Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Г. Троицк, Челябинской области
Ул. Крупской, 1
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории: Маркова Вера Васильевна
Классный час пресс – конференция
«Культура России»
Цели:
Знакомство с понятием «Культура»
Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.
Расширение исторических знаний и представлений учащихся
Воспитание интереса к культуре России
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса к культуре России
2. Формировать нравственные и патриотические качества
Оборудование: АРМ, карточки гостям и журналистам
Методы и приемы:
1.Словесный: объяснение, рассказ, беседа, диалог, дискуссия
2. Наглядный: демонстрация презентации
Форма педагогического общения: диалог
Форма деятельности учащихся: коллективная.
Форма организации занятия: нетрадиционная
Ход классного часа
Заранее выставляю карточки на парты
Учитель: Добрый день, ребята. Меня зовут Маркова Вера Васильевна и я сегодня проведу у вас классный час.
Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем (Россия)?
Если мы живем в России, то кто мы (россияне)?
А как зовут нашего президента? (Путин В.В.)
Наш президент очень образованный и интеллигентный человек. Он заботиться о нашей стране и о её гражданах. Поэтому, каждый год в России несет свой смысл:
2010 год – Год учителя
2011 год – Год космонавтики
2012 год – Год Российской истории
2013 год – Год защиты окружающей среды.
А знаете ли вы, чему посвящен 2014 год?
Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры
Скажите, ребята, что такое культура? (ответы детей)
А хотите узнать, правильно ли вы представляете, что такое культура?
Тогда давайте сравним ваши мысли с высказываниями знаменитых людей: (слайд)
1. Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой (К.Г. Паустовский)
2. Процесс развития культуры есть процесс преодоления трудностей (Максим Горький)
3. Культура — великий учитель того, как следует жить (академик Д.С. Лихачев)
4. Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб (И. Кант) .
5. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достоинств людей. Толковый словарь рус. языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.
Ребята, согласны ли вы с этими высказываниями? (вы тоже правильно определили понятие культура)
Культура-это обширное понятие. Об этом можно много и долго говорить. Мы с вами затронем лишь несколько её компонентов.
Понятие «культура» можно рассмотреть с нескольких сторон
1. Традиции России (президент)
2. Наука и образование
3. Творчество
4. Спорт
Предлагаю провести нам небольшую пресс-конференцию на тему «Культура России». Что такое пресс-конференция? (ответы)Это диалог известных, людей и журналистов из периодических изданий. К нам сегодня тоже пришли известные люди.
Предлагаю роли (кто хочет быть….)
Встречайте: президент, министр Науки и образования, министр Культуры, министр Спорта. Остальные ребята будут журналистами (ставлю карточки)
Я буду модератором, т.е. ведущим. Между гостями и журналистами состоится диалог по вопросам культуры в нашей стране. Сначала выступают гости, а затем журналисты по очереди будут задавать вопросы. Дети могут помогать друг другу.
Сначала говорит министр, затем ему задают вопросы журналисты
1. Традиции России. Слово предоставляется Президенту РФ:
Россия – уникальная страна с развитой современной культурой. Россияне отмечают и христианские, и рациональные, и даже старинные языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Это наше культурное наследие!
Журналисты из газеты «Челябинский рабочий»
1 ж. Скажите, к какому известному празднику пекут много блинов?
К какому празднику пекут куличи? Красят яйца? (пасха)
2ж. Какими столовыми наборами пользовались наши предки?
Назовите вещи старинного русского гардероба дошедшие до наших дней? (шапка-ушанка, валенки, косоворотка, тулуп, рукавицы)
Президент — журналистам: Какие традиции есть в г. Троицке? (проводы зимы, сабантуй, день семьи, день защиты детей, день города, конкурс «Учитель года», различные выставки)
Переходим ко второму вопросу. Слово предоставляется министру образования и науки
2. Наука и образование
Слово предоставляется министру образования и науки
Российское образование подразделяется:
на общее образование;
на профессиональное образование;
на дополнительное образование;
на профессиональное обучение.
Россияне имеют право на образование в течение всей жизни. Право на образование гарантируется Конституцией РФ
Журналист из газеты «Троицкая ярмарка»:
1ж.Скажите, как называется дошкольное учреждение? (дет сад)
А как называются экзамены в 11 классе? (ЕГЭ)
2ж. Какой документ выдают после окончания школы?
Какой документ выдают после окончания института?
Министр: Кто из учащихся вашего класса принимает участие в олимпиадах, турнирах или конкурсах?
3. Творчество (министр культуры)
Министр: России есть чем гордиться! Наша страна славится:
— народно — прикладным творчеством;
— интеллектуальным творчеством: олимпиады, турниры, конкурсы;
— художественным творчеством: книгоиздание, кино, музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура. Еще в глубокой древности Гиппократ сказал: «Жизнь коротка – искусство вечно», — и не ошибся.
Журналисты из газеты «Аргументы и факты»:
Скажите, как называется самый известный театр в Москве? (большой театр)
Скажите, какие фильмы Вы недавно смотрели в кинотеатре?
Каких русских художников вы знаете?
Ваши любимые исполнители и эстрадные артисты
Министр: Какие кружки посещают дети вашего класса? (танцевальный, художественный).
4. Спорт
Министр: Современный российский спорт берет свое начало в спортивных играх и физических упражнениях, которые имели место в народном быту. Это лапта, игры с мячом, кулачный бой, и городки, ходьба на лыжах, катание на санях, и многие другие забавы. Одно из главных спортивных событий в нашей стране — зимняя Олимпиада в Сочи.
Журналист из журнала «Спорт- экспресс»:
Назовите талисманы олимпийских игр? (леопард, заяц и медведь)
Назовите талисманы паралимпийских игр? (лучик и снежинка)
Почему на олимпийском флаге 5 колец? (5 континентов)
Дата открытия олимпийских игры в Сочи?
Министр:
— Ребята, а знаете ли вы, по каким видам спорта в Сочи проводились соревнования? (лыжи, биатлон, фигурное катание, керлинг, хоккей, ….)
______________________________________________________
Рефлексия
Модератор: Наша пресс-конференция подходит к концу. Какой теме она была посвящена? (культуре в России) Почему? (год культуры в стране)
1. Что же такое культура России как вы это поняли? (ответы)
культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой.
2. Что вы узнали нового?
3. Что вы запомнили для себя?
4. Понравился ли вам классный час — пресс-конференция?
Я вам желаю быть образованными, активными, творческими, спортивными – одним словом КУЛЬТУРНЫМИ.
Спасибо! С вами было очень интересно!!!
Самоанализ воспитательного мероприятия классного часа «История культуры» в 4 классе лицея № 17
Тема кл. часа «Культура России»
Эта тема актуальна, т.к. 2014 год – год культуры России
На данном мероприятии ставились следующие цели:
— знакомство с понятием культура;
— расширение исторический знаний и представлений учащихся;
— совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания;
— воспитание интереса к культуре России.
Содержание занятия соответствовало возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, т.к. у детей этого возраста необходимо формировать умение общаться, умение делать выводы.
Данная форма классного часа – нестандартная: пресс – конференция. С импользованиеи ИКТ. Мною была выбрана, потому что старалась вызвать у детей интерес, активность и желание общаться, вести диалог: модератор – гости – журналисты, т.к.
Классный час условно разделен на 2 части:
1. Передача детям информации: каждый год несёт свой смысл, основные компоненты культуры, определение понятия «культура».
2. Пресс- конференция на тему «Культура России» понимание этих компонентов через диалог журналистов и известных людей.
В ходе классного часа выявлены такие положительные моменты: (дети умеют общаться, знают много…….)
Также были некоторые недостатки,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,На мой взгля, причина недостатков явилось то, что у некоторых детей недостаточно развиты навыки общения, умение делать выводы……
Все дети ( не все дети, абсолютно все) были охвачены ролями.
В течение всей беседы старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя.
Поставленные цели считаю достигнутыми (частично достигнутыми), т.к. дети правильно и активно отвечали на вопросы ( не всегда точно)
В заключении кл. часа была проведена рефлексия.
Я довольна итогами, т.к результаты соответствуют поставленным целям. Считаю, что такая форма классного часа приемлема для детей данного возраста, способствует развитию коммуникативных навыков, дружеских отношений, формированию деловых качеств.