Конспект урока на тему «Многообразие путей познания мира»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 444 Фрунзенского административного района

Санкт-Петербурга




Конспект урока на тему


«Многообразие путей познания мира»




Вороновой


Татьяны Федоровны,


учителя обществознания


















Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка к уроку

Урок составлен в соответствии с программой Л.Н. Боголюбова «Обществознание», (базовый уровень) и может быть проведен в 10 классе при изучении раздела «Человек и общество». Тема «Познание и знание».

Это интегрированный урок (Обществознание и Мировая Художественная Культура), урок закрепления и обобщения полученных знаний по теме: «Многообразие путей познания мира», их систематизации, а также формирования умений и навыков читать и интерпретировать различные тексты культуры.

Данная форма организации урока способствует тому, чтобы ученики учились одновременно применять имеющиеся знания в несколько измененной ситуации. Урок разработан с использованием многоканальной модели освоения культурного наследия, метода открытых вопросов и элементов технологии критического мышления.

Проведение данного урока целесообразно после изучения таких основополагающих понятий курса обществознания как общество, человек, человек, как духовное существо, многообразие видов деятельности человека, различные способы познания мира, а также рассмотрения важных философских и дискуссионных вопросов: «Что такое человек?», «Цели и смыслы жизни человека», «Истина», «Способы и пути познавательной деятельности человека», « о своеобразии различных способов познания мира»…

Уроки, посвященные проблемам познания, гносеологии кроме важного информационного значения не менее значимы с мировоззренческой точки зрения, поскольку и сегодня многие аспекты гносеологии по-прежнему не имеют однозначного ответа и носят дискуссионный характер. Кроме этого, особенно в последние годы, нередко происходит так называемое «социальное конструирование реальности»1, в котором огромную роль играют многочисленные СМИ, растет влияние различных мифологических практик, околонаучных теорий, появляется много других способов манипулирования сознанием и поэтому достаточно остро стоит проблема осознанного восприятия и критической переработки массивов разнообразной информации.

Объективные трудности путей познания для ребят старших классов дополнительно усложняются субъективными. Это происходит в силу психологических особенностей подросткового возраста, социальной незрелости, большинству из них свойственен критический взгляд на мир, категоричность, иногда и безапелляционность суждений. Нередко молодые люди, желая до конца разобраться и познать то, что для них личностно значимо сегодня, наталкиваются на противоречивость, сложность, необъяснимость истины, которую они хотят узнать. Как удержаться от крайностей, дает ли современная наука абсолютные истины, почему до сих пор спорят «физики» и «лирики», что объединяет познание разных сторон окружающего мира и своего собственного «Я»? Эти вопросы, несомненно, вызывают неподдельный интерес у современных старшеклассников. Поэтому, представляется целесообразным акцентировать внимание учащихся на том, что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Сложно и, порой противоречиво сосуществуют, взаимодействуют и и оказывают влияние друг на друга научное и инонаучное знание.

Сложен, противоречив и неоднозначен путь познания. Сложность состоит том, что познание представляет собой разноплановый, многостадийный процесс, обусловленный многочисленными, не всегда объяснимыми причинами и условиями, которые постоянно происходят в пространстве и во времени. «Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой».2

Итогом познания является получение объективных знаний, необходимых каждому человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, планировать и реализовывать свою деятельность, понимать происходящие события, прогнозировать будущее. Знания служат средством преобразования действительности, они возникают в процессе познания, состоящем из множества различных форм, этапов, уровней. В теории познания ученые выделяют, чувственное и рациональное познание, учитывают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Кроме этого научные сведения находятся в тесной взаимосвязи с житейскими представлениями, практическим опытом, народной мудростью, элементами мифологии, а также данными паранауки. Отдельной разновидностью познания является познание средствами искусства. Вся эта многоцветная палитра мира знаний существует и действует во взаимосвязи и взаимовлиянии. Учащимся предлагается, заранее, предварительно разделившись на группы, исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из аутентичного текста культуры – фрески работы Леонардо да Винчи, (созданной в 14951498 г.г. в доминиканском монастыре в Милане), изображающей сцену последнего ужина Христа со своими учениками.

Ребятам рекомендуется использовать знания, полученные при изучении этого произведения искусства на уроках мировой художественной культуры, а также воспользоваться литературными источниками, Интернет-ресурсами и публикациями в СМИ.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "London’s places of interest"






Файл:Santa Maria delle Grazie Milano.jpg



Санта-Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи

Схематическая прорисовка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи с именами апостолов

Схематическая прорисовка «Тайной вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов





Цель урока:

  • Проиллюстрировать на примере одного произведения искусства многообразие путей познания мира, сложность формирования и взаимовлияния научного и инонаучного знания.

Задачи:

Образовательные


  • Обобщить, повторить и закрепить полученные знания по теме

  • Показать значимость изучаемой темы (актуализация знаний) для следующей познавательной деятельности учащихся

Развивающие

  • Содействовать развитию умений читать и интерпретировать различные тексты культуры

  • Способствовать формированию навыков критичности восприятия информации из различных источников

  • Формировать умения применять знания, полученные при изучении разных источников в контексте задания.

  • Совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответов

Воспитывающие

  • Способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе

  • Содействовать формированию положительного отношения к изучаемому вопросу

  • Помочь учащимся в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии


Оборудование: мультимедийная установка, репродукция фрески « Тайная вечеря», схематическая прорисовка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи с именами апостолов, схема «Формы познания».



Опережающее задание: каждая группа, после консультации учителя готовит представление своего ответа на задание, (презентация, подготовка сообщений), написание синквейна.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Конт-роль времени

Орг. момент

Вступительное слово

Слушают учителя

2 мин.

Постановка цели

Озвучивает цель урока

Готовятся к представлению заданий

1 мин

Выступление представителя группы по выбранной теме

Корректирует и координирует деятельность учащихся

Слушают докладчиков и задают вопросы

20 мин

Ответы на вопросы

Корректирует и координирует деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, читают подготовленные дома синквейны

10 мин.

Проверка усвоения изученного

Организация контроля в виде

вопросов по основным понятиям темы каждой группе

Отвечают на вопросы учителя по основным понятиям темы


10 мин

Подведение итогов

Заключительное слово. Домашнее задание: написать эссе по предложенным высказываниям Леонардо да Винчи

Записывают домашнее задание.

2 мин.









Тема урока: «Многообразие путей познания мира».


«Сперва изучай науку»

«а затем на практике следуй указаниям, данным тебе наукой»…

«Один опыт, чистый эмпиризм – недостаточен:

опыт должен опираться на размышление.

«Художники, прежде всего, изучайте науку»


Леонардо да Винчи.


Вступительное слово учителя:

Познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена, как восходящее стремление к абсолютной истине, в ходе которого появляются все новые и новые истины. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования и ошибки. Передовые научные знания существуют одновременно невежеством, а часто даже с предрассудками. Поэтому, не уменьшая огромного значения научного познания, признано, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности. Наука, в своем развитии прошла очень сложный путь. Во все времена были и открытия и ошибки и откаты и заблуждения, нередко на пути к получению достоверного знания встречалась ложь, но во все времена рождались и творили гении, появлялись новаторские приемы, бессмертные произведения, которые не оставляют людей равнодушными до сих пор.

Леонардо да Винчи является одним из величайших деятелей эпохи Возрождения, а также – всей истории человечества. Широко известны его достижения в области изобразительного искусства, инженерно-технические разработки, открытия в естествознании. Однако помимо всего этого, Леонардо да Винчи внес значительный вклад в осмысление общих принципов научного познания. Его философские идеи могут эффективно использоваться в рамках современной методологии научного знания, приобретают особую актуальность в свете тех дискуссий, которые ведутся в начале нового тысячелетия.

Многообразие интересов Леонардо — художника, экспериментатора, изобретателя, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную сущность. Самое главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

Вы заранее, разделившись на группы, должны были исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из известного произведения искусства эпохи Возрождения, фрески работы Леонардо да Винчи. Вам рекомендовалось использовать знания, полученные при изучении фрески «Тайная вечеря» на уроках мировой художественной культуры, представления о методах и способах научного познания, полученные Вами при изучении таких школьных предметов, как физика, биология, химия, математика и обществознание. Вы имели возможность получить необходимые консультации учителей Мировой художественной культуры и обществознания, воспользоваться Интернет-ресурсами и литературными источниками, публикациями в СМИ.


Группа 1. Научное знание


Задание:


  1. Почему роспись стала вехой в истории Ренессанса? Какие научные знания – открытия несет в себе это произведение искусства? В чем принципиальная новизна организации пространства в этом творении Леонардо?

  2. В чем состоит особенность техники написания Фрески? Какие методы научного познания использовал автор при создании своего произведения? Какие уровни научного познания подтверждает и показывает своей работой Леонардо?

  3. Принцип «Золотого сечения» в «Тайной вечере», Леонардо? Какие методы рационального познания декларировал и использовал в своей деятельности Леонардо до Винчи?

  4. Какие утверждения, касающиеся получения истинного знания, сформулированные Леонардо актуальны и сегодня?

  5. В чем сложность и противоречивость научного знания Леонардо?

  6. Составьте синквейн по теме « Научное знание».

Группа 2. Искусство.

Задание:

  1. Почему так важна эта фреска для современного человека, и для молодого человека Вашего возраста?

  2. Какие «вечные» вопросы, касающиеся каждого человека, молодого человека Вашего возраста ставит Леонардо да Винчи в этой работе?

  3. Что придает неповторимый характер «Тайной вечере”?

  4. В чем уникальность композиции фрески?

  5. Составьте синквейн по теме « Познание мира средствами искусства».

Группа 3. Религиозное знание

Задание:

  1. Какое событие Евангелия, согласно библейскому знанию изображено на Тайной вечере Леонардо да Винчи?

  2. Об установлении какого главного таинства на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея?

  3. Какие еще чины совершаются в Православной Церкви в Великий четверг?

  4. Только ли религиозное таинство изображено на фреске Леонардо?

  5. Составьте синквейн по теме «Религиозное знание».

Группа 4. Паранаучное знание

Задание:

  1. Какие предсказания, по мнению современных исследователей наследия Леонардо, зашифрованы в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

  2. Какой математико-астрологический шифр, составленный Леонардо, разгадывают современные исследователи его творчества ?

  3. Что приписывается символике отдельных деталей изображения? Какие еще гипотезы, по мнению современных исследователей творчества Леонардо да Винчи, ждут своего подтверждения?

  4. Какие мифы сопровождают и сегодня Тайную вечерю Леонардо да Винчи?

  5. «Код да Винчи» Дэна Брауна и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

  6. Кто из исследователей наследия Леонардо в России претендует на то, что именно он разгадал тайну «Джоконды» и придумал термин «Код да Винчи»

  7. Составьте синквейн по теме «Паранаучное знание».



3. Подведение итогов:

При подведении итогов школьникам предлагается проанализировать свои наблюдения о специфике познания мира с помощью художественного образа, сделать акцент на искусстве, как одном из важнейших способов познания мира, а также понять, как сложен, многообразен и противоречив путь познания. При представлении работы, при ответах на вопросы учителя и одноклассников необходимо обязательное использование основных понятий темы, обществоведческих терминов в контексте ответа.

Заключительное слово учителя.

Наша совместная работа показала, насколько сложно и противоречиво познание мира, какой долгий и нелегкий путь проходит человечество, на пути постижения истинного знания. И как сложно постичь и достичь абсолютную истину. Сегодняшний наш урок подтверждает что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Очевидна значимость всех методов познания, и при этом сложно переоценить значение познания методами искусства. Какой огромный вклад вносят творения великих мастеров в осознание мира, и творчество великого Леонардо да Винчи ярчайший этому пример.

Удивительно, как часто, сегодня, современные деятели культуры, науки и искусства обращаются к творческому наследию Леонардо.

В литературе, в современном романе Дэна Брауна «Код да Винчи» анализ фрески помогает в решении загадки убийства Жака Соньера. Литературная версия продолжается в кинематографе: в художественном фильме «Код да Винчи». Главные герои находят свои лица на фреске в документальном фильме «Очень эпическое кино». Сюжет фрески пародируется в мультсериале «Южный парк». В киноверсии рок оперы Иисус Христос суперзвезда, участники тайной вечери повторяют позы апостолов Леонардо да Винчи. Фреска показана в документальном сериале «Жизнь после людей». Во вступлении фильма «Хранители», в прощальной вечеринке воссоздаётся Тайная вечеря. Все эти современные произведения созданы с 2003 по 2009год. Фреска не оставляет равнодушными ни деятелей культуры и искусства, ни обычных людей, которые жаждут прикоснуться к этому произведению, ни многочисленных во всем мире исследователей творческого наследия великого Леонардо. А самый главный результат нашего урока, это то, что Вы поняли и сравнили, как мало Вы могли сказать о фреске Леонардо до начала нашей работы, и сколько нового и интересного Вы узнали и можете теперь рассказать об этой работе.


4. Домашнее задание:


Написать эссе на тему любого высказывания Леонардо да Винчи:

1. «Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наукаполководец, а практика — солдаты».

2. «Художники, прежде всего, изучайте науку».




Список используемой литературы

  1. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Наблюдения. Размышления. Научно-методический сборник. – СПб, Невский Диалект. 2006. –400с. Илл. Составитель А.Д. Раппопорт. Общая редакция Л.М. Ванюшкина

  2. Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2008.–237с.

  3. Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2010.– 351с.

  4. Обществознание. Базовый уровень 10-11 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н.Лазебникова. М. OOО Астрель. 2004.– 398 с.

  5. Обществознание. Профильный уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение,2007.– 406 с.

  6. Аникин М.А. « Леонардо да Винчи или богословие в красках » ( СПб. 2000 г.)

  7. Аникин М.А. « О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве» (СПб. 2011)

  8. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. — М.: Искусство, 1990. – 415с. Илл.

  9. Гастев А.Л. Леонардо да Винчи. М., 1984

  10. Гелб, М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. М., 1961.

  11. Гуковский М.А., Леонардо да Винчи, Л. — М., 1967.

  12. Зубов В.П., Леонардо да Винчи, М. — Л.1961.

  13. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В 2 т. Т.1.- СПб., М., 2000, с. 89

  14. Манфред Христ. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и «новое открытие христианства».

  15. Газета «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», N20(784), 25.05.2006 г.

  16. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%EE%EB%EE%F2%EE%E5_%F1%E5%F7%E5%ED%E8%E5

  17. Сайт: https://www.cgi.lancom.pvt © Computer Graphics Images

  18. Сайт: http://www.gumer.infobogoslov_Buks/Philos/Andr/31.php Библиотека Гумер — философия. Андрейченко Г., Грачева В.Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.











1 См.:Касавин И.Т. Рецензия на книгу Л.А. Микешиной «Философия познания. Полемические главы». – М., 2002вопросы философии-2002-№11.

6


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: