Конспект урока на тему «Как задавать вопросы?»

Занятие 2.

Лучше иногда задавать вопросы,

чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

Тема: «Как задавать вопросы?»

Цель:

  • учить правильно задавать вопросы,

  • научить сравнивать и описывать основные методы исследования,

  • провести практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.



  1. Актуализация знаний.

  • На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы наблюдали за различными объектами. Вы были в роли исследователя. А каким вы представляете себе исследователя?

  • А давайте в нашей «Тетради открытий» нарисуем человека, который что-то исследует.

— Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме.

— Что вам показалось труднее всего?

  • Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно? Какие сведения собрали?

  • Откуда вы брали информацию? (на слайде появляются телевизор, книга, человек, компьютер)

  • Давайте рассмотрим собранный материал.

  • Покажите какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.

— Сегодня на уроке мы будем учиться правильно задавать вопросы.

III. Практическая работа.

— Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?) (слайд)

-Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1.

Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет… Нужно задать к нему как можно больше разных вопросов.) (слайды)

Задание 2.

Найди загаданное слово.

Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».

Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.

Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово — это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Задание 3.

Угадай, о чем спросили.

Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вслух вопроса, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Какими могут быть вопросы?

  • Почему медведи зимой спят?

  • Какой окрас обычно имеет белка?

  • Почему сова охотится но­чью?

  • Почему осенью опадают листья?

  • Почему весной разливаются реки?

  • Кто такой ученик?

  • Что лежит в портфеле?

Такую работу можно провести в группах. Каждая группа составляет набор вопросов, а потом по очереди задают вопросы, побеждает та группа, у которой больше вопросов.



Игра «Вопросы на все случаи в жизни»

Учитель задаёт вопрос, а учащиеся отвечают одним словом.

  1. Какие в речке камни? (мокрые)

  2. Где живёт крот? (в норе)

  3. Кто любит мёд? (медведь)

  4. и т.д.



Домашнее задание.

Продолжить собирать материал по выбранной теме. Сформулировать несколько вопросов по теме.







Совет учителю:

Как научить детей задавать вопросы?

Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы — это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится». «Хочешь быть умным — научись задавать вопросы». Постарайтесь быть точными, когда отвечаете на детский вопрос. Если не знаете ответ – признайте это. В таком случае у ребенка тоже будет смелость сказать: «Я не знаю» — в том случае, если ему зададут сложный вопрос. Можете также предложить вместе заглянуть в какую-нибудь детскую энциклопедию. Хорошо, когда дети знают, где можно отыскать ответ. Будьте творческими и помните правило, которому стоит научить ребенка: «Самый глупый вопрос тот, который не прозвучал». Потому что, не задав вопрос, мы не узнаем ответа, который может быть очень важен для нас.



Свежие документы:  Классный час для 8 класса «Я-гражданин России»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: