Конспект урока на тему «Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних»

Тема: Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних

Цель: Познакомить старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса РФ, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов.

Задачи:

  1. Обучающие

— изучение нового материала, используя разные формы и методы работы,

  1. Развивающие

— развитие мыслительных способностей,

— формирование умений и навыков таких как:

  1. выделять главное

  2. сопоставлять и делать выводы, обобщения через работу с разными источниками знаний

  1. Воспитательные:

— формирование умения работы в группе,

— воспитания уважения к родной истории


Форма урока: изучения нового материала

Методы: Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, методы проблемного изложения и частично-поисковый.

Оборудование урока: мел, доска, выдержки из ТК РФ, раздаточный материал, проектор, экран.

Основные понятия и термины: труд, права несовершеннолетних, профсоюзное движение, достойный труд.

План:

  1. Что такое труд

  2. Трудовые права несовершеннолетних

  3. Профсоюзное движение



Проблемный вопрос: Какова роль профсоюза в создании достойных условий труда?



I этап – организационный

Класс делится на 4 группы для работы на уроке. Запись темы урока.

Постановка целей и задач перед учащимися на урок.

II этап – ход урока

Беседа с учащимися:

— Скажите, а вы когда-нибудь работали?

— Чем отличается работа, которой занимаются ваши родители от вашей работы?

— Как вы считаете, могут ли в нашей стране работать ваши сверстники?

Для того чтобы не гадать, а правильно ответить на вопрос, нам необходимо обратиться к закону, который регулирует эти отношения – Трудовому Кодексу РФ. Именно он регулирует отношения между работодателями и работником. Некоторые статьи Кодекса нам необходимы при анализе предложенных проблемных ситуаций.

Работа в группах: решение проблемных ситуаций

Учитель раздает учащимся статьи ТК РФ.

После выполнения заданий группы представляют результаты работы. Учитель комментирует выступления, в случае необходимости корректирует их.



1 проблемная ситуация

15-летняя Катя устроилась работать в салон красоты техничкой. Старший мастер потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Катя обратилась за консультацией.


2 проблемная ситуация

Во время каникул 14-летний Гоша решил устроиться на работу промоутером. Родители Гоши возражают. Может ли подросток в этом случае быть принят на работу?


3 проблемная ситуация

Саше 16 лет. Он хочет устроиться на работу грузчиком в ночную смену: тогда днем он сможет посещать занятия в лицее. Будет ли Саша принят на работу?


4 проблемная ситуация

16-летняя Гоша попросила предоставить ей отпуск в июле. Заведующий базой отказал ему и пояснил, что у него составлен график отпусков, и Гоша может уйти в отпуск только в декабре. Прав ли заведующий базой?



Работа в группах: Ролевая игра «Гуси-лебеди»

Учащиеся выбирают ситуацию и вместе, опираясь на выдержки из ТК РФ, находят решение и представляют его перед классом, зачитывая закон для объяснения.

Ситуация 1. Чудо-печка

Родители уехали по делам, доверив младшего сына на попечение Машеньки. Расстроенная девочка не заметила, как гуси-лебеди похитили малыша. Она отправилась на поиски брата.

По пути Машеньке попалась печка. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, печка предложила ей вначале поработать.

Вопрос: может ли Машенька работать в ночную смену по доставке (разгрузке/погрузке) ржаной муки к печке для выпечки пирожков?


Ситуация 2. Чудо-яблонька

Дальше на своем пути Машенька встретила яблоньку. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, яблонька предложила ей вначале поработать.

Вопрос: может ли яблонька заставить Машеньку работать по очистке сада от листьев целый день – с 6 часов утра до 21 часа вечера?


Ситуация 3. Чудо-речка

Побежала девочка дальше и очутилась на кисельном берегу молочной речки. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, речка предложила ей вначале поработать.

Вопрос: Может ли Машенька продавать в ночном клубе крепленый молочный коктейль?


Ситуация 4. У бабы-яги

Добежала Машенька до избушки бабы-яги и видит, что ее братец томится в неволе. На просьбу девочки отдать ей брата, баба-яга предложила ей вначале поработать. Девочка трудилась не покладая рук и заслужила отпуск. Но баба-яга не хотела ее отпускать и загружала всяческой работой. Спустя долгое время колдунья дала девочке 2-е недели отпуска.

Вопрос: Права ли баба-яга по предоставлению Машеньке отпуска?



Беседа с учащимися:

Мы познакомились с несколькими статьями Трудового Кодекса Российской Федерации, который действует на сегодняшний день. В нем 14 разделов, 424 статьи.

— Как вы думаете, зачем законодателям понадобилось такое количество статей в Кодексе?


-Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, но если они все же вылились в конфликт, как его можно цивилизованно разрешить?



Многие конфликтные ситуации, действительно, разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию.

— Кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?



