Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский технологический техникум» | ||
Наименование документа: Методическая разработка открытого заседания клуба «Современный мир» | Дата внедрения01.09.2010Редакция №1Изменение №0 | Лист 1 из 18 |
Согласовано на методической комиссии
общих гуманитарных, социально-экономических,
математических и естественно-научных дисциплин
Пр.№ 4от 18.11.2011г.
Председатель МК
________Тяпкина Н.В.
Конспект урока на тему «Мужская красота»
Преподаватель: Гаранина В.В.
2011
Никакая внешняя красота не может быть полной,
если она не оживлена красотой внутренней
В. Гюго
Методическая разработка
Задача: Продолжать работу по нравственно — эстетическому воспитанию молодёжи.
Цели:
Образовательная:
— раскрыть сущность внутренней и внешней красоты человека;
— познакомить с известными именами в мире искусства, науки, литературы;
— сформировать представления об основных направлениях формирования семьи;
— учить выбирать главное, составлять рассказ, анализировать, делать выводы.
Развивающая:
— развивать интерес обучающихся к истории, к манере одеваться на протяжении веков;
— развивать интерес обучающихся к культуре своей страны через семейную жизнь (всегда вызывающую любознательность в этом возрасте) известных всему миру людей;
— повышать мотивацию обучающихся к учебной и воспитательной деятельности;
— способствовать развитию способностей, новой культуры мышления;
— развивать интерес к истории своей семьи.
Воспитательная:
— способствовать воспитанию у обучающихся чувства любви и уважения к близким людям;
— воспитывать желание и стремление проявлять инициативу;
— способствовать сплочению группы, коллектива.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, проекционный экран
Ход мероприятия
Преподаватель:
Стареет внешность: яркие черты
Стирает время властно и жестоко,
Тогда как у духовной красоты
Нет ни морщин, ни возраста, ни срока.
И сквозь туман, как звездочка в тиши,
Она горит и вечно улыбается.
И кто откроет красоту души,
Тот, честное же слово, не закается!
Ведь озарен красивою душой,
И сам он вечным расплеснется маем!
Вот жаль, что эту истину порой
Мы все же слишком поздно понимаем.
(ЭДУАРД АСАДОВ. Две красоты.)
Преподаватель объявляет тему, комментирует, почему именно эта тема вынесена на открытое занятие (зачитывает ответы обучающихся).
Парни смотрят на внешность девушки в первую очередь, но девушки… Девушки смотрят вглубь. Они понимают, что такое внутренняя красота и умеют замечать её. Сегодня мы рассмотрим подробнее, что значит «мужская красота», что в понятие «мужская красота» вкладывали в прошлые века и как, в чём мы видим мужскую красоту в настоящее время.
1-ый ведущий:
Может сложиться впечатление, что описания идеалов красоты в основном относятся к женской внешности. Это более чем вероятно по той причине, что большинство художников и писателей были мужчинами. С развитием женской эмансипации в XX веке мужское тело и мужская внешность стали объектами более пристального внимания.
2-ой ведущий:
Ошибочно было бы полагать, что мужчины в исторической ретроспективе не проявляли интереса к своей внешности и моде. Несмотря на нечастое использование термина «красота», при описании мужской внешности общеупотребительны такие понятия, как «привлекательность» и «приятная внешность». Даже самые ранние письменные документы неоспоримо свидетельствуют о том, что сильный пол всегда проявлял интерес к своей внешности.
1-ый ведущий:
В Древнем Египте мужчины очень заботились о своей одежде. Им нравилось носить драгоценности и приукрашивать себя, подчеркивая глаза древесным углем. О том, как относились к мужской красоте древние греки, рассказывает …
Рассказ одного из обучаемых о тренировке мужского тела у греков (Фёдорова Кристина)
Однако наибольший интерес к мужской красоте проявляли древние греки. Интерес к мужской внешности у греков был гораздо больший, чем к женской внешности. По их представлениям, внешний вид тела и душа находились в тесной взаимосвязи, поэтому в равной мере ценились физические и психические качества человека. В греческой культуре царил культ человеческого тела, нагота древних греков не смущала, они занимались спортом и физической деятельностью в обнаженном виде.
