Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №151»
Конспект урока на тему
«Приключения в стране сказок»
Подготовили воспитатели Гагаринская Ирина Сергеевна,
Буркина Оксана Анатольевна.
Г.Рязань,2013г.
Программное содержание:
1. Обобщить знания детей о пользе и применении лекарственных растений, правильно узнавать и называть их.
2.Воспитывать в детях любовь к природе и познавательный интерес.
3.Развивать речь, коммуникативность, эмоциональную сферу общения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, проведение познавательных бесед, проведение занятий по художественному творчеству, по познавательной деятельности, чтение художественной литературы, подготовка презентаций детьми своих лекарственных растений.
Оборудование и материалы: перо Жар-птицы, персонаж кукольного театра Фея сказок (или взрослый человек), волшебная палочка, иллюстрации сказочных героев, аудиозапись голосов сказочных героев, мольберт, фишки, ребусы в конверте.
Ход викторины:
Дети сидят полукругом на ковре, воспитатель вносит перо Жар- птицы и обращается к детям: «Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, около нашей группы лежало вот это перо. (Показывает перо Жар- птицы) Как вы думаете, кто мог обронить это перо, и как оно к нам попало?»
— «Правильно ребята, перо это от сказочной птицы, и попало оно к нам не случайно». (Воспитатель переворачивает перо другой стороной, и там большими буквами написано SOS)
— «Как вы думаете, что это обозначает? (Дети отвечают). Это сигнал бедствия. И его используют люди, когда у них случаются неприятности, и они таким способом сообщают другим людям о случившемся. Но ведь это перо от сказочной птицы, значит, что- то произошло в сказочной стране, и сказочные герои нуждаются в нашей помощи. Ну, что ребята, поможем жителям сказочной страны, ведь вы, наверное, любите читать сказки и знаете их? А какие русские – народные сказки вы знаете? (Дети отвечают). А есть ли у вас любимые сказочные герои? (Дети отвечают). Ну что же, ребята, нам пора, не будем терять время, нас ждут».
Под музыку дети встают со стульчиков и отправляются в сказочную страну.
Физкультминутка «Путешествие в страну сказок».
Цель: развивать двигательную активность детей.
-«Сначала нам придется продвигаться по извилистой дорожке («Змейка»). Вдруг на пути нам встретились огромные сломанные деревья, которые повалила сильная буря («Цапля» с продвижением вперед). Преодолев второе препятствие, нам на пути встретилось болото, которое нужно преодолеть по кочкам, чтобы не промочить ноги (прыжки с продвижением вперед). Вот мы и выбрались на берег».
Дети проходят на свои места, и из-за ширмы появляется персонаж кукольного театра Фея сказок: «Здравствуйте мои маленькие друзья, я очень рада вас видеть в нашей сказочной стране. Вы получили моё послание? Значит, я не ошиблась в вас, вы действительно очень добрые и отзывчивые ребята, и надеюсь, вы мне поможете?»
Воспитатель спрашивает у Феи сказок: «А что же у вас произошло?»
— «Ой, у нас случилась большая беда, в природе произошли какие -то странные изменения, и наши сказочные жители стали последнее время себя плохо чувствовать, обострились хронические заболевания, ухудшилось самочувствие. И даже волшебные средства, такие как живая вода, молодильные яблочки и волшебные палочки не могут их спасти. Поэтому я, как правительница сказочной страны, была вынуждена обратиться за помощью к вам, моим маленьким помощникам, потому что я прослышала о том, что вы знаете о каких-то лекарственных растениях, которые помогают избавиться от болезней. Это так? (Ответ детей) Тогда спасите нас, умоляю».
