Классный час: “Что значит быть толерантным?” (6 класс)
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
Ввести и закрепить определение термина “толерантность”.
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.
Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов
Ход мероприятия
(звучат песни о дружбе)
Учитель: Всем говорю я:
“Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ и Я!”
Здравствуйте ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Всем разным, но равным!
Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!
Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме.
Игра “Приветствие”
Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира
— сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться — Япония;
— пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;
— крепко обняться – Россия;
— помахать рукой нашим гостям.
Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?
В знак уважения к людям, расположения к ним
Учитель:
Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.
Сегодняшний классный час мы начнем несколько необычно. Я предлагаю
вам посмотреть мультфильма «Гадкий утенок», а после просмотра я спрошу у вас, о чем этот фильм и мы вместе с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего разговора.
Просмотр (5 мин)
Дети делятся впечатлениями.
Если это не произойдет, то подвести к теме можно вопросами:
Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он стал предметом нападок со стороны других?
Кажутся ли Вам эти причины справедливыми и обоснованными?
Считаете ли Вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?
Вспомните известные случаи жестокого несправедливого отношения.
Дети приводят примеры из известных произведений: «Чучело», «Волк и ягненок» и т.д.
— Как Вы думаете, о чем мы можем поговорить на классном часе?
Дети: О бережном отношении к внутреннему миру человека, об отношении между людьми
Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность»
Слайд 1
Как вы его понимаете?
Ребята пытаются объяснить это слово.
Учитель: Описать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
Слайд 2
КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ.
— Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
В каждом конверте по десять- двенадцать слов.
Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт № 3 миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт № 4 поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Ребята выбирают пять слов — качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на стенде под образом толерантности. Все подводят итог.
Слайд 3
— Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):
*уважение;
*милосердие;
* миролюбие;
*великодушие;
*сострадание.
— Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
— Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?
— Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся.
А можем ли мы изменить себя?
Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим?
Как мы это можем сделать?
Когда мы это будем делать, и кто будет участником?
Учащиеся: Может, мы изменимся, сами в лучшую сторону, поможем измениться товарищу, Мир станет светлее добрее. Мы можем эту книгу оставить себе на память, подарить другим классам, выступить перед другими ребятами.
Слайд 4
ИГРА «кто стоит со мною рядом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Скажите своему товарищу что-нибудь хорошее о нём — комплимент. Например: Рядом со мной стоит Арина, она — добрый и внимательный друг.
Как здорово о вас думают ваши товарищи!
Сохраните эти комплименты в памяти, чтобы получать удовольствие всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе.
Учитель.
Давайте возьмемся за руки, чтобы почувствовать тепло руки друга и пусть спустя много лет, когда вы вспомните этот миг, воспоминания согреют вашу душу.
Слайд 5
Учитель. Мы разные – в этом наше богатство
Мы вместе – и это наша сила!
Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.