активизация познавательной деятельности, формирование информационной культуры учащихся, расширение кругозора у ребят, развитие художественного вкуса, воспитание бережного отношения к памятникам культуры, истории русского народа, к памятникам природы, воспитание личных качеств: воли, чувства товарищеской взаимопомощи, навыков быстрого реагирования на сложные ситуации.
Научно общество учащихся школы работает по нескольким направлениям:
— историческое;
— географическое;
— экологическое;
— этнографическое.
Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду, формированию научного мировоззрения на окружающий мир. Всё большее место в рамках внеурочной работы занимает научно-исследовательская работа школьников, которая представляет собой процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, фиксации, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
Цель данной работы – создать условия для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Это возможно при совместных усилиях педагога и учащегося, который должен дать определённый эффект в дальнейшем.
Самое важное для подростков – внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования. Это является основой успеха реализации исследовательской деятельности и учащегося. Исследовательская деятельность развивает познавательные навыки учащихся, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания. Наряду с этим, ребята учатся анализировать полученные данные и делать выводы, приобретают навыки аргументации и культуры рассуждения, создавать компьютерные презентации, карты, рисовать графики, использовать диски Мультимедиа в своей учёбе.
Учащиеся учатся отвечать на проблемные вопросы, которые помогают направить исследование в нужное русло.
Ребята выполняют исследовательские работы, совершают экскурсии по интересным местам, участвуют в конкурсах. Членами кружка проведены исследовательские работы о культурном ландшафте микрорайона, географии религий в Мордовии, водных объектах республики, туристических возможностях республики, вопросах этикета, норм, морали и многом другом.
Программа по духовно-нравственному воспитанию может в себя включать, например:
— проведение еженедельных занятий по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры (факультатив);
— посещение храмов Саранска и Мордовии;
— проведение мероприятий, посвященных православным праздникам.
Целью программы является формирование у ребенка в школьном возрасте духовно-нравственных навыков и привычек, познаний на основе традиций и ценностей русской Православной культуры.
Для достижения этой цели необходима реализация следующих задач:
— создание творческой среды для проявления духовных, физических сил и способностей, приобщение детей к традициям и ценностям православной культуры,
— формирование у детей понятия святости, благоговейного отношения к святыням Отечества, воспитание бережного отношения к природе и людям,
— организация индивидуального и коллективного детского творчества.
Цементирующей основой всего воспитательного процесса является нравственность и патриотизм, основанные на общечеловеческих ценностях (честь, совесть, порядочность, достоинство, долг, честность, справедливость, ответственность, бескорыстие, гуманизм, трудолюбие, уважение к старшим) и новых принципах и нормах (уважение к государству и органам власти, государственной символике, законам, Конституции, гражданский долг, патриотизм, требовательность к себе, милосердие, неравнодушие к происходящим в стране событиям, социальную активность).
Содержание работы со школьниками строится с учетом их возрастных особенностей, потенциальных способностей, полового различия, используя индивидуальный и коллективный способы воспитания.
Основными блоками традиционной учебно-воспитательной технологии в школе, через которую строится система нравственного и патриотического воспитания, являются:
Учебный процесс (классно-урочная система);
Воспитательный процесс в классном коллективе;
Внеклассная воспитательная деятельность в школе;
Внешкольная воспитательная деятельность в социуме.
Второй, третий и четвертый блоки представляют собой систему воспитания через досуговую деятельность.
Особая роль в процессе нравственного воспитания отводится многим предметам (истории, обществознанию, искусству, географии, литературе и ряду других), в процессе изучения которых формируется мировоззрение ребенка, вырабатываются навыки культуры речи, национальной культуры, культуры поведения и т.д.
Одним из главных компонентов этикета является внешний вид школьника, поэтому неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса является введение единой школьной формы.
Классными руководителями всех классов составляется социальный паспорт семьи, формируется банк данных о детях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; изучается личность ребенка и классного коллектива, проводится диагностика творческих способностей и интересов детей, мониторинг дополнительного образования.
В рамках организационной деятельности классные руководители и учителя-предметники направляют процесс воспитания: организует конкурсы по различным видам деятельности, выставки творческих работ, концерты художественной самодеятельности, коллективные творческие дела (КТД), школьные праздники, экскурсии в музеи города, операцию «Уютный кабинет», «Наш красивый школьный двор», выпуск стенгазет, помогает детям разработать маршруты безопасного пути в школу.
Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития миром. Доброе, нравственное отношение к людям и окружающему миру хотел бы видеть в своих учениках каждый педагог. Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа, к духовности… Образование должно базироваться на воспитании юных граждан в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях и культурных традициях. Но при этом следует учитывать, что личность воспитывается личностью – это базис.
Таким образом, формирование базовой культуры личности подростков через духовно-нравственное воспитание – сложный, многогранный процесс. Четкая организация воспитательной работы в школе, определение конкретных целей и задач с учетом современных требований – залог успеха в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация, которые вызваны изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни современного общества. Одним из направлений реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами и мировыми религиями многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте затруднено.
Религия играет положительную роль в формировании сознания подростка. Чтобы донести духовные ценности до сознания детей и тем поддержать их гармоничное развитие, религия может стать одной из форм воспитания. Она может возвратить человеческое общество к нравственным нормам жизни и пробудить в человеке понятие, что не только «хлеб насущный» нужен ему для его полноценной жизни.
Социальный проект направлен на формирование у подростков толерантного отношения к окружающей действительности в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях и культурных традициях через разные формы, подходы и методы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.
Воспитание человека – патриота в структуре дошкольного, начального, общего и профессионального образования: проблемы и пути их решения.: материалы конференции.- Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 160 с.
Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 1994.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М., Знание 2005.
Метлик, И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004. – 178 с.
Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – Белгород, 2002.
Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 2001.
Ширманова М. Ю. Основы православной культуры. Программа курса и научно-методические рекомендации для преподавателей и студентов высших учебных заведений. Белгород, 2007. – 128 с.
Янушкявичюс, Р. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов / Р. Янушкявичюс. О. Янушкявичене, – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 456 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для учащихся о роли религии в жизни человека
Какое место занимала религия в вашей родительской семье, где вы воспитывались?
а) определяющее;
б) нейтральное;
в) никакое
2. Какое влияние оказывают ваши религиозные убеждения на вашу повседневную жизнь?
а) определяющее;
б) нейтральное;
в) никакое
3. В скорбях и испытаниях люди чаще обращаются к Богу, чем в благополучии. Как вы думаете, почему?
А) да;
Б) нет;
В) другое.
4. Кому легче переносить житейские испытания: верующему или атеисту, и почему?
А) верующему
Б) атеисту;
В) другой вариант ответа.
5. Согласны ли вы с тем, что религия даёт человеку духовно-нравственную опору в жизни, и если да, то, с какого возраста ребёнку нужно дать такую опору?
А) да, указать возраст;
Б) нет.
Анкета для родителей о преподавании модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
1.Считаете ли Вы, что предмет модуля «Основы православной культуры» необходим для изучения в начальной школе? Почему?
2.Какие качества личности Вашего ребенка помогают формировать уроки ОПК?
3.Хотели бы Вы, чтобы изучение ОПК продолжалось в старших классах? Почему?
4.Обсуждали ли Вы волнующие вопросы по предмету со своим ребенком?
5.Что вызвало затруднение в изучении предмета «Основы православной культуры»?