Образовательный портал «Мой университет» — www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» — www.edu-reforma.ru
Подробный конспект урока.
Тема урока | Конституция РФ |
Предмет | Обществознание |
Класс | 9 |
Автор урока | Хлановская Маргарита Валдимаровна, учитель истории и обществознания |
Образовательное учреждение | МОУ «Лицей № 1 г. Инта» |
Республика, город | Коми Республика, г. Инта |
Методическая информация | |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | 1. Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества; 2. Расширить правовой кругозор обучающихся на основе изучения Конституции |
Задачи урока | 1. Формировать и обучать умению анализировать дополнительную работу к уроку; 2. Воспитать осознанное уважение к основному закону государства; 3. Развивать у учащихся навыки работать в группе, уважать чужое мнение. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся будут знать: 1. Что такое Конституция; 2. Признаки Конституции; 3. Причины принятия новой Конституции; 4. Структуру Конституции РФ; 5. Основные положения Конституции РФ. Учащиеся овладеют навыком: 1. Работы в группе; 2. Анализа документа; |
Необходимое оборудование и материалы | 1. Конституция РФ: 2. Презентация к уроку; 3. Компьютер; 4. Мультимедийный проектор |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | За две недели до урока учащиеся делятся на 7 групп по 3-4 человека, получают задание. Изучают соответствующую главу Конституции РФ, готовят выступление, оформляют его в виде презентации сделанной в программе Microsoft Office Power Point. Задание для группы: 1. «Права и свободы человека и гражданина»; 2. «Обязанности человека и гражданина»; 3. «Федеративное устройство»; 4. «Президент РФ» 5. «Федеральное собрание»; 6. «Правительство РФ»; 7. «Судебная власть» На уроке, выступающий от группы предоставляет результаты работы. |
Ход и содержание урока | 1. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке изучение нового материала. Накануне вы разделились на группы и получили свое задание. И на уроке вам предлагается предоставить свою работу. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, активно работать и не забывать вести конспекты. 2. Актуализация темы. Скажите пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность. (Паспорт, свидетельство о рождении). Какую информацию можно извлечь из паспорта? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение). А какой документ будет подтверждать ваше положение лицеиста? (дневник, зачетка). Какую информацию можно извлечь из дневника? (расписание уроков, ФИО преподавателей т.д.) Как вы считаете, а у государства есть подобный документ? (Да). Совершенно верно, таким документом является Конституция. Тема нашего урока «Конституция РФ». (слайд № 1) Раскрывая тему урока мы рассмотрим следующие вопросы. (слайд № 2) 3. Реализация плана урока. (слайд № 3) Конституция (лат. Constitution, установление, устройство). Как вы понимаете – основной закон государства? (главный закон, на его основе разрабатываются остальные законы страны). Правильно. Каковы же признаки Конституции? (слайд № 4) (слайд № 5) 12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция. Возникает вопрос, почему? Уже с начала 90-х гг. стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. – Россия провозглашена суверенным государством. После распада СССР в 1991 г. Началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. По инициативе Б.Н.Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и съезда Народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50% избирателей проголосовали за ее принятие. 12 декабря 1993 г. состоялся референдум (всенародное голосование), и была принята новая Конституция РФ. Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей. (Возвращаемся к слайду № 4) Прошу обратить свое внимание на 3 признак Конституции. Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан. Подошло время предоставления вашей работы. (слайд № 6) Разделение населения по территориальным единицам, — один из основных признаков государства. В любом государстве в зависимости от исторических, национальных, культурных традиций выделяются определенные территориальные единицы: провинции, графства, штаты, земли, губернии, области. Они, признавая себя частями общего государства, хотят самостоятельно решать многие вопросы. Так возникает необходимость четко определить политические, экономические, правовые и иные взаимоотношения между государством в целом (центром) и его частями (административно-территориальными единицами и автономными областями). Таким образом, возникает и конституционно закрепляется определенная форма государственного устройства. И сейчас, группа № 1 познакомит нас с устройством нашего государства. (Приложение № 1) Русская пословица гласит: «Сколько голов, столько и умов». Это наблюдение не будет лишним при решении сложных государственных проблем. Еще одним из признаков государства является принцип разделение властей. Данный принцип закрепила статья 10 Конституции РФ (слайд № 7). Прошу, группы № 2-5 (Приложение № 2-5) Конституция закрепляет правовой статус человека как гражданина данной страны (слайд № 8) Глава 2 Конституции РФ объясняет содержание каждого принципа через права и свободы человека и гражданина. С ними нас ознакомит группа № 6. (Приложение № 6) Мы знаем, что прав без обязанностей не бывает. А какими обязанностями нас наделила Конституция РФ. Пожалуйста, группа № 7. (Приложение № 7) Спасибо за работу всем. В заключении хочу отметить важную особенность Конституции РФ. На основании статьи 15 – Конституция имеет прямое действие (слайд № 9). В случае нарушения какого-либо положения вы можете пойти, например, в суд и потребовать защиты своих прав и интересов, ссылаясь на соответствующую статью Основного Закона. |
Проверка и оценивание ЗУНков | Проверка и оценивание полученных знаний можно провести через тестовую работу. Подготовить ее можно или в бумажном варианте или в электронном. (Приложение № 8) |
Рефлексия деятельности на уроке | После выступлений каждой группы проводится небольшой опрос — закрепление через вопросы. |
Домашнее задание | § 33, закрепить |
В помощь учителю | |
Используемые источники и литература | Конституция РФ; Обществознание, 9 кл.: поурочные планы по уч. Под ред. Л.Н.Боголюбова/автор-составитель С.Н.Степанько. Волгоград: Учитель, 2009 г.; Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 кл. – М.:ВАКО, 2009 г. (в помощь школьному учителю); Правоведение. 8-9 кл. Изучаем Конституцию: элективный курс/автор-составитель С.Н.Степанько.-Волгоград: Учитель, 2007 г. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Чаще всего изучение нормативно-правовых актов сопровождается через работу непосредственно с самим законом. Как правило текст документа усваивается ребятами без желания, тяжело. Медиа-, мультимедиа сопровождение позволяет проиллюстрировать, конкретизировать, схематично изобразить важные, но сложные для запоминания моменты. |
Совету по переходу от данного урока к последующим | Следующий урок можно посвятить изучению Конституции своей республики, например, Конституция Республики Коми |
4