Конспект урока для 10 класса «Социальная направленность современного правового государства»

Учитель истории и обществознания высшей категории, к.и.н. Гавриленко Таисия Ивановна

ГБОУ ЦО №491 «Марьино» Ю В А О города Москвы

Разработка урока по курсу «Обществознание»

10 кл.

Тема урока: «Социальная направленность современного правового государства»


Цели урока:

  1. Углубить знания учащихся о сущности государства.

  2. Обобщить и систематизировать знания об истории зарождения идей о социальном правовом государстве и первой практике их реализации.

  3. Развивать умения учащихся выделять основной смысл просмотренных фрагментов видеоматериалов, в частности программы «Право голоса» , давать оценку различным точкам зрения с позиций современных представлений о социальном правовом государстве.

План изучения темы:

1.Возникновения понятия социальное государство – история возникновения и современные подходы.

2.Сущность современного социального правового государства.

3. Активная социальная политика — главный признак социального государства.

4.Россия на пути формирования социально ориентированного правового государства.


Тип урока: комбинированный

Технология: эвристическое обучение с элементами традиционного урока.

Формы организации деятельности учащихся:

  • Индивидуальная,

  • Парная.

Методы работы: сравнение, рассуждение по аналогии, синтез, анализ.


Вариант первый ( рассчитан на 2 урока)

Вопрос первый( см. ссылку № 1)

Вызов: Ребята, какие ассоциации возникают у вас при употреблении понятия « Социальное правовое государство»?

(Из ответов следует: социальное правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны в отношенияъ не столько законами, сколько следуют социальным нормам. Государство провозглашает своим основным направлением – заботу о людях и делает всё необходимое для этого.)

Учащимся предлагается материал передачи ТВЦ от 10 апреля 2013

цикл передач «Право голоса» — «Социальное государство»

Задание: Просмотрев передачу, сформулируйте основные признаки социального правового государства.

Согласны ли Вы с формулировкой вопроса 4 плана урока? Согласие или иное мнение аргументируйте.

http://www.tvc.ru/bcastArticleNext.aspx?vid=fab15900-93e2-4b71-b39a-7ea768432c97

В результате просмотра и обсуждения по ходу передачи, старшеклассники формулируют следующие выводы:

1.Социальное правовое государство представляет собой современное демократическое государство.

2.Гарантии высокого жизненного уровня населения социального правового государства достигаются:

  • перераспределением национального дохода в интересах тех, кто в силу тех или иных причин не может обеспечить достойный современного человека уровень благосостояния;

  • предоставлением государственной властью благоприятных возможностей для граждан и социальных групп использовать ресурсы и возможности социальных институтов общества в интересах социально значимых целей;

  • стимулированием государством предпринимателей и работодателей к сокращению безработицы, повышению заработной платы, улучшению условий труда и т.д.;

  • повышению роли политических партий и профсоюзов в ограничении административных возможностей государства и решении государством социальных программ;



В современном российском обществе намечены и реализуются следующие направления социального государства:

  • развитие и утверждение социально-ориентированной экономики рыночного типа, обеспечивающей высокий уровень благосостояния граждан;

  • обеспечение условий, позволяющих в полной мере реализовать материальные и духовные интересы и потребности людей;

  • обеспечение стабильности государственной власти, правопорядка:

  • достижение высокого уровня политической, правовой и духовной Культуры граждан, строгое соблюдение ими Конституции, Законов РФ.

Учитель , могут и заранее подготовленные учащиеся обратить внимание на трудности становления социального правового государства в РФ.



Вариант второй ( рассчитан на 1 урок)

  1. История вопроса.

При характеристике понятия «социальное государство» необходимо отметить, что само понятие возникло только в середине 50-х годов ХХ века с ростом социальных функций государства, в том числе в связи с положительным опытом решения социальных вопросов странами Запада и СССР. Одним из первых на Западе этот термин ввел в оборот известный немецкий экономист и политический деятель Л.Эрхарт.

Вопрос второй плана:

Социальное государство – это государство, создающее условия, направленные на достижение блага всего общества.





Основными функциями данного государства являются:

  • Улучшение демографической ситуации;

  • Оказание помощи нуждающимся;

  • Выравнивание социальных слоёв населения.



2.Признаки социального правового государства:

  • Обеспечение благосостояния граждан и достойного уровня жизни –государство обязано предоставить гражданам обязательный минимум социальных благ ( здравоохранение, образование, работа, забота об инвалидах и т.п.):

  • Обеспечение прожиточного минимума, но обязательно обеспечивающий достойный уровень жизни:

  • Создание равных стартовых условий и возможностей вне зависимости от имущественного или социального происхождения:

  • Обеспечение социального мира, ликвидация оснований для социальных конфликтов, обеспечение через посредничество государства партнерских отношений между работниками и предпринимателями;

  • Правовое регулирование межнациональных отношений.

Вопрос третий плана:

Функции социального государства могут быть реализованы только при соблюдении основных принципов:

— всеобщности;

— многообразия видов социального обеспечения;

-гарантированности социального обеспечения не ниже установленного законом прожиточного минимума;

— гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней, в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Так. Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств.

На конкретных примерах рассматриваются все принципы. Так. Пенсионное обеспечение в России осуществляется на основе ФЗ от 17.12.2011 года №173 «О трудовых пенсиях в РФ» -пенсия-это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Предусмотрено три вида трудовых пенсий: по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности. ( Далее обстоятельно можно рассмотреть каждый вид пенсии)

Система пособий, которая предусмотрена действующим законодательством в РФ:

— пособие по временной нетрудоспособности:

-пособие по безработице:

— единовременное пособие на погребение:

— пособие по беременности и ролам, материнский капитал и т.д.

Для отдельных категорий населения РФ установлена система льгот:

— безбилетный проезд на городском транспорте;

— льготы по оплате жилья, коммунальных услуг;

— бесплатная установка телефона;

— получение бесплатных или со скидкой лекарств в аптеках;

— санаторно-курортное лечение ( по медицинским показаниям);

— льготы по предоставлению медицинской помощи;

— обеспечение транспортными средствами и т.д.

Таким образом, РФ как и другие социально ориентированные правовые государства , стремятся расширять и гарантировать гражданам социально-экономические и личные права. К первой группе относятся следующие виды прав: право трудиться, отдыхать, на социальное обеспечение в случае утраты нетрудоспособности, на доступное медицинское обслуживание, на жильё. Во вторую группу входят: право на жизнь, на уважение, защиту чести и достоинства, право на свободу передвижения и выбора места жительства.



Проверьте себя:

1.Дайте определение понятия социального правового государства и его сущностных признаков.

2.В чём состоят гарантии высокого жизненного уровня граждан социального правового государства?

3. Каковы основные цели построения социального правового государства в Российской Федерации? Какие трудности преодолеваются на этом пути?

4. Какова сущность и содержание социальной политики в социальном правовом государстве?

5.Что такое социальная защита граждан и в каких формах она выступает?

6.Каковы конституционные основы социальной политики в Российской Федерации?



Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ для 6 класса «Шалость детей с огнем»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: