Конспект классного часа «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья»

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

РАЗДЕЛ «ЭКОНОМИКА»


ДЕЛОВАЯ ИГРА «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья»


Цель игры — ознакомление участников со структурой рацио­нального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распреде­ления поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информа­ции и принятия решений в ограниченное время.

Содержание. В игре моделируется процесс распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета.


Первый этап (4—5 мин).

Участники объединяются в семьи (группы по 7—8 человек, желательно примерное равенство мальчиков и девочек). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли:

1. Муж. 5. Родители мужа или

2. Жена. 6. Родители матери.

3. Сын.

4. Дочь.

При неполной семье (в группе 4—5 человек) желательно распределить сначала первые роли.

Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.


Второй этап (5—10 мин).

Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой следующий перечень вопросов: игровое имя и возраст каждого члена семьи; предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие пенсии; предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные источники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.

Все эти данные каждая семья оформляет на Бланке № 1. «Характеристика семьи» (См. приложение № 1).

Один экземпляр этого бланка каждая семья сдает «эксперту» (его роль играет заранее подготовленный участник или это делает сам координатор игры).

В то время как участники работают над составлением потребительского бюджета своей семьи, «эксперт» внимательно знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов.

Если у «эксперта» возникают вопросы к отдельным семьям, он выясняет их и корректирует структуру и объемы доходов.


Третий этап (35—40 мин).

Координатор объявляет, что семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается Бланк № 2, содержащий основные статьи расходов (см. Приложение № 2). Основные статьи расходов.

Расходная часть семейного бюджета. (Приложение № 3).

В процессе обсуждения статей расходов и принятия окончательного решения участники заполняют Бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье в руб. (колонка № 3), так и в процентах по отношению суммы расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц (колонка № 4).

Координатор игры обращает особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т. е. сумма расходов должна совпадать с размерами доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить опреде­ленные суммы на каждую статью расходов.


Четвертый этап (10—15 мин).

Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях. При этом каждая семья сообщает координатору игры основные итоги обсуждения и принятые решения, включая: сумму всех доходов, полученных за месяц; сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям:

Свежие документы:  Конспект урока технологии в 5 классе по теме «Пища человека и режим питания»

1. Питание

2. Одежда

3. Культурно-бытовые нужды

4. Алкогольные напитки и курение

5. Оплата квартиры

6. Транспортные расходы

7. Платежи, сборы, налоги

8. Накопления, сбережения

Общий итог определяется как разность суммы доходов и суммы расходов.

Если баланс доходов и расходов отрицательный, это означает, что данная семья живет в долг и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть, взять в долг у род­ственников, знакомых?

Если баланс положительный, следовательно, семья закончи­ла этот месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отло­жить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэко­номленные суммы приплюсовываются к статье «Накопления, сбережения».

После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры приступает к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он сообщает участникам Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в процентном отношении по каждой его расходной статье. Ниже приведена структура расходной части РПБ, однако в зависимости от условий времени и региона может быть использована и иная структура.

Участники вписывают данные расходной части РПБ (про­цент по каждой статье) в колонку № 5 Бланка № 2. После того как координатор сообщил эту информацию, каждая семья сравнивает свои результаты (процент по каждой статье расходов) с соответствующими статьями Рационального Потре­бительского Бюджета. Такой количественный анализ прово­дится по всем расходным статьям для определения степени соответствия процента распределения расходов каждой семьи проценту Рационального Потребительского Бюджета.

Победителем в этой игре, т. е. наиболее социально зрелой семьей, объявляется группа, результаты которой ближе всего к Рациональному Потребительскому Бюджету. Для количе­ственного определения уровня социальной зрелости семьи можно провести расчет уровня социальной зрелости (УСЗ) по формуле:

где:

УСЗ=∑/ аibi-/=∑сi,

∑— знак суммирования,

аi — величина процента расходной статьи в бюджете семьи,

обозначенная в колонке № 4 Бланка № 2,

bi — величина процента однотипной расходной статьи в Ра­циональном Потребительском Бюджете (колонка № 5),

сi — абсолютная величина (модуль) разности чисел «аi» и «bi», т. е. разность, вычисленная без учета знака. Предварительно следует занести результаты вычитания показателей колонок № 4 и № 5 в Бланке № 2 в колонку № 6.

Суммирование целесообразнее проводить только по 9 основным расходным статьям. Например, у семьи Орловых в результате собственных расходных статей и сопоставления с Рациональным Потребительским Бюджетом получилась следующая сравнительная таблица (см. Приложение № 4).

В итоге сумма разностей «сi» — по модулю без учета знака составила 38 единиц.

В идеале этот показатель должен приближаться к нулю, т. е. проценты, отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем статьям, полностью совпадают с однотипными статьями Рационального Потребительского Бюджета. И чем дальше этот показатель от нуля, тем ниже уровень социальной зрелости семьи.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Взаимодействие тел"


Пятый этап (15—20 мин).

Координатор проводит анализ хода и результатов игры. В ходе анализа целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты.

1. Процедура обсуждения семейного бюджета.

Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использо­вали участники для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Какого рода и в чем была их причина? Как семья выходила из этих конфликтов? Кто стремился гасить возникающие конфликты? Какие приемы он для этого использо­вал?

2. Игровые роли.

Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому-то не удалось выдержать рамки роли, то почему? Кому его роль в семье пришлась по душе? Почему?

3. Знание экономических реалий.

Насколько хорошо участники знают реальные цены на продовольствие, на промышленные товары? Представляют ли себе, какие суммы расходует в среднем семья на оплату квартиры, на культурно-бытовые нужды?

Опирались ли участники при обсуждении бюджета на опыт своих (уже не игровых, а реальных) семей? Как помогал семейный опыт в этой игре?

Представляли ли участники хотя бы в самых общих чертах структуру семейного бюджета?

Координатор предоставляет возможность высказаться всем желающим, обязательно нужно выслушать представителей каждой семьи (группы).

Примечания. 1. Координатору рекомендуется следить за тем, чтобы участники оперировали в ходе игры суммами, близкими к реальной жизни.

2. Если кто-то из участников значительно завышает или занижает доходы и расходы в сравнении с жизненной реальностью, координатор советует ему откорректировать цифры.

3. В качестве «эксперта» по Рациональному Потребительскому Бюджету можно пригласить одного или нескольких родителей (старшеклассников, выпускников).



















Приложение

Приложение № 1.

Характеристика семьи.

Характеристика семьи.

Бланк № 1


Характеристика семьи __________________________ (фамилия)


п/п


Семей-ный

статус


Имя,

отчество


Возраст



Место

работы,

учебы

Предпола-гаемый

размер зарплаты,

стипендии

1.

Муж





2.

Жена





3.

Сын





4.

Дочь





5.






6.








Итого: _____________________________


Источники дополнительных доходов семьи

1. __________________________________

2. __________________________________

3. __________________________________

4. __________________________________


Итого: _____________________________


Общая сумма ежемесячного дохода семьи:__________________





























Характеристика семьи.

Бланк № 1


Характеристика семьи __________________________ (фамилия)


п/п


Семей-ный

статус


Имя,

отчество


Возраст



Место

работы,

учебы

Предпола-гаемый

размер зарплаты,

стипендии

1.

Муж





2.

Жена





3.

Сын





4.

Дочь





5.






6.








Итого: _____________________________


Источники дополнительных доходов семьи

1. __________________________________

2. __________________________________

3. __________________________________

4. __________________________________


Итого: _____________________________


Общая сумма ежемесячного дохода семьи:___________________



Приложение № 2.

Основные статьи расходов.

Основные статьи расходов.

Бланк № 2

Семья __________________ (фамилия)


Общая сумма доходов семьи за один месяц _____________________

(из Бланка № 1)

Расходная часть семейного бюджета

п/п

Наименование статьи расходов


Сумма

(руб.)

%


%

по РПБ

6

1.

Питание:



1.1. Хлеб и крупы



1.2. Мясопродукты



1.3. Жиры (включая масло)



1.4. Фрукты



1.5. Сахар



1.6. Молочные продукты



1.7. Напитки


2.

