Занятие 2.
Лучше иногда задавать вопросы,
чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)
Тема: «Как задавать вопросы?»
Цель:
учить правильно задавать вопросы,
научить сравнивать и описывать основные методы исследования,
провести практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.
Ход занятия.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы наблюдали за различными объектами. Вы были в роли исследователя. А каким вы представляете себе исследователя?
А давайте в нашей «Тетради открытий» нарисуем человека, который что-то исследует.
— Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме.
— Что вам показалось труднее всего?
Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно? Какие сведения собрали?
Откуда вы брали информацию? (на слайде появляются телевизор, книга, человек, компьютер)
Давайте рассмотрим собранный материал.
Покажите какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.
— Сегодня на уроке мы будем учиться правильно задавать вопросы.
III. Практическая работа.
— Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?) (слайд)
-Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.
Задание 1.
Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет… Нужно задать к нему как можно больше разных вопросов.) (слайды)
Задание 2.
Найди загаданное слово.
Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».
Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.
Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово — это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)
Задание 3.
Угадай, о чем спросили.
Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вслух вопроса, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.
Какими могут быть вопросы?
Почему медведи зимой спят?
Какой окрас обычно имеет белка?
Почему сова охотится ночью?
Почему осенью опадают листья?
Почему весной разливаются реки?
Кто такой ученик?
Что лежит в портфеле?
Такую работу можно провести в группах. Каждая группа составляет набор вопросов, а потом по очереди задают вопросы, побеждает та группа, у которой больше вопросов.
Игра «Вопросы на все случаи в жизни»
Учитель задаёт вопрос, а учащиеся отвечают одним словом.
Какие в речке камни? (мокрые)
Где живёт крот? (в норе)
Кто любит мёд? (медведь)
и т.д.
Домашнее задание.
Продолжить собирать материал по выбранной теме. Сформулировать несколько вопросов по теме.
Совет учителю:
Как научить детей задавать вопросы?
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы — это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится». «Хочешь быть умным — научись задавать вопросы». Постарайтесь быть точными, когда отвечаете на детский вопрос. Если не знаете ответ – признайте это. В таком случае у ребенка тоже будет смелость сказать: «Я не знаю» — в том случае, если ему зададут сложный вопрос. Можете также предложить вместе заглянуть в какую-нибудь детскую энциклопедию. Хорошо, когда дети знают, где можно отыскать ответ. Будьте творческими и помните правило, которому стоит научить ребенка: «Самый глупый вопрос тот, который не прозвучал». Потому что, не задав вопрос, мы не узнаем ответа, который может быть очень важен для нас.