Сидорова Наталья Михайловна, учитель информатики МОУ «Стемасская СОШ» Алатырскрго района Чувашской Республики
Предмет : Информатика
Тема урока : Элементы логики . Суждение
Продолжительность :1 урок ( 45 минут.)
Класс: 6
Технология : Электронный учебник « Мир информатики 1-2 год обучения»
Электронный учебник «Мир информатики 3-4 год обучения»
Цель урока : Познакомить учащихся с понятием логика.
Рассмотреть понятие элемента логики суждение.
Задачи урока : 1. Знакомство с суждением, с разновидностью логических задач.
2. Введение понятий « истина» и « ложь». Обращение к жизненному опыту ребёнка.
3. Обучение конкретным приёмам мыслительной деятельности : способом рассуждения при решении логических задач.
4. Практическая работа на ЭВМ. Выполнение заданий по логическому мышлению. Закрепление изученного материала.
5. Развитие логического мышления.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Добрый день ребята, садитесь.
2. Изучение нового материала .
Ребята, однажды мне рассказали интересную историю Сегодня я хотела бы вам её рассказать .Это не просто история, а история-загадка. Думаю, что вы поможете мне найти на неё ответ.
-Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместится только один человек. Всё же оба человека без всякой помощи переплыли реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали ?
— ответы учащихся.( Они подошли к реке с разных берегов)
.
— Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос , только потому, что не приучили мысль сворачивать от привычного направления.
Самый простой и ясный способ научиться правильно мыслить самому и находить ошибки в чужих рассуждениях – это освоить основы формальной логики, т.е. освоить « арифметику мышления». Это позволит перейти к изучению более сложной дисциплине, изучающей законы и формы человеческой мысли, познающей окружающий мир. Этот предмет называется логика.
Сегодня наш урок посвящён логики и её основными элиментами.
Тема нашего урока : Элементы логики. Суждение.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием –логика, рассмотрим элемент логики –суждение, решим логические задания.
Логика-наука о законах и формах мышления.
Термин «логика» происходит от греческого слова logos — т.е. « мысль», « разум», « слово». Эта наука насчитывает приблизительно 2,5 тысячи лет( её отцом принято считать Аристотеля)
Каждый день мы узнаём что-то новое, получаем информацию. Без информации человек не мог бы жить.
-Ребята, что такое информация ?
Ученик: информация это сведения об окружающем нас мире.
-Человек размышляет, думает, делает выводы если он имеет какую то информацию.
Результатом получения информации являются суждение.
Суждение- это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается и которую можно оценить с точки зрения правды( истины) или неправды ( лжи).
Высказывание « истина» — если в нём заключена правдивая информация.
Например : Март – первый месяц весны.
Высказывание « ложь» -если в нём заключена неверная информация.
Например : Март –первый месяц зимы.
А сейчас мы сыграем в игру « Говори».
а) « Говори правду»
Каждый ученик должен придумать истинное высказывание.
б) « Говори ложь»
Каждый ученик должен придумать ложное высказывание.
Определите какую информацию вы сейчас услышали : правдивую или нет и почему.
вчера в 12 часов ночи шёл снег.
завтра в это же время будет солнечная погода.
все лентяи- бездельники
ни один лентяй не является бездельником.
все школьники любят учить уроки
ни один школьник не любит учить уроков.
3.Закрепление знаний и умений.
Ребята, чтобы ответить на вопросы мы с вами должны были рассуждать, т.е выполнять логическую операцию суждение.
Информация в виде повествовательных предложений – это суждение или высказывание.
Электронный учебник « Мир информатики 1 год обучения»( Суждение)
Для закрепления знаний выполним практическую работу, но в начале повторим правила ТБ в компьютерном классе.
Электронный учебник «Мир информатики 1 год обучения»(Правила поведения в компьютерном классе)
Практическая работа №1 «Истинность и ложность суждений»
Электронный учебник «Мир информатики 1 год обучения»(Правила поведения в компьютерном классе)
Зарядка для глаз:
Глазки вправо повернём, улыбнёмся
Глазки вниз опустим, улыбнёмся
Глазки вверх поднимем, улыбнёмся
Глазки вправо повернём,
И работать мы начнём.
Суждение могут быть одновременно истинными, и одновременно ложными.
Например:
1. На улице пасмурно и идёт снег.
2. Сейчас не март месяц и не конец 3–й учебной четверти.
Суждения могут находиться в отношении когда одно истинно, а другое ложное и наоборот.
Например:
1. Сейчас идёт урок информатики или рисования.
2.Завтра будет праздник Ёлки, так как наступил март месяц.
Ребята, приведите примеры суждений , где оба суждения были бы
а) истины ( 1 вариант)
б) ложны( 2 вариант)
в) первое истинно, а второе ложь( 3 вариант)
г) первое ложь, а второе истина. ( 4 вариант)
( работа по вариантам).
( дети приводят свои примеры)
Электронный учебник «Мир информатики 4 год обучения»( Суждение и логические операции)
Практическая работа №2 «Суждение и логические операции»
Электронный учебник «Мир информатики 4 год обучения»( Суждение и логические операции)
Физкультминутка.
— Отдых наш физкультминутка. Занимай свои места.
Если вы уже устали,
Сели, встали, сели, встали,
Каждый день зарядку делай
Будешь сильным, будешь смелым.
Зарядка для глаз:
Прилетела стрекоза
Позолочены глаза
Посмотрела влево, вправо,
Назад , вперёд
Настоящий вертолёт.
Задачи для устного решения.
Задача 1.
« Незнайка собрал в один ящик яблоки, а в другой — вишню. Но случайно перепутал ящики, и все надписи на ящиках оказались ложными. Давайте вмести определим, в каком ящике что находится.»
( дети объясняют)
— итак, на правом ящике надпись «яблоки», но мы знаем, что она ложная, значит там не яблоки а вишня. В другом ящике должны лежать яблоки.
Задача 2
Жил- был царь. И вот однажды объявил он по всей стране :
— Если кто придумает такую небылицу, чтоб я сказал : « это ложь», отдам тому полцарства.
Приходит к нему купец и говорит :
-Долго здравствовать царю! У отца моего дубинка была, так он ей звёзды доставал и перемешивал.
— Ничего удивительного , ответил царь. У моего отца трубка была, так он от солнца прикуривал, а другой конец во рту держал.
Пришлось купцу уйти ни с чем.
Приходит к царю один из его министров.
— Прости, — говорит он царю, — запоздал я немного. Дело в том, что вчера гроза разразилась и от молнии небо лопнуло, я его зашивать ходил.
— Хорошее дело ! только зашил ты его плохо- нынче утром дождик моросил.
Ушёл и министр ни с чем.
Приходит к царю крестьянин, а в руках у него мера.
— Чего тебе? – спрашивает царь.
Крестьянин ответил зачем пришёл.
— Врёшь!- вскочил царь.
— А коли вру, то отдай мне полцарства, -говорит крестьянин.
-Нет, нет, это правда ! пытался увильнуть царь.
— А правда, так отсыпь меру золота !
Пришлось царю отсыпать золота. Что сказал крестьянин царю ?
( Ты должен мне меру золота)
Самостоятельная работа. Работа с раздаточным материалом.
Учащиеся получают листочки с таблицей. Задача учащихся заполнить таблицу: записать истинное или ложное высказывание в пустой строке. В последней строке учащиеся сами приводят примеры истинного или ложного высказывания .
1 вариант
Заполни таблицу .
Ложное утверждение | |
На деревьях растут листья |
|
| Все дети школьники |
|
|
2 вариант.
Заполни таблицу .
Ложное утверждение | |
Мяч круглый |
|
| Дети могут плавать |
|
|
Проверка задания ( взаимопроверка)
Примерный ответ.
1 вариант.
Ложное утверждение | |
На деревьях растут листья | На деревьях растут конфеты |
Некоторые дети школьники | Все дети школьники |
Сегодня четверг | Сегодня воскресенье |
2 вариант.
Ложное утверждение | |
Мяч круглый | Мяч плоский |
Некоторые дети могут плавать | Дети могут плавать |
Сегодня четверг | Сегодня воскресенье |
4. Итог урока.
— С каким новым понятием мы сегодня познакомились на уроке ?
— С понятием логика.
-Что изучает логика?
-Логика изучает законы и формы мышления.
— Какой элемент логики мы сегодня рассмотрели с вами на уроке.
— Мы познакомились с элементом логики – это суждение.
— Какое высказывание можно назвать суждением ?
— информация , в которой что-либо утверждается или отрицается и которую можно оценить с точки зрения правды( истины) или неправды ( лжи).
Разгадывая различные загадки ,ребусы, шарады каждый из вас получает за разгадку две награды:
1 награда- это удовольствие от систематических упражнений своей находчивости, наблюдательности, логического мышления;
2 награда- радость раскрытия « секретов» загадочного содержания математических головоломок.
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет !
Поэтому я желаю вам расширять ваш кругозор, закреплять знания, развивать находчивость и память.
5. Домашнее задание.
Написать рассказ, который содержит только ложные высказывания.
Спасибо всем за урок. Урок окончен. До свидания.
5