9 класс. 28 октября 2015 года.
Тема: «Всеобщая декларация прав человека».
Тема соответствует формулировке по учебной программе и тематическому планированию (2 часа).
Учебник. Обществознание. 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М., «Просвещение», 2012.
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания о правовом статусе личности в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека , раскрыть ее значение
Воспитательная: сформировать гражданскую позицию, уважительное отношение обучающихся к правам и свободам человека, международным документам. Развить самостоятельность мышления,
помочь составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.
Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод, развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира.
Задачи урока:
Добиться усвоения учащимися основных понятий, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека
Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Эпиграфы к уроку:
Право существует для пользы человечества. Латинское изречение.
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель.
Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека.
Право — это все то, что истинно и справедливо. Гюго.
Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получат своеобразную окраску и свой собственный оттенок. Кистяковский Б.А.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала с первичным закреплением.
Технология: критического мышления.
Форма урока: урок- практикум.
Методы: частично- поисковый, исследовательский.
Приемы: индивидуальные, групповые
Оборудование урока: ПК, с выходом в Интернет, текст Всеобщей Декларации прав человека, раздаточный материал.
Этапы урока:
Организационный.
— определение целей и задач урока,
— определение методов организации работы учащихся на последующих этапах урока.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Домашнее задание .
Учитель.
Проблема прав человека всегда волновала людей. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах — значит думать о счастье, свободе, справедливости. В наше время люди все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля — нашего общего дома. Возникли правовые документы, адресованные всему человечеству, объединенные в две группы: Международная хартия прав человека и Международное гуманитарное право. На уроке я предлагаю остановиться подробно на одном правовом документе: Всеобщей декларации прав человека.
Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока.
Обучающиеся.
Сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение.
Учитель.
Какие задачи мы должны решить?
Обучающиеся.
— Познакомиться с Всеобщей декларацией прав человека.
— Определить значимость этого документа для граждан нашей страны и для нас лично.
Учитель.
Обращаю ваше внимание на эпиграфы сегодняшнего урока, в течении урока они будут на слайде. На этапе урока- рефлексия я попрошу вас высказать свое отношение к одному из высказываний, с опорой на изученный сегодня материал.
Учитель.
Что может быть нашими помощниками при изучении нового материала?
Обучающиеся.
— текст Всеобщей декларации прав человека,
— наши знания о правовых документах в нашей стране,
— интернет – ресурсы,
— знание понятийного аппарата по теме.
Учитель.
Обратимся к последнему помощнику. У вас на столах задание №1, которое содержит два тестовых задания, на выполнение которых вам дано 2 минуты.
1. Соотнесите понятия и их определения.
а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность | |
2) Свобода человека | б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения |
3) Право человека | в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении). |
(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)
2. Соотнесите даты и события.
а) Всеобщая декларация прав человека | |
2) 1993г. | б) Конституция России |
3) 1948 г. | в) Декларация прав ребенка. |
(ОТВЕТ: 1 – в, 2 – б, 3 – а.)
Обучающийся, первым верно выполнивший задание получает оценку отлично.
Учитель.
Мы начинаем знакомство с документом, который заложил фундамент нового, демократического строя, возродил гордое понятие гражданин, открыл историю современных прав и свобод человека. Начнем с истории создания Всеобщей декларации прав человека.
Обучающийся (заранее получил опережающее задание).
По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство преследуются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им нужны послушные сателлиты на мировой арене.
Страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…».
ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов, например, разделов конституций о правах граждан.
В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.
Учитель.
Продолжаем работу. У вас на столах находится задание № 2, которое носит групповой характер, поэтому указаны фамилии учеников, входящих в вашу группу. На выполнение задания вам дано 15 минут.
Информация о группах и заданиях.
Количество учащихся | задание | примечание | |
1 | 3 | Подготовьте презентацию по теме: «Словарь урока». Понятия: декларация, хартия, пакт, конвенция, презумпция невиновности, естественное право, позитивное право.
| Используйте печатные источники и интернет-ресурсы. От группы с презентацией выступает один человек. |
2 | 4 | Проведите экспресс-опрос в 10-11 классах по теме: «Международные правовые документы, их роль в России» | Опрос содержит 3 вопроса, заранее подготовленных группой. От группы с анализом опроса выступает один человек. |
3 | 3 | Самостоятельная работа учащихся по изучению1-5 статей содержания Всеобщей декларации прав человека.
| Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.
|
4 | 3 | Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека.
| Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.
|
5 | 3 | Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.
| Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.
|
6 | 3 | Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека.
| Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.
|
7 | 3 | Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 21-26 Всеобщей декларации прав человека.
| Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.
|
8 | 3 | Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 27-30 Всеобщей декларации прав человека | Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.
|
9 | 2 | Написать 2 синквейна на тему «Права человека». | Первый синквейн представить в начале знакомства с результатами работы групп, второй в конце. При работе со вторым используйте текст Всеобщей декларации прав человека.
|
Учитель.
Знакомимся с результатами работы по группам.
Слово группе №9. Обучающиеся знакомят класс с синквейном №1.
Далее обучающиеся группы №1 знакомят с презентацией по теме: «Словарь урока». Все учащиеся записывают в тетрадь тему урока и объяснение понятий.
При выступлении групп №3-8 , учащиеся продолжают делать записи в тетрадях, отмечая названия групп прав, приводя примеры из Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Записи оформляются в таблицу.
Учитель и учащиеся других групп при необходимости дополняют и обобщают выступающих.
Группа №2 сообщает о результатах проведенного экспресс — опроса, делает вывод.
Группа №9 знакомит класс с синквейном №2.
Учитель.
Переходим к этапу рефлексии. Напоминаю вам, что вы можете высказать свое отношение к одному из высказываний с опорой на изученный сегодня материал. Рефлексия носит индивидуальный характер, на подготовку к ней дается две минуты.
Домашнее задание: написать эссе, используя один из эпиграфов, на основе изученной темы.