Воспитатель: «Не волнуйся Фея, мы вам поможем, правда, ребята? (Да). Но сначала давайте разберёмся, что же за странные изменения произошли в природе?» (Дети обсуждают осенние изменения в природе, и воспитатель обобщает). Правильно, ребята, осенью в связи с изменениями в погоде очень часто люди заболевают, и у них ухудшается самочувствие. Некоторые люди в аптеках покупают лекарственные препараты, кто- то использует лекарственные растения, для того чтобы улучшить своё здоровье. Но в сказках аптек нет, и вот сегодня мы подскажем жителям сказочной страны, как можно излечиться от недугов с помощью растений».
Воспитатель предлагает перейти детям на лесную полянку в конференц зал, где сказочные герои смогут задать свои вопросы. Дети делятся на 4 команды, и начинается викторина. Фея представляет сказочного героя, показывает его изображение, в аудиозаписи звучит вопрос, дети обсуждают и дают подробный ответ.
Вопросы к викторине:
Вопрос от Деда Мороза.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Обращаюсь к вам с огромной просьбой. Прослышал я, что занимаетесь вы изучением растений лекарственных. Может, вы мне поможете? Уж такая беда приключилась с моей внученькой Снегурочкой. У других- то внучата всё румяненькие, а моя-то Снегурочка такая бледненькая. Уж посоветуйте крем какой или маслице из садового цветка, которым можно натереть моей внученьке щечки, и они снова зарумянятся. С поклоном к вам Дедушка Мороз». ( Розовое масло).
Вопрос от Алёнушки.
«Ребятушки, уж как спешу к вам за советом! Уж такая беда, уж такая беда приключилась с моим братцем Иванушкой. Говорила я ему: «Не пей из лужицы!» А он не послушался. И теперь у него животик разболелся. Знаете ли вы кору деревца какого или травку луговую, что помогли бы мне в беде моей неминучей». (Отвар коры дуба).
Вопрос от Бабы-Яги.
«Кхе, кхе! Совсем я разболелась, пораспростыла. Уж сколько лет мотаюсь по белу свету, иммунитет-то совсем не тот! Ох, и поразболелась я, совсем разхворалась! Прослышала я, ребятки, что знаете вы чудодейственное средство из лекарственных трав, что помогает при кашле-бронхите. И пришлите мне ответ поскорей! Ох, кашляю я, кашляю!!!» ( Отвар мать-и-мачехи).
Вопрос от Василисы Прекрасной.
«Ребятки мои милые, сердечные! Уж как я истосковалась, измучилась! Навалилась на меня тоска-хандра осенняя так сильно, что и узор у меня замысловатый не получается. Чем успокоиться мне, подскажите, настоем какого садового цветка? Буду премного благодарна вам». ( Настойка пиона).
Вопрос от Змея Горыныча.
«Летал на охоту я в тридевятое царство, в тридесятое государство. Долго ли коротко ли. Поиссякли силушки мои могучие. Подсказала мне Баба- Яга, подруга моя давняя, что ребята из группы «Земляничка» знания имеют о травах и цветах лекарственных, что силушку придают да сберегают. Подскажите, будьте добреньки. Может, напитком каким подкрепиться смогу». ( Отвар календулы).
Конкурс капитанов «Ребусы лесной аптеки». (Для родителей).
Ответ: ива. Ответ: пихта. Ответ: ноготок. Ответ: роза.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу).
Подведение итогов викторины.
Дети пьют чай с мятой.
Фея: «Ну, вот пришло время с вами прощаться, мои дорогие ребята, сейчас вы закроете глазки, и я с помощью волшебной палочки помогу вам быстро и беспрепятственно оказаться в детском саду». Дети закрывают глазки, и Фея произносит волшебные слова: «Ручками мы покачаем, пять разочков приседаем, головою 3 кивка и на месте 2 прыжка, глазки дружно открываем, в детский садик попадаем».
Когда дети открывают глаза, Фея исчезает, дети проходят на коврик, и воспитатель благодарит за интересное путешествие.
Литература и Интернет-ресурсы
Фотографии к конспекту из личного фотоархива авторов.
Замысел и текст викторины — авторский.
znahar-celitel.ru/entsiklopediya-lekarstvennich-trav.html