Греки целеустремленно тренировали свое тело, поскольку идеальные пропорции тела того времени требовали усиленных спортивных занятий.
2-ой ведущий:
Интересно, что заведения, где причесывали мужчин, открылись намного раньше, чем аналогичные заведения для женщин. О манере одеваться в эпоху Возрождения и середине XVIII века расскажет…
Рассказ о манере одеваться в эпоху Возрождения и середине XVIII века (Трошенкова Саша)
. В эпоху Возрождения, когда идеалы Древней Греции вновь обрели свое значение, много внимания уделялось дискуссиям о пропорциях человеческого тела. Как уже было сказано, критерии женской красоты разбирались очень подробно, однако до нас не дошли описания подобных канонов мужской красоты.
Эпоха Возрождения выбрала в качестве эталона смелого мужчину с гордой осанкой и внешним изяществом. Именно эти качества ценились в Италии в 16 веке. Мужчины Возрождения проявляли явный интерес к манере одеваться и не ограничивали себя в выборе материала для платья и в использовании ювелирных украшений.
В 17 веке мужчины хотели походить на львов, поэтому надевали рыжие парики, которые напоминали гриву «царя природы». Эталоном мужской красоты был французский король Людовик XIV. Он не отличался выдающимся умом, однако был импозантным надменным мужчиной с белокурыми волосами, тонкими чертами лица и мелодичным голосом, ловким охотником, наездником и танцором, галантным в обращении с женщинами и изысканно одетым.
В середине XVIII века существовали группы мужчин, питавших чрезмерный интерес к своей внешности, такие, как Клуб Макарони (Macarini Club) в Лондоне. Члены клуба пользовались корсетами, чтобы подчеркнуть талию, а косметика составляла важную часть их образа. Щеки и ладони покрывались румянами. Члены клуба носили парики с длинными буклями. Они считали себя знатоками стиля и класса того времени. Из-за их одержимости противоположным полом в обществе к ним относились с иронией.
1-ый ведущий:
Бытует мнение, что красивых мужчин и красивых женщин на Земле одинаковое количество. Просто мужская красота реже описывается в литературе и искусстве. Возможно, это из-за того, что издавна в мужчине ценились другие качества, такие как сила и ум.
2-ой ведущий:
Однако есть данные, что даже очень сильные и умные мужчины заботились о своей внешности. Например, Юлий Цезарь — талантливейший полководец, математик, оратор, архитектор, писатель, человек с выдающимися физическими данными – выходил к людям лишь хорошо одетым и тщательно выбритым; он очень заботился о своих волосах, которые начали выпадать слишком рано.
1-ый ведущий:
Позднее поистине интересными мужчинами считаются актеры, писатели, художники, политики и финансисты. К концу 19 века в моду входит деловой, подтянутый, коротко стриженый мужчина, в строгом костюме и при галстуке. Он скуп на чувства и на их проявление.
2-ой ведущий:
Конечно, и в настоящее время и в прошлые века особенно внимательными были молодые люди к внешнему виду противоположного пола при выборе спутника жизни, при создании семьи. День семьи, любви и верности – так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. И хотя всероссийский статус у него появился только в 2008 году, который был объявлен годом семьи, его история насчитывает 780 лет. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака.
Оргкомитет праздника, который возглавляет супруга президента РФ Светлана Медведева, в этот день вручает медаль «За любовь и верность» супружеским парам, прожившим в браке более 25 лет.
(К этому празднику был снят и показан документальный фильм «Петр и Феврония», который рассказал об этих святых, чей брак является образцом христианского супружества).
