Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Солнышко»
Занятие на тему: «Как правильно злиться».
Разработала:
педагог-психолог
Князева Светлана Александровна
Пестово
2014 г.
Данное занятие является частью коррекционной программы разработанной для детей имеющих проблемы в поведении.
Занятие №3. Тема занятия: «Как правильно злиться».
Занятие разработано на основе игр и упражнений Н.Л. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей».
Цель занятия: знакомство детей с игровыми приемами, способствующими разрядке физической и вербальной агрессии в приемлемой форме, не нанося вред окружающим.
Задачи:
Познакомить детей с игровыми упражнениями помогающими справиться с физической и вербальной агрессией.
Способствовать закреплению у детей самостоятельного нахождения конструктивных способы поведения в ситуациях агрессии, не нанося вред окружающим.
Методы работы: игровая терапия, релаксация.
Форма работы: групповая. Количество человек в группе 4-6 детей. Возраст детей: 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение общего вида.
Помещение, в котором проводится занятие: Просторный кабинет, в котором имеется палас или ковёр.
Оборудование: магнитофон с медленной, спокойной музыкой без слов.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Основные этапы занятия:
На данном этапе предоставляется возможность создания у детей эмоционального настроения и атмосферы «безопасности в группе», а также настрой детей на дальнейшую работу.
Игра «Передай по кругу».
Цель игры: установить доброжелательную обстановку общения в группе.
Продолжительность игры: 2 минуты.
Этюд «Король Боровик не в духе».
Цель игры: дать прочувствовать детям негативное эмоциональное состояние, а именно злость, другого человека, для дальнейшей работы с ним.
Продолжительность игры: 3 минуты.
3. Беседа с детьми.
Цель беседы: познакомить детей с темой занятия и настроить их на дальнейшую работу.
Продолжительность беседы: 2 минуты.
На данном этапе занятие принимает целенаправленный характер, используются специальные игры по разрядке агрессии. А также в ходе данных игр закрепляется способность самостоятельно находить нужные способы поведения, не нанося вред окружающим.
Игра «Обзывалки».
Цель игры: познакомить детей с игровым приемом, способствующим снижению вербальной агрессии.
Продолжительность игры: 4 минуты.
Игра «Два барана».
Цель игры: познакомить детей с игровым приемом, способствующим снижению невербальной (физической) агрессии, которая дает возможность «легальным образом» снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение у детей.
Продолжительность игры: 5 минут
Упражнение «Волшебный сон».
Цель игры: познакомить детей с еще одним из приемов способствующим снижению физической и вербальной агрессии, путем снятия мышечного напряжения методом расслабления.
Продолжительность упражнения: 5 минут.
Заключительная часть занятия.
Беседа с детьми
Цель беседы: оценить эффективность занятия исходя из высказываний детей об удачах и неудачах во время игровых сеансов. Отметить позитивные изменения в поведении детей.
Продолжительность: 4 минуты.
Ход занятия.
— Ребята, наше сегодняшнее занятие мы с вами начнем с очень интересной игры. Для того чтобы в неё поиграть вам нужно встать в круг.
Сейчас мы будем передавать воображаемый предмет. Вам нужно будет без слов, а только с помощью жестов и мимики (выражения лица) передать предмет соседу находящемуся справа от вас. Для начала это будет «горячая картошка». Я начну, а вы продолжите…
У вас здорово получается! Теперь будем передавать «ледышку».
Дети с помощью жестов и мимики передают по кругу воображаемый предмет.
— Молодцы! Я вижу, игра вас всех развеселила.
Следующая игра — этюд «Король Боровик не в духе».
Все действия детей происходят на ковре.
— Ребята, я сейчас буду читать стихотворение, а вы будете выполнять движения согласно тексту. Давайте потренируемся.
Психолог читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют за ним.
Шел король Боровик Дети шагают на месте;
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком. грозят кулаком;
И стучал каблуком. топают ногой;
Был король Боровик не в духе: отбиваются руками
Короля покусали мухи. от воображаемых мух.
После первого прочтения дети выполняют движения самостоятельно. Психолог читает стихотворение второй раз.
— Молодцы! Я вижу, игра вам понравилась. Теперь, пожалуйста, все садитесь на ковёр…
дети садятся на ковёр в хаотичном порядке.
— Ребята, я вижу, вам всем стало весело. Но давайте подумаем, что в стихотворении так разозлило Короля Боровика?
Ответ детей: мухи.
-Правильно. Скажите, пожалуйста, а что сейчас могло бы разозлить вас?
Ответы детей: если кто-то толкнет, обзовет, накричит.
А когда вы злитесь, что вам хочется сделать?
Ответы детей: когда мы злимся, то можем начать обзываться, кидаться, топать ногами, щипаться, драться, кричать, бить что-либо и т.д..
— Когда вы злитесь, то часто не следите за своим поведением и может нанести вред другим людям, то есть может начать толкаться, драться, кусаться.
Чтобы этого не случалось, нужно учиться выпускать свою злость, не нанося вред другим детям и взрослым. Сегодня мы с вами поучимся злиться правильно, с помощью игр. Вы можете потом в них играть дома, в детском саду, в гостях и на улице.
Первая игра «Обзывалки».
Сядьте в круг.
Дети садятся на пол в круг.
— Сейчас мы с вами будем по кругу передавать мяч, при этом называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты …!». Например: «А ты — морковка!». Всем понятно?
Игра начинается только тогда, когда все дети правильно поняли условия игры, и у детей нет вопросов.
Мяч передается два круга.
— Ребята, а в заключительном круге, я бы хотела, чтобы вы сказали своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость…».
Мяч передается последний круг.
— Я вижу вам приятно, когда вам говорят добрые слова.
Ответ детей: да.
Следующая игра называется «Два барана».
Сейчас я вас разобью на пары. Ваша задача, стоя на полу, широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упереться ладонями и лбами друг к другу. Вам нужно противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Игра начнётся только после моих слов: «рано-рано два барана повстречались на мосту».
Психолог по очереди вызывает пары детей. Пока одна пара детей играет, другие дети болеют за них.
— Очень хорошо, вы молодцы!
Я вижу, вам всем очень весело и вы разбаловались. А сейчас ребята мы с вами успокоимся, расслабимся. Для этого лягте, пожалуйста, все на ковёр. Руки положите вдоль тела.
Дети ложатся на пол.
— Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не скажу. Пусть каждому присниться хороший, добрый сон. Закройте глаза.
Дети закрывают глаза, психолог включат спокойную музыку.
— Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза).
Шея не напряжена,
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется… (2 раза).
Дышится легко…ровно…глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы тёплые и вялые
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, дети сжимают кулачки;
Их повыше поднимаем. поднимают руки вверх;
Потянуться! Улыбнуться! тянутся лёжа на полу, улыбаются;
Все открыть глаза и встать! Открывают глаза и встают.
— Я вижу, вы уже устали, вам захотелось отдыхать. Наше занятие подходит к концу, но перед тем как нам с вами расстаться, я хотела бы от вас услышать, какие чувства вызвало у вас занятие?
Ответы детей: радость, веселье…
— Какая игра вам понравилась больше всего?
Ответы детей: «Два барана», «Обзывалки»…
— Можно ли играть в эти игры, когда вы злитесь и вам хочется кого-то ударить или обозвать плохим словом?
Ответы детей: да, можно.
— На этом наше занятие подошло к концу, до скорой встречи!
Ответ детей: до свидания!
Список литературы:
Кряжева Н.Л Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет/ Н.Л. Кряжева .- Ярославль: Академия развития, 2000.- 159 с.