Пояснительная записка
Учитель: Оконешникова Татьяна Сергеевна
Урок: Обществознание
Класс: 6
Программа А.И. Кравченко «Обществознание», учебник А.И. Кравченко «Обществознание», 6 класс
Тема «Как можно защититься от несправедливости?».
Цели урока:- формировать у учащихся понятия справедливость и несправедливость и познакомит со способами защиты от несправедливости
Образовательная:
Охарактеризовать и проанализировать способы защиты прав граждан.
Развивающая:
Формировать умение работать с текстом, участвовать в беседе, решать проблемные задачи.
Воспитательная:
воспитывать уважительное отношение к закону и праву.
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Личностные:
получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные:
осознание учащимися роли закона и справедливости в жизни общества и человека;
умение учащихся формулировать определение понятия «несправедливость»;
Метапредметные :
умение анализировать исторические события для разрешения конкретной жизненной ситуации
формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, веру в собственные возможности) мотивы. Развивать интеллектуальные способности
анализировать источники, обрабатывать его результаты
Средства обучения: учебник, презентация, пакет с рабочими материалами, проектор, экран
Формы: фронтальный опрос, объяснение, работа с источником, практическая работа, самостоятельная работа, групповая работа, беседа
По учебному плану на изучение предмета «Обществознание» в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Тема «Как можно защититься от несправедливости?», изучается 1 час, относится к разделу «Политико-правовая сфера», на изучение данного раздела дается 7 часов.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из исторических фактов
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода. С целью реализации на уроке системно – деятельностного подхода на данном уроке используются следующие технологии, методы:
Технология критического мышления,
Проблемно – поисковый метод
объяснительно – иллюстративный метод
Технология критического мышления реализируется приемом «Кластер»
Проблемно – поисковый метод реализируется частично – поисковым приемом.
Объяснительно – иллюстративный метод реализируется в следующих средствах обучения:
рассказ
лекция
дополнительное пособие
Описание урока
Урок построен по следующим этапам:
организационный
актуализация опорных знаний
изучение нового материала
закрепление
рефлексия
домашнее задание
Организационный. Учитель распределяет учеников по группам, проверяет готовность к уроку
Актуализация опорных знаний. Учащимся раздается текст «Законы царя Хаммураппи» и «Древнерусский суд» с целью мотивации к учебной деятельности.
Изучение нового материала. Ученики самостоятельно выводят тему и цели урока. Для этой цели учитель задает направляющие вопросы исходя из заданного текста и жизненных ситуаций учащихся. Учитель организует работу со словарем. Учащимся дается задание найти со словарей определения основных понятий темы. На данном этапе урока применяется прием «Кластер». Прием «Кластер» . Автор этого приема – Гудлат. Данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы.
Учащиеся рисуют кластер методов предотвращения конфликтов
Учащиеся приводят примеры из своих жизненных ситуаций о проявлении несправедливости по отношению к ним и исходя из данных примеров учащиеся выводят на кластере способы защиты прав гражданина, к кому можно обращаться в случае несправедливого отношения.
Учащимся раздается текст с описанием Фемиды. Используется частично – поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера. Используя фронтальный опрос, из прочитанного материала ученики выводят принципы правосудия.
Закрепление. Предлагаются примеры сказок, где проявляется несправедливость. Учитель организует самостоятельную работу на листах. Используется частично – поисковый прием. Учащиеся находят проявления несправедливого отношения.
Рефлексия. Организуется работа в группах. Каждая группа заполняет свой буклет «Как защититься от несправедливости»
Домашнее задание. Учащимся дается задание нарисовать собственный символ правосудия.
Технологическая карта
Название этапа | Цель этапа | Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
1 | Организационный этап | Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников. Распределяет по группам | Возникновение у учащегося внутренней потребности включения в учебную деятельность Распределение по группам | Личностный: самодисциплина |
2 | Актуализация опорных знаний | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия | Предлагает вниманию исторические данные которые лежат на партах («Законы Хаммураппи» «Древнерусский суд» (приложение 1) Задает вопросы учащимся: О чем написано? Приемлимо ли сейчас такое правосудие? | Самостоятельно читают предложенные тексты. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Выходят к теме урока «Несправедливость»
| Предметный: Знакомятся со способами наказания древних вавилонян Личностные: Умение излагать свои мысли, делать выводы, умение приводить примеры из личного опыта. Метапредметные: способность к рассуждению, умение выделить главное и второстепенное |
3 | Изучение нового материала | Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. | Направляет к теме урока |
|
|
| Развивать умение учащихся работать с понятиями литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы | Дает понятие о том, что древние законы не справедливы. Объясняет понятие справедливость и несправедливость. Задает вопросы: А случалось ли с вами несправедливость? Из-за чего происходит несправедливость? Объясняет понятия конфликт | Называют свои ассоциации к понятию «несправедливость». Отвечают на вопрос учителя. Из толкового словаря находят слова справедливость, несправедливость, конфликт. Записывают определение в тетрадь | Личностные: Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах. Метапредметные: Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Предметные: Закрепление понятия справедливость, несправедливость, конфликт, компромисс | |
Задает вопрос о том как можно защититься от несправедливости. Методы предотвращение конфликтов 1. Проявлять осторожность во всём 2. Бережно относиться к документам 3. Быть готовым к компромиссу Рисуется кластер (приложение 2. Слайд2) Объяснить слово компромисс | Ученики анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Называют способы избежания конфликта.
| ||||
Задается вопрос: Обращались ли свами несправедливо? Что вы делали? Составляет вместе с учащимся способы защиты прав человека 1. Обращение за помощью к другим людям (родителям, учителям, правозащитникам) 2. Обращение в полицию 3. Помощь специалистов (адвоката, прокурора и т.д.) 4. Обращение в суд Раздает лист с заданием на соответствие, профессии и их функции. (слайд 3 приложение3) | Приводят случаи из своей жизни, носившие несправедливый характер и к кому шли за помощью. Вместе с учителем приходят к выводу, что есть люди которые «вершат правосудие»
|
| |||
Задает вопрос:Есть ли символ у правосудия, закона? Раздаеттекст с описанием Фемиды. (слайд4 приложение 4) Задает вопрос: Почему у нее на глазах повязка? Меч? Весы?
| Работают с текстом. Излагают свое мнения о Фемиде.Исходя из ответов выводят вместе с учителем принципы правосудия. Принципы правосудия:
| ||||
| закрепление | Полученную информацию применить на практике | Предлагает примеры сказок «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Из которых учащиеся должны вынести урок несправедливости и нарушения права гражданина.(приложение5) 1.Дюймовочка 2.Золушка 3.Три медведя 4.Теремок 5.Маша и медведь | Отвечают: 1. Дюймовочку насильно хотели выдать замуж. 2. Золушку заставляла мачеха работать бесплатно. 3. Три медведя обнаружили в жилище незваного гостя. 4. Медведь выгнал жителей теремка 5. Медведь не отпускал Машеньку к дедушке с бабушкой. | Метапредм — Умение концентрировать внимание и настроиться на работу. Личностные: организовывать собственную деятельность. |
| Рефлексия | Соотнесение цели урока и результата | Раздает буклеты «Как защитить от несправедливости» (прил 6) Предлагает составить буклет
| Работают в группах: составление буклета «Как защититься от несправедливости». После окончания работы один из группы выходит и защищает работу группы..
| Личностные: Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Развитьтворческие способности Метапредметные: умение излагать свои мысли |
| Домашнее задание | Нарисовать собственный символ правосудия | Проводит инструктаж по домашнему заданию | Записывают задание в дневник | Личностный: самодисциплина |
Приложение 1
Из законов царя Хаммурапи
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если он выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Древнерусский суд
В прошлом конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI веке у Никольских ворот.
С определённой поры истцу и ответчику было дано право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.
Приложение 2
Методы предотвращение конфликтов
Проявлять осторожность Бережно относиться к документам Быть готовым к компромиссу
Приложение 3
А. Полиция
Б. ГИБДД
В. Суд
Г. Прокурор
Д. Адвокат
1. В этом месте решаются правовые конфликты и восстанавливается справедливость.
2. Помогает составить документы и выступает защитником
3. Они обеспечивают охрану общественного порядка и раскрывают преступления.
4. Он наблюдает за правильностью исполнения законов и соблюдением прав граждан.
5. Обеспечивает порядок и безопасность движения на дороге.
Б | В | Г | Д | |
|
|
|
|
|
Приложение 4
В античные времена сложился аллегорический (иносказательный) образ богини права и правосудия Фемиды. Она изображалась в виде величественной женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами – в другой.
Попробуйте раскрыть смысл этой аллегории.
Приложение 5
Проявление несправедливости | |
Дюймовочка
|
|
Золушка
|
|
Три медведя
|
|
Теремок
|
|
Маша и медведь
|
|
Приложение 6
Прилагается дополнительный файл Microsoft Office Publisher «Буклет»