Рассказ об истории вечной любви Петра и Февронии (Самойлова Алина)
1-ый ведущий:
Такая проникновенная история любви, преодолевшей сословные предрассудки и исцеляющей, нашла живой отклик у последующих поколений. «Повесть о Петре и Февронии» была любима среди русских читателей, было найдено несколько сотен ее списков, датированных XVI-XVII вв. Сам же праздник семьи, любви и верности отмечался в Российской империи вплоть до 1917 года, в тот же день 8 июля, в который он был возвращен в календарь уже в наши дни.
Преподаватель:
У А.П.Чехова в записных книжках есть фраза: « …знаю одного чудака, он ходил в валенках зиму и лето — и в него влюблялись!» Это написано больше ста лет назад!
За что же любят современные девушки своих избранников?
Преподаватель подводит итоги анкетирования на тему «мужская красота», зачитывает наиболее интересные ответы.
2-ой ведущий:
Одна из девушек нашего техникума написала по поводу мужской красоты следующее:
«Мальчики, помните! Мозг — самая привлекательная часть мужского тела!» В этом я, пожалуй, с ней согласна. И подтверждением этому является следующая история любви. Расскажет нам о ней …
Рассказ о любви женщин к А.С. Пушкину.
1-ый ведущий:
«Мы выбираем – нас выбирают. Как это часто не совпадает». Думаю, что очень многим людям в нашей стране хорошо знакомы эти слова известной, некогда популярной песни из замечательного телефильма «Большая перемена». Все хотят найти свое счастье, многие мечтают встретить хорошего человека, которого могли бы полюбить и которому вы были бы по настоящему нужны и создать крепкую семью.
2-ой ведущий:
О любви гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской рассказывает …
1-ый ведущий:
Великий русский мозг породил крылатую фразу, которая летает в обиходе и по сей день. «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастная семья несчастна по-своему». Кому принадлежат эти слова? Правильно, Толстому. Спорить с Толстым сложно. Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать… И вечно бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.
2-ой ведущий:
Да, нас тоже выбирают и еще как! На вас очень Внимательно смотрят и Надеются, что вы действительно — Хороший человек, что вам можно -Доверять и что вы – никогда не Подведете, не Предадите, не Бросите в сложной жизненной ситуации, что с вами можно будет спокойно жить, иметь детей и быть Счастливыми. На вас надеются, что вы не Обманете и не Предадите, что вы не обидите, что вы будете Внимательны и Заботливы, а главное, – Честны, Справедливы и Добры! Поэтому – каждому из нас, когда мы создаем свою семью, нужно делать всё, для того, чтобы оправдать – Надежду на нас и Доверие к нам другого человека, чтобы подарить другому человеку любовь и счастье! Мы должны — научиться жить для других людей и дарить им радость!
1-ый ведущий:
О том, что значит жить для других людей, нам расскажет притча о рваном сердце, которую для нас подготовила …
Один из участников рассказывает притчу о рваном сердце.
2-ой ведущий:
А вот почему мы не всегда можем сразу рассмотреть внутреннюю красоту человека, красоту его сердца, мы узнаем из притчи о красоте и уродстве, которую нам расскажет ….
Один из участников рассказывает притчу о красоте и уродстве.
Притча о красоте и уродстве
Как-то раз Красота и Уродство встретились на морском берегу и решили искупаться в море.
Они сняли с себя одежды и поплыли по волнам. Немного погодя Уродство вышло на берег, облачилось в одежды Красоты и пошло своей дорогой.
Потом Красота вышла из воды, но не нашла своего облачения. Она устыдилась своей наготы, а посему надела одежды Уродства и тоже пошла своей дорогой.
С того самого дня мужчины и женщины по ошибке принимают одно за другое.
Впрочем, есть и такие, кто созерцал лик Красоты и узнает ее, в какие бы одеяния она ни обряжалась. Есть и такие, кто знает Уродство в лицо, и никакая одежда не скроет его от их глаз…
1-ый ведущий:
В заключении послушайте ещё в стихотворной форме о том, каких мужчин мы хотели бы видеть рядом с собой.
Один из участников читает стихотворение
Где ж мужчина, что сильней меня,
Кто отдаст полцарства за коня?
Кто одной рукой берёт узду,
А другою достаёт звезду.
Кто не лжёт и не юлит в ответ,
Глаз не прячет в дыме сигарет,
Если надо – жизнь свою отдаст,
Но не подведёт и не предаст.
Где же ты, что женщины сильней,
Кто не просит: «Будь меня слабей»?
Не пройди, коль встретишь невзначай —
И меня средь тысяч лиц узнай.
В снегопад приди, приди в дожди,
у меня меня же укради.
Стану прогонять тебя – не верь,
Распахни любви желанной дверь.
И звездой – на счастье иль беду —
Я в твои ладони упаду,
Плеч коснусь нежнейшим ветерком,
зажурчу весенним ручейком…
Где ж мужчина, что меня сильней,
Кто не держит в пазухе камней,
Кто поставит терем без гвоздей.
Есть ли ты на свете, Берендей?!
Заключительное слово преподавателя:
Жизнь – это нескончаемая школа, в которой мы учимся всю свою жизнь: детство, юность, зрелая жизнь, семейная жизнь, воспитание детей, учеба в школе, в институте, работа, старость – все это этапы жизни, проходя которые мы всегда учимся, набираем определенный опыт, приобретаем житейскую мудрость, учимся любить своих ближних, понимать в чём заключается красота человека и, в частности, мужская красота. Художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в человеке лучших качеств, и это по сей день остается великим напоминанием всем людям.
Высказывания известных людей о красоте человека:
«Никакая внешняя красота не может быть полной,
если она не оживлена красотой внутренней»
В. Гюго
Что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П. Чехов
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
Чехов А. П.
«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье».
Гейне Г.
Используемая литература:
Асадов Э.А., Смеяться лучше, чем терзаться: поэзия и проза, «ЭКСМО», 2001
Журнал «Воспитание школьников», 2008 №8
материалы с сайтов:
https://afield.ru/
https://page.divo.ru/lukas/pushkin/p10.htm
https://пушкиниана.рф/rubric/826732/page3.html
https://www.classic-music.ru/rostropovich.html
Приложение
1. Рассказ об истории вечной любви Петра и Февронии .
Младший сын князя Юрия Владимировича должен был стать наследником Муромского престола, однако за несколько лет до этого заболел проказой. Его тело покрылось язвами. Ни один лекарь не мог его вылечить, лечебные травы оказались бессильны. И приснился Петру сон, в котором ему было открыто, что спастись от неизлечимой болезни он может с помощью простой дочери древолазца Февронии, что живет в Рязанской земле. Будучи девушкой в равной степени изрядно благочестивой и красивой, она владела даром исцеления. Благоверный князь Петр тут же поехал искать свою спасительницу. Они встретились, и Феврония исцелила несчастного. Петр же изначально пообещал жениться на ней после исцеления, но слова своего не сдержал.
Тогда болезнь вернулась к князю, и он снова приехал, бросился в ноги к Февронии просить прощения. Исцелившись повторно, Петр взял в жены Февронию. Наследовав княжение, Петр привел Февронию в палаты, однако бояре воспротивились тому, чтобы Муромской землей правила княгиня из простолюдинов. «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных боярынь, или оставь Муром», – сказали они князю. Петр и Феврония выбрали второе. И уплыли по Оке из города, чтобы зажить простой счастливой жизнью.
Однако Петру и Февронии суждено было вернуться на княжение после того, как с их уходом в Муроме началась смута, сопровождаемая убийствами. Бояре собрались и решили звать своего князя с возлюбленной обратно на престол. Вернувшись, Петр остановил смуту, а Феврония своей добротой и мудростью снискала любовь горожан. Уже к старости супруги приняли в разных монастырях монашеский постриг, молили Бога о том, чтобы умереть им суждено было в один день, и завещали похоронить их вместе – для этого была заведомо приготовлена одна гробница. Их мольбы были услышаны, и умерли Петр (в монашестве – Давид) и Феврония в один день – 8 июля (по григорианскому стилю) 1228 года. Вопреки их воле, похоронены возлюбленные были в разных гробах, однако уже на следующий день оказались вместе – в заготовленной ранее гробнице.
2. Рассказ о любви женщин к А.С. Пушкину
Пушкин в стихотворении написанном на французском языке описал свою внешность так:
Мой рост с ростом самых
долговязых
Не может ровняться;
У меня свежий цвет лица, русые
волосы
И кудрявая голова…
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености
В лицее у Пушкина было несколько нелепое прозвище, которое присвоили поэту не только по внешности, но и по его повадкам. А именно его персону называли «смесь обезьяны с тигром».
Как не странно данное сравнение еще не раз встречалось в цитатах о Пушкине. Вот например запись найденная в дневнике внучки Кутузова – Д.Ф. Фикельмон: “Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков, и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”. А вот следующая запись, которая как видимо написана после более детального знакомства с поэтом, в корне меняет представление о нем. “Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”.
Первый портрет Пушкина, который увидели читатели, была опубликован с гравюры Е. Гейтмана. Портрет был создан не с натуры самого писателя, так как именно в это время Пушкин находился в ссылке в Кишиневе. Существует предположение, что гравюра создавалась с портрета неизвестного художника, о котором шла речь в начале статьи. Данное изображение поэта вышло в свет вместе с его поэмой «Кавказский пленник». Портрет подчеркивает в юноше арапские черты, и запечатлен Пушкин в Байроновской позе. Этот портрет фактически не соответствовал действительности. Ранее поэт сам нарисовал свой портрет для неопубликованного тогда сборника стихотворений. Пушкин писал много своих портретов, но почти не один не был известен его современникам. И лишь спустя сотню лет его авторские работы получили настоящее признание. Авторские портреты Пушкина отражают истинную реальность, передают не только его внешний облик, но и внутренние черты. Все работы Пушкина точны и содержательны, в то же время трагичны, но совсем не лишены самоиронии. Не смотря на это Пушкину казалось, что у него нет портрета, который по настоящему выражал его внешний и внутренний мир, но в 1823 году, он вписал в «Евгении Онегине» такие строки:
Быть может (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был Поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных Аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!
До возвращения Пушкина из ссылки, не был написан не один его портрет. И только лишь после ссылки появились несколько портретов с натуры.
Каждый из этих портретов вносил свою «изюминку», представляя внешность Пушкина в новом образе. Кто подчеркивал проблески детских выражений лица, кто-то делал упор на его поэтическом образе, акцентируя внимание на грустном и глубоком взгляде и задумчивости, а кто-то стремился показать некую небрежность, насыщая внешность Пушкина растрепанными кудрями и блеском в глазах.
Портрет Александра Сергеевича работы Кипренского хранится в Государственной Третьяковской галерее, но долгое время он украшал дом Пушкина. Поэт очень любил эту работу и даже посвятил ей строки: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит!»
Сам Пушкин о себе писал: «Я помесь тигра с обезьяной». Едва ли такая характеристика могла помочь ученым найти похожий портрет. Чтобы с математической точностью определить образ поэта, биофизики перечитали воспоминания современников Пушкина:
«Саша был большой увалень и дикарь»;
«Ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко»;
«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно».
У Пушкина было много близких друзей из самых разнообразных кругов. Кроме этого, у него было огромное количество почитателей во всех слоях общества. Вся грамотная Россия знала, ценила и, что особенно важно, беззаветно любила своего национального гениального поэта, как может любить только русское народное сердце. Как глубоко прав был Тютчев в оценке этой любви: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».
