Конспект урока для 9 класса «Всеобщая декларация прав человека»

9 класс. 28 октября 2015 года.

Тема: «Всеобщая декларация прав человека».

Тема соответствует формулировке по учебной программе и тематическому планированию (2 часа).

Учебник. Обществознание. 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М., «Просвещение», 2012.

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания о правовом статусе личности в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека , раскрыть ее значение

Воспитательная: сформировать гражданскую позицию, уважительное отношение обучающихся к правам и свободам человека, международным документам. Развить самостоятельность мышления,
помочь составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.


Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод, развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира.


Задачи урока:

  1. Добиться усвоения учащимися основных понятий, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека

  2. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

    Эпиграфы к уроку:

  • Право существует для пользы человечества. Латинское изречение.

  • Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель.

  • Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека.

  • Право — это все то, что истинно и справедливо. Гюго.

  • Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получат своеобразную окраску и свой собственный оттенок. Кистяковский Б.А.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала с первичным закреплением.

Технология: критического мышления.

Форма урока: урок- практикум.

Методы: частично- поисковый, исследовательский.

Приемы: индивидуальные, групповые
Оборудование урока: ПК, с выходом в Интернет, текст Всеобщей Декларации прав человека, раздаточный материал.

Этапы урока:

  1. Организационный.

— определение целей и задач урока,

— определение методов организации работы учащихся на последующих этапах урока.

  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление нового материала.

  4. Домашнее задание .

Учитель.

Проблема прав человека всегда волновала людей. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах — значит думать о счастье, свободе, справедливости. В наше время люди все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля — нашего общего дома. Возникли правовые документы, адресованные всему человечеству, объединенные в две группы: Международная хартия прав человека и Международное гуманитарное право. На уроке я предлагаю остановиться подробно на одном правовом документе: Всеобщей декларации прав человека.

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока.

Обучающиеся.

Сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение.

Учитель.

Какие задачи мы должны решить?

Обучающиеся.

— Познакомиться с Всеобщей декларацией прав человека.

— Определить значимость этого документа для граждан нашей страны и для нас лично.

Учитель.

Обращаю ваше внимание на эпиграфы сегодняшнего урока, в течении урока они будут на слайде. На этапе урока- рефлексия я попрошу вас высказать свое отношение к одному из высказываний, с опорой на изученный сегодня материал.

Учитель.

Что может быть нашими помощниками при изучении нового материала?

Обучающиеся.

— текст Всеобщей декларации прав человека,

— наши знания о правовых документах в нашей стране,

— интернет – ресурсы,

— знание понятийного аппарата по теме.

Учитель.

Обратимся к последнему помощнику. У вас на столах задание №1, которое содержит два тестовых задания, на выполнение которых вам дано 2 минуты.

1. Соотнесите понятия и их определения.

1) Обязанность

а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность

2) Свобода человека

б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения

3) Право человека

в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)

2. Соотнесите даты и события.

1) 1959 г.

а) Всеобщая декларация прав человека

2) 1993г.

б) Конституция России

3) 1948 г.

в) Декларация прав ребенка.

(ОТВЕТ: 1 – в, 2 – б, 3 – а.)

Обучающийся, первым верно выполнивший задание получает оценку отлично.

Учитель.

Мы начинаем знакомство с документом, который заложил фундамент нового, демократического строя, возродил гордое понятие гражданин, открыл историю современных прав и свобод человека. Начнем с истории создания Всеобщей декларации прав человека.

Обучающийся (заранее получил опережающее задание).

 По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство преследуются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им нужны послушные сателлиты на мировой арене.

Страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…».

ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов, например, разделов конституций о правах граждан.

В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.

Учитель.

Продолжаем работу. У вас на столах находится задание № 2, которое носит групповой характер, поэтому указаны фамилии учеников, входящих в вашу группу. На выполнение задания вам дано 15 минут.

Информация о группах и заданиях.

группы

Количество учащихся

задание

примечание

1

3

Подготовьте презентацию по теме: «Словарь урока».

Понятия: декларация, хартия, пакт, конвенция,  презумпция невиновности, естественное право, позитивное право.



Используйте печатные источники и интернет-ресурсы.

От группы с презентацией выступает один человек.

2

4

Проведите экспресс-опрос в 10-11 классах по теме: «Международные правовые документы, их роль в России»

Опрос содержит 3 вопроса, заранее подготовленных группой.

От группы с анализом опроса выступает один человек.

3

3

Самостоятельная работа учащихся по изучению1-5 статей содержания Всеобщей декларации прав человека.


Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ.

От группы выступают два человека.


4

3

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека.


Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.


5

3

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.


Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.


6

3

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека.


Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.


7

3

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 21-26 Всеобщей декларации прав человека.


Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.


8

3

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 27-30 Всеобщей декларации прав человека

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.


9

2

Написать 2 синквейна на тему «Права человека».

Первый синквейн представить в начале знакомства с результатами работы групп, второй в конце. При работе со вторым используйте текст Всеобщей декларации прав человека.


Учитель.

Знакомимся с результатами работы по группам.

Слово группе №9. Обучающиеся знакомят класс с синквейном №1.

Далее обучающиеся группы №1 знакомят с презентацией по теме: «Словарь урока». Все учащиеся записывают в тетрадь тему урока и объяснение понятий.

При выступлении групп №3-8 , учащиеся продолжают делать записи в тетрадях, отмечая названия групп прав, приводя примеры из Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Записи оформляются в таблицу.

Учитель и учащиеся других групп при необходимости дополняют и обобщают выступающих.

Группа №2 сообщает о результатах проведенного экспресс — опроса, делает вывод.

Группа №9 знакомит класс с синквейном №2.

Учитель.

Переходим к этапу рефлексии. Напоминаю вам, что вы можете высказать свое отношение к одному из высказываний с опорой на изученный сегодня материал. Рефлексия носит индивидуальный характер, на подготовку к ней дается две минуты.

Домашнее задание: написать эссе, используя один из эпиграфов, на основе изученной темы.

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Нужно ли нам право?" 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: