Классный час-игра с использованием ИКТ «Толерантность — это дружба!»
(4 “А” класс)
Цель: формирование толерантных установок у учащихся.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Слайд № 1 (См. презентацию) – тема классного часа
Учащиеся 8 “А” класса (3 чел.) начинают классный час с приветствия:
Всем говорю я:
“Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ и Я!”
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Всем разным, но равным!
Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!
Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!
Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми.
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
Слайд №2 – смысловое значение этого слова
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
Слайд №3 – “Что же такое толерантность?”
Слайд №4
— Толерантность — это милосердие.
— Толерантность — это сострадание.
— Толерантность — это уважение.
— Толерантность — это доброта души.
— Толерантность — это дружба.
— Мы приглашаем вас, принять участие в конкурсе. Здесь мы научимся терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.
Ход игры
Жеребьевка: каждый ученик достаёт из мешочка эмблему в виде сердца или улыбки, делятся на две команды “Сердца” и “Улыбки”
1 конкурс. “Забавная анаграмма”.
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроиться в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный, товарищ) Приложение №1.
2 конкурс. “Песня о дружбе”. (Фонограммы песен даны в Приложении №2: «Вместе весело шагать«, «Дружба крепкая не сломается» «Если с другом вышел в путь», тексты песен).
Приглашаются члены команд, они выбирают конверт с названием песни, которую команда должна исполнить (например: “Улыбка”, “Ты да я”, “Вместе весело шагать”, “Дружба”). К голосованию по определению лучшего исполнения можно подключить зрителей.
3 конкурс. “Автопортрет команды”.
Члены команд получают фломастеры, карандаши и лист форматом А3. На нем команда должна изобразить себя. Рисунок помогают оценить зрители.
4 конкурс. “Основные черты толерантной личности”
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.
— Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.
Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности) (Приложение №3).
Учитель:
— Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
— А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
Заключительное задание
— Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги вокруг портрета своей команды, и он вывешивается в классе.)
— В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.
Слайд №5 — Отрывок мультфильма “Крошка Енот”
— Давайте посмотрим отрывок из мультфильма “Крошка Енот”. И вместе с главными героями этого мультфильма ещё раз убедимся в силе улыбки и споём песню о дружбе.
(Учащиеся смотрят мультфильм и исполняют песню о дружбе)
— А теперь подарите друг другу своё сердце и улыбку! (команды обмениваются своими эмблемами)
Слайд №6 – Дарите друг другу сердца и улыбки!