Подчас скучный в мужском обществе он оживлялся в женском. Брат Лев Сергеевич вспоминал: «Женщинам Пушкин нравился, он бывал…
А в это время в Малинниках, бедная Анна Николаевна, узнав о вызове Пушкина в Москву, написала новое, жалостливое письмо: «Что сказать вам и как начать это письмо? И однако, я испытываю потребность написать к вам, потребность, не позволяющую мне слушать доводов разума. Я стала совсем другим человеком, узнав вчера новость о том, что вас забрали. Бог небесный! что же это будет? Ах, если б я могла спасти вас, рискуя собственной жизнью, с каким наслаждением я пожертвовала бы ею и просила бы у неба. как единственной милости, случая видеть вас за одно мгновение перед смертью…
Судите, каким неожиданным ударом должна была быть для меня новость о вашем отъезде в Москву… Вы, пожалуй, очень изменились за последние месяцы: оно может даже показаться вам неуместным. Признаюсь, что эта мысль для меня ужасна, но в эту минуту я могу думать только об опасностях, которые вам угрожают, и оставляю в стороне все другие соображения… Прощайте. Какое счастье, если все кончится хорошо, иначе я не знаю, что со мною станется. Моя кузина Анета Керн выказывает живой интерес к вашей участи. Мы говорим только о вас; она одна меня понимает и только с нею я могу плакать. Мне очень трудно притворяться, а я должна казаться счастливой, когда душа моя растерзана
…Во всех гостиных, на всех балах, первое внимание устремлялось на Пушкина. В танцах дамы выбирали поэта беспрерывно… Общество аплодировало поэту, чуть ли не на руках его носило. Первые недели после возвращения Пушкин как бы насыщается снова пряным воздухом светских встреч. Он посещает дома княгини Зинаиды Волконской, князя Вяземского, бывшего министра Дмитриева и прокурора Жихарева. Особенно нравилось поэту бывать в салоне Зинаиды Волконской, который являлся «общим центром для литераторов и вообще для любителей всякого рода искусств, музыки, пения, живописи».
3. Притча о рваном сердце
В один солнечный день красивый молодой человек стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально — ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
— Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же, в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика — как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
— Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое — идеально! А твое! Твое — мешанина шрамов и слез!
— Да, — ответил старик, — твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце — это человек, которому я отдал свою любовь — я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь — свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои — поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце — когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся. А если нет – что ж, зато мне есть что вспомнить. И эти воспоминания не тяготят меня – ведь и в них есть что-то хорошее, что-то, без чего жизнь была бы не столь полной. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в пространство, образовавшееся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными.
Молодой человек посмотрел на свое сердце. Оно теперь было совсем не идеально, но на самом деле стало гораздо более красивым, чем раньше.
4. Рассказ о любви гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской
Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской была такой светлой и прекрасной, что ее, наверное, хватило бы не на одну, а на десять жизней.
Впервые они увидели друг друга в ресторане «Метрополь». Восходящая звезда Большого театра и молодой виолончелист были в числе гостей на приеме иностранной делегации. Мстислав Леопольдович вспоминал: «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей». Когда Вишневская собралась уходить, Ростропович настойчиво предложил проводить ее. «Между прочим, я замужем!» — предупредила его Вишневская. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» — ответил он ей.
Потом был фестиваль «Пражская весна», где и произошло все самое главное. Там Вишневская, наконец, его разглядела: «Худущий, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, но уже лысеет, элегантный, — вспоминала она. — Как потом выяснилось, узнав, что я лечу в Прагу, он взял с собой все свои пиджаки и галстуки и менял их утром и вечером, надеясь произвести впечатление».
На ужине в пражском ресторане Ростропович заметил, что его дама «более всего налегала на соленые огурцы». Готовясь к решающему разговору, виолончелист пробрался в комнату певицы и поставил в ее шкаф хрустальную вазу, наполнил ее огромным количеством ландышей и… солеными огурцами. Ко всему этому приложил пояснительную записочку: дескать, не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите!..
Вспоминает Галина Вишневская: «В ход шло все что только можно, — до последней копейки своих суточных он бросил мне под ноги. В буквальном смысле слова. В один из дней мы пошли гулять в сад в верхней Праге. И вдруг — высокая стена. Ростропович говорит: “Давайте перелезем через забор”. Я в ответ: “Вы что, с ума сошли? Я, примадонна Большого театра, через забор?”. А он — мне: “Я сейчас вас подсажу, потом перепрыгну и вас там поймаю”. Ростропович меня подсадил, перемахнул через стену и кричит: “Давайте сюда!” — “Посмотрите, какие лужи тут! Дождь же только что прошел!”. Тогда он снимает с себя светлый плащ и бросает на землю. И я по этому плащу прошлась. Он кинулся меня завоевывать. И он меня завоевал».
Роман развивался стремительно. Через четыре дня они вернулись в Москву, и Ростропович поставил вопрос ребром: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне — или ты меня не любишь, и все между нами кончено». А у Вишневской — 10-летний надежный брак, верный и заботливый муж Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты. Они через многое прошли вместе — он не спал день и ночь, пытаясь достать лекарство, которое помогло спасти ее от туберкулеза, их единственный сын умер вскоре после рождения.
Ситуация складывалась непростая, и тогда она просто убежала. Отправила мужа за клубникой, а сама покидала в чемоданчик халат, тапочки, что попало и — бегом. «А куда бежать? Я даже адреса не знаю, — вспоминала Галина Павловна. — Звоню Славе из коридора: “Слава! Я иду к тебе!”. Он кричит: “Я тебя жду!”. А я ему ору: “Не знаю, куда ехать!”. Он диктует: улица Немировича-Данченко, дом такой-то. Я по лестнице вниз бегу, как сумасшедшая, ноги подкашиваются, не знаю, как я себе голову не разбила. Села и кричу: “Улица Немировича-Данченко!” А таксист уставился на меня и говорит: “Да вы пешком дойдете — это рядом, вон там, за углом”. А я кричу: “Я не знаю, вы меня везите, пожалуйста, я вам заплачу!”».
И вот машина подъехала к дому Ростроповича. Вишневскую встретила его сестра Вероника. Сам он пошел в магазин. Поднялись в квартиру, открывают дверь, а там — мама, Софья Николаевна, стоит в ночной рубашке, с вечным «Беломором» в углу рта, седая коса до колена, одна рука ее уже в халате, другая никак в рукав попасть не может от волнения… Сын три минуты назад объявил: «Сейчас приедет моя жена!».
«Села она так неловко на стул, — рассказывала Галина Павловна, — а я села на свой чемодан. И все вдруг расплакались, заревели. В голос заголосили!!! Тут открывается дверь — входит Ростропович. Из авоськи у него торчат какие-то рыбьи хвосты и бутылки шампанского. Орет: “Ну, вот и познакомились!”».
Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию «Ро… стро… по… вич», сказала ему: «Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию». Мстислав Леопольдович вежливо поблагодарил ее за участие, но фамилию менять отказался.
«Когда я сообщила Славе, что у нас будет ребенок, счастью его не было предела. Он немедленно схватил томик сонетов Шекспира и с упоением стал мне их читать, чтобы я, не теряя ни минуты, прониклась прекрасным и стала создавать в себе что-то столь же возвышенное и прекрасное. С тех пор эта книга лежала на ночном столике, и как соловей над соловьихой поет по ночам, когда она высиживает птенцов, так и мой муж всегда перед сном читал мне прекрасные сонеты».
«Подошло время разрешаться от бремени. Слава в это время был на гастролях в Англии. И он просил, настаивал, требовал, умолял, чтобы я непременно дождалась его. “Без меня не рожать!” — кричал он мне в телефонную трубку. И, что самое смешное, требовал этого и от остальных представительниц “бабьего царства” — от матери и сестры, словно они могли по щучьему велению остановить схватки, начнись они у меня.
И я дождалась! Вечером 17 марта он вернулся домой, окрыленный успехом гастролей, счастливый и гордый тем, что домашнее бабье царство выполнило все его приказы: жена, еле шевелясь, сидит в кресле в ожидании своего повелителя. И вот как у фокусника из волшебного ящика появляются всевозможные чудеса, так и из Славиного чемодана полетели на меня фантастические шелка, шали, духи и еще какие-то невероятно красивые вещи, которые я не успевала и рассмотреть, и, наконец, вывалилась оттуда роскошная шуба и упала мне на колени. Я только ахала и от изумления не могла произнести ни слова, а сияющий Слава ходил вокруг и объяснял » Вот это пойдет к твоим глазам… Из этого ты закажи концертное платье. А вот эту материю только я увидел, мне стало ясно, что это специально для тебя. Вот видишь, как хорошо, что дождалась меня, — я всегда бываю прав. Теперь у тебя будет хорошее настроение и тебе легче будет рожать. Как только станет очень больно, ты вспомни про какое-нибудь красивое платье, и все пройдет».
Его просто распирало от гордости и удовольствия, что он такой замечательный, такой богатый муж, что смог преподнести мне такие красивые вещи, каких нет ни у одной артистки театра. А я-то знала, что мой “богатый” муж и, как уже тогда писали английские газеты, “гениальный Ростропович”, чтобы иметь возможность купить для меня все эти подарки, наверняка за две недели гастролей ни разу не пообедал, потому что получал за концерт 80 фунтов, а остальные деньги… сдавал в советское посольство».
18 марта 1956 года родилась их первая дочь. Галина Павловна вспоминает: «Я хотела назвать ее Екатериной, но получила от Славы жалобную записку. “Умоляю тебя не делать этого. Мы не можем назвать ее Екатериной по серьезным техническим причинам — ведь я буквы “р” не выговариваю, и она еще будет меня дразнить. Давай назовем ее Ольгой». А через два года на свет появилась и вторая девочка, которую назвали Еленой.
«Отцом он был необыкновенно нежным и заботливым, и вместе с тем — очень строгим. Доходило до трагикомедий: Слава очень много гастролировал, и я все пыталась его урезонить, объясняла, как он нужен своим подрастающим дочерям. “Да, ты права!” — соглашался он… и начиналось стихийное занятие музыкой. Он звал девочек. У Лены глаза заранее были на мокром месте — так, на всякий случай. А вот Оля была его коллегой-виолончелисткой, очень бойкой девочкой, всегда готовой дать отпор. Вся тройка торжественно исчезала в кабинете, а через четверть часа оттуда уже неслись крики, вылетал Ростропович, хватающийся за сердце, и следом за ним ревущие дети. Он обожал своих дочерей, ревновал их и, чтобы к ним на даче не лазили мальчики через забор, посадил вокруг него кустарник с большими шипами. Занимался он столь важным вопросом со всей серьезностью, и даже консультировался у специалистов, пока, наконец, не нашел надежный сорт, чтобы, как он мне объяснил, все кавалеры клочки своих штанов на шипах оставляли.
«Четыре дня»
Впереди у них было счастливое, но очень тяжелое время: дружба с опальным Солженицыным, лишение гражданства СССР, скитания, успех и востребованность на мировой музыкальной сцене, прилет Мстислава Леопольдовича в Москву во время августовского путча 1991 года, возвращение в уже новую Россию.
Ростропович никогда не боялся показать свое отношение к власти. Однажды после триумфальных гастролей в Соединенных Штатах его пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и… разжал руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу: «Это — мое, а остальное — ваше».
Другой случай — Мстислав Леопольдович всегда хотел, чтобы на гастролях его сопровождала жена. Однако Министерство культуры ему в этой просьбе неизменно отказывало. Тогда друзья посоветовали написать ходатайство: мол, ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена. Ростропович письмо написал: «Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская».
…Золотую свадьбу звездная чета праздновала в том самом ресторане «Метрополь», где Вячеслав Леопольдович впервые увидел свою богиню. Ростропович показывал гостям чек на 40 долларов, который ему вручил журнал «Ридерз дайджест». Корреспондент, когда брал у него интервью, спросил: «Правда, что вы женились на Вишневской через четыре дня после того, как впервые ее увидели? Что вы думаете по этому поводу?». Ростропович ответил: «Я очень жалею, что потерял эти четыре дня».