Конспект урока на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ
К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ»
Эстетическое развитие подростка в семье. Воспитание целостного эстетического отношения к миру, развитие способности к полно1енному восприятию искусства и духовному общению.
Возможности художественного и музыкального воспитания и просвещения в семье, помощь подросткам в приобретении опыта художественного творчества. Развитие эстетической культуры подростка средствами кино, телевидения, видео. Художественно-эстетические потребности подростков. Своеобразие подростковой культуры и учет его в практике семейного эстетического воспитания.
Помощь родителей в привитии ребенку индивидуальной культуры танца.
Форма проведения: дискуссия.
Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, но и радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо систематически развивать. Родители не могут оставаться в стороне от решения следующих важных задач эстетического воспитания:
средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей;
воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе и в окружающей жизни;
развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки;
развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.
Если подросток не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом. Если восприятие прекрасного не будет подкреплено деятельным участием ребенка в творении красоты, то такое эстетическое воспитание только приведет к инфантильной восторженности. Если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пустоте и бездумному эстетству.
Чтобы приобщить ребенка к прекрасному, надо самому обладать хорошим вкусом. Но ведь собственный вкус ниоткуда не возьмется, если он не будет развиваться. Если родители приносят в дом искусствоведческую литературу, репродукции, дети не смогут остаться равнодушными к ярким иллюстрациям, особенно если заинтересовать его и рассказом об изображенном. Не может ребенок остаться безразличным к такого рода просмотрам с пояснением. Подросток должен привыкнуть к языку красок, к шероховатой поверхности мазков, к смелым бликам, к разным изобразительным манерам. И этот процесс привыкания и есть процесс образования той основы, на которой складывается свой вкус. Пусть у каждого будет свой любимый художник. Полезно, если у детей будет своя коллекция репродукций. Как можно чаще советуйтесь с детьми относительно интерьера комнаты, квартиры, обоев, картин, костюма. Пусть подросток присматривается и учится отличать красивое от безвкусного. Пусть сам делает попытки усовершенствовать что-либо вокруг себя: перекрасить, переставить, обновить, подклеить, повесить новую репродукцию. Если среди работ сына или дочери появились, на ваш взгляд, очень интересные, доставьте ребенку радость — устройте небольшой домашний вернисаж. Не приглашайте много людей, только близких. Во многих журналах есть художественные вкладки с репродукциями, даже если в течение месяца раза два вы поговорите о них дома, это скажется на развитии ребенка. Если спросить подростков об авторах наиболее известных картин, о жанре картины, стиле, то, к сожалению, большинство ребят ответить на эти вопросы не может. Искусство воспитывает, объединяет, духовно обогащает общение. Тесное общение родителей с детьми создает естественные предпосылки для развития эстетического воспитания.
Моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека объединяет музыка. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что Человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической культуры. Конечно, без музыки, песни жизнь не проходит ни в одном доме. Но что и как слушают, поют, танцуют? Вот что важно для воспитания, для формирования хорошего музыкального вкуса. В. А. Сухомлинский писал: «Я бы советовал воспитателям подростков: пусть будет меньше бесед и лекций, диспутов и вечеров, вопросов и ответов про любовь; пусть тихо, безмолвно вслушиваются подростки в музыку о любви». Огромное воспитательное значение имеют и небольшие «домашние концерты», на которых поют, играют на аккордеоне, гитаре, рояле, танцуют, декламируют все члены семьи.
В таких семьях нередко возникают неплохие семейные ансамбли. Не случайно в танцевальные и другие музыкальные кружки, как правило, записываются прежде всего подростки, у которых в семье кто-либо из взрослых поет, танцует или играет на каком-либо инструменте.
Экранные искусства (кино, телевидение, видео) создают в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая формирует ценностные ориентации подростка в области искусства, культуры быта. Задача родителей, школы — упорядочить по возможности это воздействие, формируя у подростка критическое отношение к поступающей экранной информации, самостоятельных эстетических оценок, суждений. А это, в свою очередь, поможет создать благоприятные условия для определения ценностных ориентации, устойчивых интересов в области экранных искусств. Давайте приглядимся, чем живет подросток, какой духовной «пищей» питается, что его окружает, что он слушает и смотрит. А «пища» эта сплошь непотребная, плохо перевариваемая даже взрослыми. Внутреннему миру подростка она несет гибельное разрушение. В роли проводника тлетворных идей чаще всего оказываются телевидение и радио. До недавнего времени мы критиковали программы только зарубежного экрана, заполненного сексом и насилием. Теперь в ухудшенном варианте это все переместилось в Россию. За вечер юный зритель увидит не одну эротическую сцену, где грань, отделяющая ее от порнографии, едва различима; поучаствует в погоне за человеком и ознакомится в подробностях с его убийством, а в промежутках будет наблюдать на зависть красивую жизнь богатых в зарубежных фильмах и сериалах. Отдохнуть душой, улыбнуться, порадоваться остроумной шутке, увлечься фильмом, будящим совесть, ум, фантазию, — редчайший случай.
В семье необходимо развивать опыт общения школьников с кино, телевидением, видео; давать представления об основных явлениях в современных экранных искусствах; помочь ориентироваться в потоке «экранной» информации; развивать познавательные интересы, художественный вкус по отношению к кино, ТВ, видео, кабельному телевидению, самостоятельность суждений и оценок.
Качественное своеобразие подростковой культуры связано с самоутверждением подростка на основе «торопливого» подражания взрослому. Процесс самоутверждения был характерен для подростка всегда, но складывающаяся сегодня новая социокультурная ситуация меняет сам облик молодого человека. В поведении подростков появляется больше элементов агрессивности, конфликтности. Отношения между молодыми лишены искреннего тепла и привязанности, менее человечные, полные взаимных обид, оскорблений, проявлений жестокости и безразличия. Бездуховность, потребительство, вещизм, равнодушие, асоциальность — вот какую картину можно сегодня наблюдать в молодежной среде. Научно-технический прогресс, оказывающий влияние на «бурное» развитие «событий» в культуре, усиливает, усугубляет обусловленное психологическими возрастными особенностями тревожное состояние подростка. Поэтому протекающий в современных условиях процесс его самовыражения, творческой самореализации нуждается в бережном и терпеливом к нему отношении. Но ни в коем случае не в традиционной опеке. Дело в том, что молодежь в настоящее время активно стремится к самостоятельности, вплоть до создания своего собственного социального пространства. Мы, взрослые, должны оказывать помощь в создании молодежью своей культуры. Подростки быстро, мгновенно реагируют на все новое, стремятся создать свое пространство, но из-за отсутствия социального опыта, социальной зрелости делают это неумело и неуклюже. Из-за нарушенного механизма преемственности поколений подросток переживает чрезвычайно болезненное состояние перехода во взрослый мир. И мы должны считаться с этим фактом, ни в коей мере не ущемляя стремление подростка как можно быстрее стать самостоятельным. Как помочь ему совершить этот «торопливый прыжок», во время которого он, несмотря на большую скорость «передвижения», стремится «схватить» наш опыт. Пока еще он может лишь подражать нам, подражать чисто внешним эффектам, но в то же время уже хочет быть с самим собой. Взрослым нельзя сердиться, обижаться на «ершистость», «колючесть», «грубость» подростков. Они должны смириться с тем, что подросток хочет видеть мир другими глазами. Подростковая культура чрезвычайно разнородна. Подростки — разные. Есть такие, которые открывают для себя мир книжек, кто с головой окунается в жизнь, кто любит спорт, а есть такие, которые предпочитают все свое свободное время проводить дома, на диванчике, есть и такие, которые обожают рок-музыку. А есть такие, у кого уже сложился утонченный художественный вкус. Поэтому процесс самовыражения у одних проходит болезненнее, у других — спокойнее. Нам, вероятно, следует первыми протянуть им руку, руку помощи, терпеливо ожидая, что эти, на первый взгляд, скорее жестокие, чем добродушные, а при более пристальном рассмотрении — столь беспомощные, совершающие свой «торопливый», подгоняемый жизнью «прыжок» в неизвестное будущее существа, называемые подростками, предложат нам свою руку, свое сердце, свою душу в ответ.
Танец всегда был, есть и будет неотъемлемым элементом духовной жизни и культуры общества. Практически индивидуальный танец пронизывает всю бытовую сферу жизни общества. Стадионом танцевальной разминки большинства молодых людей стала сегодня дискотека. Современная группа движений танца молодежи сегодня определяется импульсом движений различных стилей рок-музыки: бит, диско, ретро, новая волна, хард-рок, брейк, хип-хоп. В индивидуальном танце каждого открывается возможность негласного общения сверстников. Танцуя в кругу, в паре друг против друга, можно свободно, без стеснения сличать себя, собственное «Я» со множеством окружающих, заодно выучить различные движения, зная, что никем осмеян не будешь. Танец, которому исполнители никогда не учились, позволяет представленной возможностью выразить собственное отношение к воспринимаемой музыке собственной пластикой тела, созвучной индивидуальному ощущению жизненного тонуса. Мир увлечений современного подростка весьма широк, потому что есть все возможности для увлечения любимым делом. Но оказывается, что любимое дело — чаще всего это пассивный вид отдыха (марки, кино, книги, музыка, картины), а физиологические особенности подросткового возраста требуют активной деятельности, жизнерадостного восприятия окружающей действительности, необходимости поддержания жизненного тонуса в мышечных ощущениях движений. Индивидуальный танец для подростков стал своеобразной формой социальной адаптации в обществе. Важно, что на дискотеке не под пристальным взором родителей или учителей ребята погружаются в мир эмоциональных переживаний, начинают различать пестроту человеческих контактов. Через стихийную форму объединения сверстников в проведении досуга молодые люди обретают жизненный опыт, навыки самостоятельного освоения эстетической культуры. Родители должны помочь формированию и развитию индивидуальности в каждом средствами выразительного танца. Они могут способствовать развитию самостоятельного интереса подростков к пластике танца, организовав систематические занятия с помощью специалистов. В семье могут позаботиться также об усилении интереса подростков к собственному оценочному восприятию других, о понимании ребенком красоты и неповторимости каждого, об отличии действительно оригинального своеобразного стиля поведения от неуместного, нарочитого, подражательного, неумелого кривляния отдельных сверстников и взрослых людей. Формируя через предмет «танец» умение разумно организовывать свободное время, мы повышаем эффективность решения проблемы свободного времени в обществе взрослых, так как она существенным образом зависит от того, как будет решена эта проблема в подростковом возрасте.
Методические рекомендации
В ходе собрания организуются различные формы дискуссий. Так, например, вопрос о сосуществовании молодежной и классической культуры можно обсудить следующим образом.
Родители должны встать в два круга, причем каждый круг должен играть свою роль. Первую групповую роль играют одновременно родители, стоящие во внутреннем круге. Они являются активными сторонниками новой молодежной культуры. Их задача —убедить своего партнера в том, что только современная молодежная культура с ее высокой энергией, быстрым ритмом, свободой выражения чувств дает человеку ощущение счастья и полноты жизни. Но, чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы. Перед участниками стоит задача найти и сформулировать их. Вторую групповую роль играют одновременно участники, стоящие во внешнем круге. Они являются сторонниками более консервативного стиля, классической литературы, музыки и т. д. Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников молодежной культуры, отстоять свою точку зрения, доказывая, что только классическая культура помогает человеку прикоснуться к мировой цивилизации, делает его действительно культурным человеком. Этой группе также нужны определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы убедительны.
Время, которое дается на один диалог со своим партнером —3 минуты. Затем по сигналу учителя стоящие во внешнем круге делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится 3 минуты для очередного диалога и т. д.
Можно также организовать дебаты по утверждениям: «Каникулы — это значит ничего не делать», «Самое главное для полноценного развития детей — это обеспечить их всем необходимым: одеждой, питанием, хорошим образованием, развлечениями», «Говорят, что дурные примеры заразительны. Если родители не читают книг, литературных и научно-популярных журналов, то и дети будут точно такими же».
Выделяются 2 команды родителей, команда «За» и «Против». Сначала одна команда выдвигает свой аргумент, затем дается слово другой команде, которая выдвигает контраргумент и предлагает аргумент в защиту своей позиции и т. д.