Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №72»
Ленинского района г. Саратова
Конспект классного часа для 2 класса на тему «Урок добра и толерантности»
подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Коротун Наталия Николаевна
г. Саратов
2013
Цели классного часа.
Воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей.
Сформировать понятие «толерантность», «беженцы».
Развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать интернационализм, способствовать развитию устной речи обучающихся.
Оформление кабинета:
По стенам кабинета развешаны портреты людей разных национальностей;
Презентация « Люди разных народов».
Ход мероприятия
Учитель. Сегодня мы с вами проведём урок толерантности. А что обозначает это слово, вы попробуете сказать в конце урока.
Учитель читает стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей
И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских,
Негров, чья родина —
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что
В стужу и снег лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых —
Тех, что живут
В городах и сёлах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберётся
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Ребята, о чём говориться в этом стихотворении?
Дети. О том, что дети всех национальностей должны дружить друг с другом.
Учитель. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Учитель. Сейчас в мире непростая обстановка. В некоторых точках планеты идёт война, происходят террористические акты, стихийные бедствия. От этого: гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
Дети. Дать одежду, вещи первой необходимости, поделиться едой, игрушками, ни обижать детей беженцев…
– Дети должны понять, что к людям любой национальности нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
Учитель. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Ведь люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, они все объединились против общего врага – фашистов.
И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
А теперь давайте попробуем объяснить, что же означает слово «толерантность».
Высказывания детей:
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный флажок, если вам подходит первое выражение, чёрный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
Ты его простишь.
Ты его ударишь.
Ты поссорился со своей младшей сестрой.
Ты попытаешься объясниться с ней.
Ты обижаешься и мстишь ей.
Кто-то питается не так как ты, по причине своей религии…
Ты смеешься над ним.
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты устраиваешь истерику.
Ты идёшь с ними гулять.
Цвет кожи Майкла отличается от твоего.
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты говоришь: все люди твоего цвета кожи это нули.
Учитель. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Послушайте замечательное стихотворение Алексея Моргуна:
Я рисую человека- У Сергея же худой,
Вышел он прямой, как свечка. С ярко-рыжей головой.
На кого же он похож?
Посмотрите, как хорош! А Славика девчонка
А у Нади и Аркаши Словно Быхова Аленка,
Человек объелся каши — Паша негра рисовал –
Круглый, добрый и веселый, Сам от краски черным стал.
Очень сильный и здоровый.
Люди разные на свете,
Петин мальчик – великан. Словно человечки эти.
У Алеши – атаман.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
Саша плохо одет…
! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься над ним.
Пожилая женщина медленно идёт.
! Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.
? Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
На твоих глазах на кого-то нападают…
! Ты пытаешься защитить его и позовешь на помощь.
? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребёнок-инвалид…
! Ты естественным образом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него, не желая общаться.
Проявлять толерантность – это значит, бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
Молодцы! Многие из вас уверены в себе, могут выразить своё мнение. Вы добрые и пытаетесь помочь близким, да и всем людям.
Учитель. Заканчиваем наш урок толерантности.
(Звучит «Гимн демократической молодежи». Музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина. Дети смотрят презентацию « Люди разных народов»)
Учитель.
-Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?
— Что такое толерантность?
— Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим тебя людям других национальностей?
— Мы слушали сегодня стихотворения о дружбе разных народов, я хочу предложить на следующий классный час подготовиться и провести конкурс стихов на тему «Страна одна — народов много». Спасибо за внимание.
Список использованной литературы
Родари Дж.. «Всемирный хоровод» — Киев: Весёлка, 1986. -16 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Песня «Гимн демократической молодёжи мира».Музыка: А. Новиков,
слова: Л. Ошанин, https://www.romance.ru