Классный час для 1 класса
«Спешите делать добро»
Учитель начальных классов
Бадамшина Татьяна Рафаиловна
Пояснительная записка
В условиях четырехлетней начальной школы первые два года обучения можно отнести к адаптационному периоду. В этот период и учебная, и внеклассная деятельность младших школьников направлена на формирование здоровых привычек, коммуникативных навыков.
Во внеклассной деятельности большое внимание уделяется духовно-нравственному, физическому, этическому воспитанию. Тема добра и зла младшим школьникам понятна и доступна. Поэтому для классного часа я выбрала именно её.
Идея
Способствовать созданию дружного детского коллектива
Лучше узнать своих учеников
Цели
Расширять представления детей о таких понятиях как добро и зло, вежливость, толерантность
Задачи
Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе
учить взаимодействию в работе в группах
учить взаимодействию в работе с учителем
способствовать формированию логического мышления
формировать личностные качества каждого ребенка
развивать творческие способности, воображение
учить размышлять, рассуждать
развивать речь, внимание
формировать уважительное отношение друг к другу
прививать любовь и внимание к близким и окружающим людям
прививать любовь к литературе и народному творчеству
Продолжительность 35 – 40 минут.
Участники: первоклассники, родители, учителя нач. классов, гости.
Подготовка
Заучивание стихов, рисование основы и деталей для аппликации, подбор детских песен, изготовление карточек с пословицами, составление кроссворда
Оборудование
диск с детскими песнями
плакатики с пословицами
толковый словарь В. Даля
карточки со слогами для пословиц
«весы»
карточки со «злыми» словами у учителя
капельки бумажные на каждого ребенка
кроссворд на доске
спортивные обручи для физкультминутки
ватман с коллективной аппликацией (детали для аппликации на каждого ребенка)
воздушные шарики
План проведения мероприятия
Организационный момент
Объявление темы
Беседа по теме
-вступление
— собираем пословицы
— кроссворд
— чтение стихотворения
Физкультминутка
— «волшебные весы»
— коллективная аппликация
Итог
Сценарий классного часа «Спешите делать добро»
1.Организационный момент
Под звуки музыки В. Шаинского «Улыбка» в класс входят дети.
— Дети, вам знакома эта песня? (ответы детей)
-Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь это такое простое и доброе дело.
— Поднимите, пожалуйста, руку, кто из вас сегодня уже сделал хоть какое-нибудь доброе дело? И я тоже сделала – я пожелала всем здоровья и улыбнулась.
2. Тема классного часа
— Сегодня мы поговорим о добре и зле, о вежливости, о нас с вами. И попробуем из грустной картины создать добрый радостный мотив (на доске заготовка для коллективной аппликации).
3. Беседа
1) Вступление
— Ребята, что для вас зло? (ответы детей: обида, война, грубость)
— Что для вас добро? (ответы детей: солнце, мама, весна, каникулы…)
— Кто такой добрый человек? (ответы)
— Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь добрым словом или делом. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми.
Стихотворение читает 1 ученик:
Добрым быть совсем-совсем непросто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
2) Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску).
— Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
-А что такое пословица? (ответы)
— Пословица — это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»
— Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова, а слова на слоги. Помогите собрать и прочитать (помогают родители).
На доске дети собирают три пословицы:
«Жизнь дана на добрые дела»
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
— Как понимаете смысл? (ответы)
— А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)
— Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)
3) Кроссворд
— Вы знаете, что и в жизни, и в сказках есть добро и зло. Но волшебные слова нам всегда помогают. Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.
На доске разгадывается кроссворд. Получается слово «СПАСИБО»
— «Спасибо» — так говорят вам сказочные герои.
4) Чтение стихов
– А только ли добрые слова нужны в жизни? (дела)
— Есть в народе такая пословица: «Худо тому, кто добра не творит никому» (пословица вывешивается на доску)
Стихотворение читают у доски ученики:
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы присесть, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять»
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
— Да это, как в сказке, волшебник ты мой!
4. Физкультминутка
Поиграем в игру «Один за всех и все за одного»
Цель игры: разместиться на обозначенном пространстве, помогая друг другу, чтобы не выпасть из очерченной области.
По классу разложено 5 обручей. Под музыку дети бегают по классу. Когда музыка заканчивается, ребята встают в обручи. Затем количество обручей уменьшить до 4, до 3.
5) «Волшебные весы»
– Как вы думаете, чего в жизни больше добра или зла? (ответы)
-Выяснить это нам помогут «Волшебные весы»:
на 1 чашу весов положим «зло» — карточки со «злыми» словами.
— Посмотрите, как опустилась чаша весов.
— Как можно победить зло? (ответы: добрыми делами)
— Расскажи о своем добром деле и положи 1 капельку добра на 2 чашу весов (желающие и дети, и родители, и учителя по очереди говорят о том, какое маленькое доброе дело они совершили и кладут капельку «добра» на чашу весов).
Чаша весов с добрыми делами перевешивает.
— Какие молодцы, вы можете сделать мир добрее и лучше.
Аппликация
— Из ваших маленьких капелек добра появилась река больших добрых дел. А на берегу этой реки распустится «Дерево улыбок». И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать зло. Для этого каждый из вас нарисует на зеленом листике улыбку или напишет одно доброе слово. Прикрепите листочек на дерево, а я добавлю на картину яркое ласковое солнце.
5. Итог
— Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. Ведь делать добро так приятно и здорово. Спешите делать добро: улыбнитесь, обнимитесь, пожмите друг другу руку.
— Скажем себе за работу, а гостям за внимание СПАСИБО.
Пословицы:
1 — За добро добром и платят
2 — Доброе слово лечит, а злое калечит
3 — Жизнь дана на добрые дела
«Доброе слово и кошке приятно»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
Стихи:
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы присесть, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять»
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
— Да это, как в сказке, волшебник ты мой!
А. Барто
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Кроссворд
Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:
За новыми мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни Пух)
Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)
ч |
| в |
| ч | к | |
и | а | в | е | р | ||
С | П | А | С | И | Б | О |
т | о | й | и | н | у | к |
р | л | б | л | н | р | о |
а | л | о | и | и | а | д |
ш | и | л | с |
| ш | и |
и | н | и | а | к | л | |
л | о | т |
| а |
| |
а |