Сообщения учащихся об истории профсоюзного движения (опережающее домашнее задние)

Сообщение №1

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».) Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза.

Учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы. Школьники, как не занимающиеся профессиональной деятельностью, не могут быть членами профсоюза. Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл. I, ст. 2). Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем (директором завода, школы, фирмы) и органами власти (Правительством РФ, Правительством Москвы, Министерствами и ведомствами).



Сообщение №2

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18 – 19 веков с появлением наемного труда на производстве. Противоречия между промышленниками — собственниками и рабочими привели к формированию самосознания рабочих, осознанию ими необходимости объединения в организацию, отстаивающую их социально-экономические интересы (продолжительность рабочего дня, условия труда и их безопасность, уровень заработной платы).

Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям. Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании была моложе 18 лет, половину из них составляли женщины и дети.

Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих. Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией. Обострение взаимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех, только если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих.



Сообщение №3

Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин

в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих — мужчин на рабочих – женщин: более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров.

Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, «Общество защиты и охраны женщин» (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой), смогло в 1874–1886 организовать около 40 профсоюзных отделений

для женщин-работниц. Лишь в начале 20 века в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин-работниц заметно ниже, чем среди работников мужчин.

В начале 20 века профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920 – около 60%). Такая высокая организованность профсоюзного движения надолго сделала его влиятельным участником политической и экономической жизни страны.



Сообщение №4

Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах

происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами. В России профсоюзы появились значительно позже, что было связано с тем, что она долгое время оставалась аграрным государством, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905 года, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных союзов. За свою столетнюю историю в каждый из исторических периодов профсоюзы выполняли свою главную задачу – представление интересов трудящихся.

Главными лозунгами современных российских профсоюзов стали «Зарплата! Занятость! Законность!», что наиболее отвечает сегодня запросам трудящихся.



Сообщение №5

Профсоюзы существуют в нашей стране практически непрерывно с начала ХХ века

Цель — защита прав и интересов работников, повышение зарплаты, улучшение условий труда.

Российские профессиональные союзы действуют на политической арене очень короткий период времени. Существовавшие в советский период, они были частью государственной системы управления и не могут быть причислены к общественным организациям.

В современной России постепенно складывается система профсоюзов западного типа. Существует несколько видов профсоюзов.

Традиционные

Традиционные профсоюзы — это бывшие советские профсоюзы, объединившиеся в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР).

Альтернативные

Альтернативные (свободные) профсоюзы в отличие от традиционных, в большинстве случаев были формой самоорганизации работников, объединившихся для защиты своих насущных интересов. В течение десятилетия новые организации постоянно появлялись и исчезали. Некоторые из них существовали не более двух лет.

Профсоюзы компаний

Стремление предотвратить трудовые конфликты заставило руководство крупных компаний (прежде всего нефтедобывающих — «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др.) создать собственные профессиональные союзы. Создание подконтрольных администрации профсоюзов позволило компаниям решать внутренние социальные

РФ в начале 90-х годов пыталась копировать западную модель профсоюзов и приняла ряд законов о профсоюзах и охране прав трудящихся. Была создана трехсторонняя комиссия, в которую вошли представители государства, работодателей и профсоюзов. В 1991 г. был принят Указы и федеральные законы, Трудовой кодекс РФ.



Беседа с учащимися:

— Как вы думаете для чего нужны профсоюзы?

— Какие интересы защищают профсоюзы?

У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции:

-организационная

-регуляция социально-трудовых отношений

-защитная

-представительская

-контрольная

-информационная



Работа в группах: творческое задание

Попробуйте сформулировать те положения, которые были бы прописаны в трудовом договоре между работодателем и работником.

1 группа – должна записать социальные интересы работника

2 группа – должна записать экономические интересы работника

3 группа – должна записать трудовые интересы работника

4 группа – должна записать интересы работодателя

— Какова роль профсоюза в создании достойных условий труда?

— Важно ли чтобы профсоюзы были на предприятиях, офисах и производствах?

— Как работник может более эффективно защищать и отстаивать свои интересы?

III этап – закрепление урока

Выполнение индивидуальных заданий в форме теста по пройденному материалу.


IV этап – подведение итогов урока

Сегодня профсоюзы активно участвуют в общественной жизни страны, отстаивают интересы трудящихся в противостоянии с работодателем и государством. Одним из самых распространенных лозунгов, с которым выходят трудящиеся на митинги и демонстрации, организованные профсоюзами, является лозунг «За достойный труд в 21 веке».

— Как вы думаете, какой смысл в эти слова вкладывают организаторы митингов?

— Что такое «достойный труд»?

— Почему труд в 21 веке должен быть достойным?



Свежие документы:  Конспект классного часа по Обществознанию «ПРАВДА И ЛОЖЬ» 3 КЛАСС

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: