Аксёнова Ольга Раисовна
МБОУ ООШ № 60 с.Новопокровское
Учитель русского языка и литературы
Классный час:
«Многогранность знаний – залог успеха».
Цель: дать учащимся наиболее четкое представление о таком понятии как многогранность знаний через образное мышление воспитать в детях интерес к групповой деятельности, чувство целеустремленности, а также ответственность за принятие самостоятельных решений.
Учитель: Сегодня у нас очень интересная тема для беседы, в ходе которой мы постараемся ответить на вопрос: почему многогранность знаний – это залог успеха. Для начала определим, что есть знания для вас. (Учащиеся дают ответ, приводят примеры из личного опыта).
А как вы понимаете слово «многогранность»? И как это относится к знаниям?
Не сегодня-завтра вы окончите школу и выйдете в жизнь с определенным багажом знаний, а вот с какими именно, вы расскажите сами.
Итак, собираем «чемодан».
(Дети по очереди говорят о тех знаниях, которые им пригодятся в жизни, тем самым, собирая каждый свой чемодан. Важно, чтобы дети аргументировали, почему те или иные знания нужны им. Учитель может использовать в качестве примеров не только знания предметов, преподаваемых в школе).
Напомните мне, что такое метафора.
Наверное этот вопрос вызывает у вас удивление, и напрашивается вопрос: причем здесь метафора?
Так вот, метафора как нельзя лучше позволяет увидеть творческий потенциал ее автора. Создание метафоры – дело трудное, но интересное. Обычно тот человек, который владеет искусством создания метафор, ценится очень высоко среди мыслящих людей и не только. Иногда такие люди могут просто блеснуть среди своих товарищей, друзей.
Сейчас мы попробуем с вами дать определение знаниям через метафору. Поэтому включаем образное мышление и стараемся быть более индивидуальными.
Найдите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.
Например: знания – это винегрет мыслей, оценок и эмоций. (на задание отводится 2-3 мин.).
Через метафору посредством геометрической фигуры.
Например: знания – это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.
3. Метафорой из области человеческих отношений.
Например: знания – это прокладывание маршрута в человеческом море.
4. Прочитать первые три метафоры, подчеркнуть ключевые слова или словосочетания. Из этих трех слов придумайте метафорическое определение знаниям, в котором использовались все три слова.
(Ученики читают получившиеся определения).
Вам понравились творческие опыты ваших одноклассников?
Какие определения вам понравились больше?
Что нового вы узнали друг о друге?
(Эта рефлексия позволит обратить внимание на учеников, которые, может быть, не общительны, но индивидуальны, что приветствуется, а учащиеся смогут оценить их как раз за эту индивидуальность и, может быть, изменить отношение к ним).
А сейчас послушайте отрывок из произведения Нечаева Л.Е. «Ожидание друга, или Признания подростка».
«… Он уже твердо знал, что будет профессиональным барабанщиком. «Зачем мне знать теорему Винта, — говорил он в седьмом классе учителю алгебры, — когда я хочу стать барабанщиком?» — «Ты еще не знаешь, кем будешь», — внушал учитель. «Знаю, — отвечал Перерепченко. – Вот другого я не знаю: зачем алгебра отравляет мою молодую жизнь?» — «Школа не производит ни представителей точных наук, ни гуманитариев, — терпеливо объяснял учитель. – Средняя школа только лишь выявляет способности». – «Ну повыявляли класса этак до пятого – и хватит. Сами же в шестом сказали мне, что я не Лобачевский. Не могу я, не смыслю». – «Зачем мне географию знать, — улыбался учитель,- когда извозчики есть. Кажется, так рассуждал Митрофанушка». – «А зачем, действительно, Митрофанушке знать географию?» — «Выходит, ты прочишь себя в Митрофанушки?» — «Нет, но обучать меня всей алгебраической абракадабре – значит впустую тратить государственные средства. Я даже подсчитал, на сколько процентов окупаются затраченные на меня средства». – «Подсчитал все-таки…- улыбался классу учитель. – Значит, помогла математика…Ну и на сколько процентов?» — «Если я знал и, как вы уже выявили, знаю и буду знать в среднем на двойку с половиной, а средства на меня затрачены с расчетом на пятерку, то выходит, что средства окупаются только на пятьдесят процентов. Остальное летит на ветер». – «Это говорит лишь о том, что ты не хочешь трудиться, не хочешь заставить себя работать». – «Ладно. Со мной проще – я какой-то там Перерепченко. А что вы скажете о гениальном авиаконструкторе Туполеве? Он что, тоже не хотел учиться? Уж он-то, наверное, хотел. Однако в аттестате зрелости у него по гуманитарным предметам одни тройки. Значит, затраченные на это дело средства все равно пролетели мимо или почти мимо. И надо Туполевых обучать русскому и немецкому на пятьдесят необходимых процентов, а высвобожденные пятьдесят вкладывать освоение ими точных наук. А со мной наоборот. И больше будет проку». – «Очень ты умный стал, Перерепченко, — спокойно отвечал учитель. – Только не забудь, пожалуйста, сколько процентов ума дала тебе школа…».
Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или Признания
Подростка // Школьные годы. – Вып.3.-С.228-229.
Согласны ли вы с мнением Перерепченко?
А по какому принципу вы выбираете предметы, которые вам нужны?
А сейчас поиграем. Это будет ролевая игра. Для нее нам нужно 2 участника. Представьте ситуацию: мама уговаривает сына хорошо учиться. Распределяем роли и выбираем ту позицию, которая отразит отношение к получаемым знаниям и их ценности. Задача ясна?
(Эта игра интересна, т.к. дети подражают где-то своим родителям, пытаются отобразить ту или иную модель этой ситуации. Дети дают разные подходы в убеждении необходимости знаний, тем самым убеждая и себя, не зависимо от роли).
А теперь представим, что вы устраиваетесь на работу и должны убедить работодателя, что именно ваша кандидатура наиболее приемлема для этой работы. Одно условие: каждый из участников знает только свою специальность, а остальные знают профессию обоих участников. (Это создает комический эффект, причем профессии полярные).
Варианты профессий: фермер – продавец мяса; продавец в магазине кожи и меха – фермер по выращиванию нутрий; укротитель тигров – мим.
Подведем итог.
Человек должен быть всесторонне развитым, и многогранность знаний позволяет сделать это развитие успешным. Главное, чтобы это развитие не останавливалось!
Приложение.
Из работ детей:
Знания – это как только что пойманная рыба: сначала нужно ее разделать, почистить, приложить труд и время, а потом наслаждаться.
Знания – океан, который человек стремиться познать, и на это у него уходит вся жизнь.
Знания – витамины, нужные организму всю жизнь.
Знания – борщ, который нужно приготовить, а потом наслаждаться вкусом.
Знания – киндер сюрприз: не знаешь, что будет дальше.
Знания – луч: есть начало, но надо добиваться своей цели.
Знания – это борщ, где ингредиенты – науки, залитые вниманием.
Знания – зелень и специи, без которых блюдо будет не вкусным.
Знания – шашлык: разный вкус с добавлением майонеза, кетчупа.
Знания – девятислойный пирог.
Знания – экзотический салат, состоящий из всего нового, интересного и необычного.
Список использованных источников:
1. Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или Признания
Подростка // Школьные годы. – Вып.3.-С.228-229.
3