Одежда:



2.1. Верхняя одежда



2.2. Белье



2.3. Головные уборы



2.4. Чулочно-носочные изделия



2.5. Обувь


3.

Культурно-бытовые нужды


4.

Алкогольные напитки и курение


5.

Оплата квартиры


6.

Транспортные расходы


7.

Платежи, сборы, налоги


8.

Накопления, сбережения



Общий итог: _________________________________ (в руб.)

Общий итог определяется как разность суммы доходов и суммы расходов.


































Основные статьи расходов.

Бланк № 2

Семья __________________ (фамилия)


Общая сумма доходов семьи за один месяц _____________________

(из Бланка № 1)

Расходная часть семейного бюджета

п/п

Наименование статьи расходов


Сумма

(руб.)

%


%

по РПБ

6

1.

Питание:



1.1. Хлеб и крупы



1.2. Мясопродукты



1.3. Жиры (включая масло)



1.4. Фрукты



1.5. Сахар



1.6. Молочные продукты



1.7. Напитки


2.

Одежда:



2.1. Верхняя одежда



2.2. Белье



2.3. Головные уборы



2.4. Чулочно-носочные изделия



2.5. Обувь


3.

Культурно-бытовые нужды


4.

Алкогольные напитки и курение


5.

Оплата квартиры


6.

Транспортные расходы


7.

Платежи, сборы, налоги


8.

Накопления, сбережения



Общий итог: _________________________________ (в руб.)

Общий итог определяется как разность суммы доходов и суммы расходов.



Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Что делает человека успешным?»

Приложение № 3.



Расходная часть Рационального Потребления Бюджета (РПБ)


п/п

Наименование статьи расходов

Процент по отношению ко всей сумме расходов

1.


Питание:

1.1. Хлеб и крупы

1.2. Мясопродукты

1.3. Жиры (включая масло)

1.4. Фрукты

1.5. Сахар

1.6. Молочные продукты

1.7. Напитки

50

7

7

8

5

7

7

3

2.

Одежда:

2.1. Верхняя одежда

2.2. Белье

2.3. Головные уборы

2.4. Чулочно-носочные изделия

2.5. Обувь

20

7

5

1

2

5

3.

Культурно-бытовые нужды

5

4.

Алкогольные напитки и курение

4

5.

Оплата квартиры

6

6.

Транспортные расходы

3

7.

Платежи, сборы, налоги

3

8.

Накопления, сбережения

4




Расходная часть Рационального Потребления Бюджета (РПБ)


п/п

Наименование статьи расходов

Процент по отношению ко всей сумме расходов

1.


Питание:

1.1. Хлеб и крупы

1.2. Мясопродукты

1.3. Жиры (включая масло)

1.4. Фрукты

1.5. Сахар

1.6. Молочные продукты

1.7. Напитки

50

7

7

8

5

7

7

3

2.

Одежда:

2.1. Верхняя одежда

2.2. Белье

2.3. Головные уборы

2.4. Чулочно-носочные изделия

2.5. Обувь

20

7

5

1

2

5

3.

Культурно-бытовые нужды

5

4.

Алкогольные напитки и курение

4

5.

Оплата квартиры

6

6.

Транспортные расходы

3

7.

Платежи, сборы, налоги

3

8.

Накопления, сбережения

4



Приложение № 4.


Сравнительная таблица


п/п



Наименование статьи расходов


Процент в

семейном

бюджете

Процент в

рациональном бюджете

Разность

по модулю,

Сi

1.

Питание

40

50

10

2.

Одежда

27

20

7

3.

Мебель и предметы домашнего





обихода

10

5

5

4.

Культурно-бытовые нужды

7

5

2

5.

Алкогольные напитки и курение

1

4

3

6.

Оплата квартиры

2

6

4

7.

Транспортные расходы

3

3

8.

Платежи, сборы, налоги

1

3

2

9.

Накопления, сбережения

9

4

5


В итоге сумма разностей «сi» — по модулю без учета знака составила 38 единиц.





4


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: