Конспект урока на тему «Политические партии и политические системы»

Конспект урока на тему «Политические партии и политические системы»


 Цель урока: сформировать  определение политической  партии, её функции, признаки и классификацию,   определить наиболее эффективные политические системы.


Задачи урока:


Образовательные:

— познакомиться с новыми терминами «политическая партия» «политическая система» «многопартийность»

— определить важнейшие тенденции развития политических отношений в современном мире и России.

— познакомиться с программами партий современной России.


Развивающие:

 — формировать способности анализировать, сопоставлять, самостоятельно извлекать  знания, развивать умения самооценки.


Воспитательные:

— воспитание гражданственности и чувства гордости за историю своего народа.


Форма урока: урок-презентация с элементами диалога и исследовательской работы.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: мультимедийный экран, компьютер, рабочие листы, презентация «Политические партии».

Основные понятия урока: (на доске) политическая партия, многопартийность, политическая программа, бюллетени «Избирательная система».


Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин)  

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Дежурные, назовите, пожалуйста, фамилии отсутствующих на уроке.


«В чести и силе та держава,
Где правит здравый ум и право,
А где чудак стоит у власти,
Там людям горе и несчастье»

Себастьян Брант-немецкий писатель гуманист 16 века.


  1. Актуализация ранее усвоенных  знаний (5-6 мин)


Слово учителя: На прошлом занятии мы с вами познакомились с процессом проведения выборов и с типами избирательных систем.

Для того, чтобы повторить основы избирательного процесса, я предлагаю вам выбрать избирательные бюллетени и сделать правильный выбор.

(на доске с помощью магнитов прикреплены избирательные бюллетени с вопросами на оборотной стороне. Бюллетени расположены в два ряда – ряд с тремя и ряд с четырьмя образцами, соответственно выбирая определенный ряд, ученик дает ответ на оценку либо «4», либо «3».

( вопросы на «3»:

— Принцип избирательного права, по которому каждый избиратель имеет право сохранить свое решение в тайне.

— Принцип избирательного права, по которому все, достигшие 18 лет, участвуют в голосовании.

— Главная стадия избирательного процесса, осуществляемая путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате.

вопросы на «4»:

— Все члены общества, обладающие гражданство данной страны и достигшие определенного возраста, т.е , та часть общества, которая может участвовать в выборах.

— Принцип избирательного права, по которому избираются те, кто в дальнейшем будет принимать политические решения.

— Принцип избирательного права, по которому каждый депутат представляет одинаковое число избирателей.

— Назовите виды избирательного права).


Молодцы! С выборами мы справились, а теперь давайте вспомним, какие типы избирательных систем вам известны? (учащиеся дают развернутый ответ, оценивающийся на «5»)

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Т.о. в нашей стране по пропорциональной системе проводятся выборы политических партий.

И сегодня мы познакомимся с этой темой.

  III. Изучение нового материала (20-25 мин)

Слово учителя: Тема нашего сегодняшнего урока «Политические партии», записываем в тетрадь.

Давайте попробуем определить цели нашего урока.

(предполагаемые ответы учащихся)

Сегодня наша цель: сформировать понятие о политических партиях, её функциях, признаках и классификациях. Определить наиболее эффективные политические системы. Работать мы будем по следующему плану:

1 Понятие политической партии.

2.Признаки политической партии.

3.Функции политический партий.

4.Классификация политических партий.

5.Партийные системы.

Обратите внимание на рабочие листы на ваших столах. И первое задание, которое нам предстоит выполнить – это «понятийное колесо»

Задание 1. Составьте ассоциативный ряд в связи с понятием политическая партия.

( примерные ответы: демократия, группа, символ, единомышленники, лозунг, власть, агитация)

 Опираясь на составленный понятийный ряд, давайте попробуем сформулировать понятие «политическая партия» (выслушиваются мнения учащихся)

Слово учителя: Как мы выяснили, политическая партия — это организованная группа людей, разделяющая общую политическую программу, и стремящаяся законным путём прийти к власти. Записываем определение в рабочий лист.

Вопрос: Какие политические партии и лидеры этих партий вам известны? (ответы учащихся)  

Слово учителя. Политические партии — это такие организации, которые добиваются контроля над управлением страной. Они — одни из главных источников политического влияния.  Они являются посредником между населением и правительством, в тоже время являются механизмом продвижения своих лидеров.

А теперь давайте рассмотрим признаки политической партии.

Самостоятельная работа. Определить признаки политической партии вам поможет документ, извлечение из ФЗ № 95 от 11 июля 2001 года о «Политических партиях».

(работа с документом)

Признаки политической партии проверяем.

  —  политическая программа, где сформулированы цели и     стратегии партии.

 — партийный устав, содержащий правила внутрипартийной жизни.

 —  руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров.

 — разветвлённая сеть первичных местных организаций, состоящая из добровольных активистов.

 — активное участие в борьбе  за высшую власть в государстве.

Слово учителя: Наибольший интерес для избирателя представляет политическая программа партии т. к. в ней партия декларирует тот  экономический, политический и социальный курс, который будет проводить в случае победы, те изменения, которые внесёт в жизнь страны. По сути – это реклама, с целью завоевать голоса и симпатии как можно большего числа избирателей. Давайте познакомимся с программами партий.

(индивидуальные сообщения учащихся о партиях РФ)

Мы познакомились с программами партий, а теперь давайте попробуем соотнести название партии с его эмблемой:

Каждая партия как политический институт представительной демократии  выполняет определенные функции, о которых было сказано выступающими ранее.

Давайте запишем функции политических партий:

(фиксируют в рабочий лист)

политическая — овладение государственной властью;

представительская — выражение интересов определённых  групп и слоёв населения;

электоральная — организация и участие в избирательных компаниях;

социализации — воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан;

 Вопрос. На ваш взгляд, какие функции наиболее активно выполняют сейчас политические партии? (ответы учащихся)

Слово учителя. Так как интересы социальных групп разнообразны, следовательно, и партии их представляющие отличаются разными критериями. По каким же критериям классифицируются партии?

Задание 1.  Составить кластер.

(работа с презентацией)

(опережающее домашнее задание)

Задание 2. Проанализируйте по критериям  классификации одну из современных российских партий, например «Единую Россию»  

(ответ ученика с места).

Слово учителя: На сегодняшний день в Российской Федерации действуют множество партий.

Совокупность существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. Давайте проанализируем таблицу, представленную в рабочих листах, и выполним закрепляющее задание.

(анализ таблицы: раскрытие основных черт партийных систем.)

  Слово учителя:  Существует 3 типа партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

Выберите для себя и ответьте на один из  представленных вопросов (разновариантные задания)

1. Назовите страны с однопартийной, двухпартийной и многопартийной системой.

2. Какую политическую систему вы считаете наиболее эффективной, почему?

IV. Закрепление (тесты) на листах. (3-4 мин)

Мы рассмотрели все пункты представленного плана и теперь проверим себя, ответив на вопросы теста.

У кого возникли затруднения при решении тестов, вам поможет повторное закрепление темы по вашим записям.

   V. Рефлексия. (7-8мин.)

В начале урока мы  озвучили тему. Я предлагаю вам поработать в паре, с соседом,  и отразить полученные знания в форме синквейне.

      Первая строчка – представляет собой существительное, как    правило, ключевое слово, понятие урока или тему.

Вторая строчка – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного. Третья строчка – три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным. Четвертая – ключевая фраза, наиболее важная идея.   Формула:

существительное

прилагательное  прилагательное

глагол глагол глагол

ключевая фраза

существительное

(проверка творческого задания)

С заданием все справились, молодцы.

Мы с вами рассмотрели понятие, признаки и функции политических партий. Давайте попробуем обобщить весь материал, изученный на уроке, и сделаем вывод о том, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали на уроке.

 VI. Подведение итогов, выставление оценок. (2-3 мин).

Запишите домашнее задание: выучить понятия «политическая партия, партийная система», уметь ориентироваться в материале конспекта.

Отметить работу детей, их активность и старательность.

 


Свежие документы:  Урок обществознания «Политическая деятельность» 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: