Денисова Зоя Анатольевна,
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г.Белогорска Амурской области
Конспект урока обществознания в 8 классе
«Человек познает мир»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный с элементами игры
Цели:
образовательная: сформировать понятие о познании и самопознании, его уровнях. Определить с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом;
развивающая: научить устанавливать причинно-следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы
воспитательная: закрепление навыков диалогической и монологической речи, определение уровня самооценки учащихся.
Оргмомент
Повторение дом зад.
Индивидуальная работа у доски (1 человек)
Беседа с классом (анализ пословиц и поговорок):
— способности от рождения – только половина, другая половина – от учения;
— не печалься, что у тебя нет чина, а печалься, что нет таланта;
— без прыти – не быти;
Фронтальный опрос:
— Какие бывают виды потребностей (работа со схемой)
— Какие можно выделить ступени в развитии способностей?
Объяснение нового материала
Подведение к теме урока, обозначение целей занятия.
У бабули — внук и внучка
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задаёт народ курносый:
«ПОЧЕМУ зелёный лист?
ПОЧЕМУ поёт артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орёл парит?
ПОЧЕМУ растёт трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?»
Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ шипы у роз,
ПОЧЕМУ ревёт медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ёжик…
Ну и внучка! Ну и внук!
Время не тянули!
Быстро «доктором наук»
Сделали бабулю!
Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
Тема урока «Человек познает мир».
Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека.
Познание — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
Игровая ситуация
(ученику завязываем шарфом глаза, даем в руки апельсин и предлагаем назвать предмет). Задаем вопросы:
— Что у тебя в руках?
— Почему ты так решил?
— Какой образ возник в твоем воображении?
Затем предлагаем мяч, который ученику также необходимо узнать. Вопросы:
— Что это за предмет?
— Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин?
— Какой образ возник в твоем воображении?
3. Объяснение теоретического материала (диалог с классом)
А) — Что помогло Глебу определить, что предмет, предложенный ему, это апельсин? (органы чувств)
— какие органы чувств есть у человека?
— а есть ли такие органы у животных?
Выполнение графической схемы
Первая ступень познавательной деятельности — чувственное познание.
С помощью чего оно осуществляется? (органов чувств)
Сначала мы устанавливаем внешние свойства предметов и явлений с помощью органов чувств и создаем в своем сознании их образ.
— С помощью чего Глеб определил, что второй предмет – это мяч, а не апельсин?
Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления.
На этой ступени познания мы с помощью мыслительных операций: сравнения, анализа, моделирования делаем умозаключения, определяем понятие тех или иных предметов, явлений.
Б) Для чего же человек осуществляет познавательную деятельность? Что будет результатом познания?
Истина – знания, соответствующие окружающему миру.
С помощью чего человек может узнать истину. Попробуем это определить на следующих примерах.
1)Планета Земля представляет собой шар
— как люди убедились, что земля – шар?
Это истина – результат научных исследований
2)Не зная брода – не суйся в воду.
Эта истина – повседневная, результат здравого смысла
3)Унылая пора, очей очарованье…
Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись)
В) Самопознание
Работа с учебником С. 34 – ответить на вопросы:
1) что такое «образ Я»?
2) из каких компонентов он состоит?
Самооценка – оценка личностью самой себя.
Самооценка складывается из оценки своей внешности и оценки своих внутренних качеств.
Работа с иллюстрациями «Виды самооценки»
Закрепление
Решение тестовых заданий
Домашнее задание
§ 6, составить в тетради «образ Я».
3