Экономика семьи.
Цель: познакомить учащихся с основными понятиями темы, рассмотреть формирование семейного бюджета и факторы, влияющие на его изменение. Создать условия для:
— формирования умений и навыков составлять бюджет семьи,
— воспитания уважения к чужому мнению, семейным ценностям, чувства общности между семьей и государством.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, учебник,
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Итак, тема нашего урока «Экономический аспект семейных отношений» (слайд 1). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (слайд 2) Экономика семьи это процесс, происходящий в домашней мини-экономике, оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом. Итак, нам сегодня предстоит ответить на вопросы (слайд 3):
как и из чего формируются доходы семьи?
на что люди склонны тратить деньги?
как влияет инфляция на жизнь семьи?
как влияет семейная экономика на экономику государства?
Это и будет целью урока.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Начнем с термина, любимого всеми экономистами без исключения – доходы. Что же такое семейные доходы? (ответы детей; (слайд 4) запись в тетрадь)
Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов.
Семьи получают свои доходы благодаря владению факторами производства и предоставлению их в пользование другим людям или фирмам. Ведь если собственность, которой владеет семья, не может быть использована другими людьми для своих нужд, на ней нельзя ничего заработать. Возьмем, к примеру, автомобиль (слайд 5). Пока он используется для поездок только членов семьи, он дохода не приносит. Не приносит дохода и само вождение этого автомобиля. Но если кто-то попросил довезти привезенные на продажу товары до местного рынка, то за услугу он заплатит. Полученные деньги будут платой за использование сразу двух факторов производства: труда (управление автомобилем) и капитала (самого автомобиля). Если автомобиль используется в качестве такси, это тоже приносит доход. Приведите примеры, когда собственность, которой владеет семьи, приносит доход (ответы детей). Итак, делаем вывод, ( слайд 6) что доход приносит только та собственность, которая может быть направлена на производство нужных людям благ. Значит, любой доход – это плата за услуги того или иного фактора производства.
Доходы семьи делятся на два основных вида: номинальные и реальные (слайд 7)( запись определений в тетрадь).
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.
Реальный доход – объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.
Каковы же источники семейных доходов? Они различаются в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит. Давайте рассмотрим источники доходов в США и странах Европы (слайд 8)(анализ данных таблицы). А теперь давайте рассмотрим источники семейных доходов в России ( слайд 9)(анализ данных). Как вы думаете, почему такая разница? (ответы детей). Экономическая система США и большинства стран Европы является рыночной или смешанной, в то время как в России долгое до 90х гг. 20го века существовала командная экономическая система. Давайте вспомним характерные черты рыночной и командной экономики (ответы детей). При командной экономике единственным фактором производства, которым люди могли владеть и продавать ради получения дохода, был труд. После начала в 90х гг. реформ в экономике и законодательства положение начало медленно меняться (слайд 10). Закон разрешил гражданам владеть факторами производства на условиях частной собственности. Это привело к значительным изменениям в источниках семейных доходов.
Немало интересного могут дать сведения и о семейных расходах. Давайте попробуем определить, куда же расходуются семейные средства? (ответы детей). (слайд 12) Какие статьи расходов можно поставить на первое место? Меняются ли потребности человека с увеличением доходов и как они меняются? Основное исследование этого вопроса связано с именем немецкого статистика 19 века Эрика Эгеля (слайд 13). Закон Эгеля гласит: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на культурные и иные материальные и нематериальные нужды заметно возрастает. Как вы думаете, почему? Итак, чем выше доходы, тем ниже доля затрат на насущные потребности. Давайте рассмотрим структуру расходов семей в разных странах мира (слайд 14)( анализ схемы). Анализ структуры семейных расходов позволяет сравнить уровень благосостояния граждан разных стран мира и определить уровень благосостояния граждан своей страны. Определите по схеме уровень благосостояния граждан России (ответы детей). Какие государства лидируют? (ответы детей). Давайте попробуем определить уровень благосостояния жителей нашего города по структуре их семейных расходов. Предоставляем слово социологам, которые представят результаты опроса граждан (слайд 15). Какие выводы можно сделать? (ответы детей).
Расходы и доходы семьи складываются в понятие семейный бюджет (слайд 16). Бюджет есть и у государства. Принципы формирования бюджета семьи и государственного бюджета идентичны. А как вы думаете, влияет ли состояние семейного бюджета на бюджет государства? (ответы детей, подкрепленные аргументами). А сейчас я предлагаю вам составить бюджет своей семьи и даю вам на эту работу пять минут (составление и анализ семейных бюджетов).
Факторов, влияющих на состояние семейного бюджета, множество. Одним из них является инфляция. Давайте вспомним определение понятия инфляция (ответы детей). Влияние инфляции на экономику семьи негативно, т.к. общий рост цен и падение покупательной способности денег обесценивают доходы семьи (слайд 17). Вспоминаем, что такое покупательная способность (ответы детей). Обесценивание семейных доходов ведет в свою очередь к резкому росту разницы между реальными и номинальными доходами. То есть, если цены растут, чем заработная плата, то это может привести к дефициту семейного бюджета, то есть превышению расходов над доходами. А это влияет и на экономические процессы, происходящие в государстве. Как вы думаете, в чем выражается это влияние? (ответы детей). Таким образом, снижается спрос на товары, а, значит, снижаются доходы производителей, что ведет к снижению объемов производства и сокращению доходов в государственный бюджет (слайд 18). Эту цепочку можно продолжить.
От инфляции люди страдают по-разному, в зависимости от того, чем они занимаются и какие заработки получают. С этой точки зрения все семьи можно разделить на две основные группы: ( слайд 19) семьи с фиксированными доходами и семьи с переменными доходами. В первую группу попадают семьи, чьи доходы не зависят от трудовой активности, т.е пенсионеры, инвалиды, студенты, и люди, получающие доход из средств государственного бюджета: армия, правоохранительные органы, образование, медицина. Во вторую группу входят семьи, которые могут менять уровень трудовой активности, т.е это в основном частные предприниматели и работники производственных отраслей, доходы которых зависят от производительности труда. Как вы думаете, представители какой группы больше страдают от инфляции? (ответы детей).
Инфляция приводит не только к сокращению доходов и повышению расходов, но и ударяет по сбережениям людей. Что же происходит? (ответы детей). Именно это и произошло в 1992 году, когда сгорели все сбережения, хранящиеся в сбербанках (слайд 20). За год цены выросли в 26 раз, обесценив средства, копившиеся годами. Следствием этого стало резкое повышение уровня бедности в нашей стране. Как вы думаете, что должно делать государство, чтобы оградить семейный бюджет от влияния инфляции (слайд 21)? (ответы детей).
Вот примеры того, что положение дел в семейной мини-экономике в конечном счете определяет состояние экономики страны в целом (слайд 22). Поэтому управление страной можно признать разумным только в том случае, если государство постоянно держит в своем поле зрения события в мире семейной экономики и предотвращает в нем развитие опасных или неблагоприятных процессов.
4. Закрепление изученного материала.
Что ж, думаю, на главные вопросы нашего урока мы ответили. Давайте еще раз вспомним все основные понятия и термины, с которыми мы познакомились сегодня. Я предлагаю вам сыграть в игру «Снежный ком». Прошу выйти к доске тех, кто уверен в своих силах и знаниях (участникам игры предлагается по очереди называть понятия и термины, относящиеся к теме; тот, кто не может продолжить свою очередь, выбывает. Победитель получает оценку за урок). С понятиями вы справились, а вот справитесь ли с определениями этих понятий в следующей игре, которая называется «Перевертыши» (слайд 23)(по определению нужно догадаться о каком понятии идет речь; буквы в понятиях переставлены). А сейчас давайте вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока: как влияет экономика семьи на экономику государства слайд 24)? Я прошу вас ответить на него в трех предложениях и поработать в парах (работа в тетрадях; зачитываются несколько ответов).
(слайд 25) Итак, экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства и от того, как государство будет решать основные экономические задачи зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности.
Мне очень понравился урок. Я израсходовала свои знания, но и получила от вас много интересного. А что получили вы? Я предлагаю составить бюджет нашего урока. У каждого из вас на парте есть кружочек. Представьте, что это монетка. Выходя из класса, опустите ее в файл с надписью «Доходы», если вы получили сегодня больше знаний, чем израсходовали, если этот урок был для вас интересен и полезен. А если вы только отдали свои знания, не получив ничего и не узнали для себя что-то новое, опустите свою монетку в файл с надписью «Расходы». Урок окончен.