Конспект урока по Обществознанию «Нужно ли нам право?» 7 класс











Урок обществознания

по теме:

«Нужно ли нам право?»










Учитель истории и обществознания:

Кожевникова Ольга Сергеевна

II категория

МБОУ «Шляпниковская

средняя общеобразовательная школа»









Тема: Нужно ли нам право?


Цель: обобщить знания основных правовых норм и источников, в которых они закреплены.

Задачи:

  1. формирование познавательных умений (добывать материал из разных источников);

  2. развитие творческих способностей, самостоятельности суждений, поисковых умения;

  3. воспитание толерантного поведения во время работы в группе.

Оборудование к уроку, а также необходимые дополнительные материалы: презентация, извлечения из статей Гражданского кодекса РФ, «Закон об образовании», Трудовой кодекс РФ, «оценочный лист», бланки с ситуациями.


Ход урока:

В наше время по телевидению и в прессе освещаются такие ситуации: «…милиционер в нетрезвом виде застрелил в супермаркете несколько человек…».

Ещё такая ситуация: «… врачи отказались госпитализировать тяжело больного ссылаясь на нехватку мест в больнице…» .

«…Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с двумя тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. …» и т.д. Этот список можно продолжать и продолжать. (слайды).

Из всего вышесказанного скажите, пожалуйста, о чем пойдет речь у нас сегодня на уроке? (О правах человека)

— А что такое право?(слайд)

Слово «право» получило свое название от лат. (правда, справедливость), так как право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С древности складывались представления о нормах жизни. Право занимает особое место в системе социальных норм, так как в отличие от других норм, правовые нормы носят общеобязательный характер, закреплены в законах и правовых актах. (слайд)

— Сегодня на уроке мы попробуем с вами в игре определить, насколько вы компетентны в правовом отношении, насколько вы знаете свои права обязанности. И попытаемся ответить на вопрос «Нужно ли нам право?».


Объяснение правил.

— Вы, расселись за столы и объединились в группы в зависимости от взаимной симпатии. И имеете на это право.

Любая группа предполагает наличие лидера. Вам нужно выбрать лидера, который будет ответственен за работу группы. В его обязанности также будет входить ведение оценочного листа.

— На каждую команду выдаю оценочный лист. На этом листе за каждое задание вы сами себе будете ставить баллы (надеюсь на вашу сознательность). Критерии оценивания, прописаны у вас в листе. (Приложение 1)


— Символом права является богиня Фемида, в руках у которой находятся весы. Весы символизируют меры справедливости вины и невинности.

1. Задание

Каждый человек должен знать свои права, чтобы выйти без каких либо проблем из той или иной ситуации, но мы должны знать и свои обязанности. Вам, в первом столбике нужно написать ваши права, а во втором ваши обязанности. (Приложение 2) (3 минуты)

Проверяем по очереди сначала права, а затем обязанности. За каждый правильный ответ вы ставите себе по одному баллу. Если право повторяется у других команд, то его нужно вычеркнуть и бал за него вы не получаете. (Ответы учащихся)

А скажите, пожалуйста, где прописаны права ребенка (Конвенция о правах ребенка)


2. Задание

В правовой системе нужно знать ещё и термины, которые вы можете использовать в свою защиту

— на каждую букву слова «ПРАВО» я каждой группе по порядку буду называть правовой термин. Вам нужно будет, не раздумывая, назвать определение. Если команда не говорит правильный ответ, то право переходит той команде, которая первая подняла руки и назвала правильное определение, с получением дополнительного балла.


Понятые – люди которые присутствую при изъятии улик.

Преступление- общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законам.

Проступок – менее опасное деяние

Ребенок – лицо не достигшее 18 лет

Родители – законные представители

Равноправие – обладание равными правами всех членов общества

Арест – лишение свободы

Административная ответственность – ответственность которая, подразумевает штраф, принудительные работы, лишение свободы на недлительный срок

Адвокат – защитник обвиняемого в преступлении

Воровство – изъятие незаконным путем чужого имущества

Взятка – денежные средства или вещь данная в замен выполнения просьбы

Вина — отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям.

Обыск — следственное действие, направленное на получение доказательств по уголовному делу.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве О. в установленном законом порядке.

Осужденный — по исправительно-трудовому праву лица, в отношении которого приговор, вынесений судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом.



3.задание

— В начале нашего урока я уже говорила о том, что правовые нормы в отличие от других норм закреплены в законах и правовых актах, т.е. в письменных источниках – кодексах. Существуют такие кодексы: административный, трудовой, семейный, и т.д.

Работая со статьями кодексов, нужно определить, какие нарушения показаны в определенных ситуациях. (Приложение 3) (5 минут):

  1. На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги (трудовой кодекс ст.96)

  2. Ивану 16 лет, он обучается в профессиональном училище. При получении первой стипендии ему поставили условие, что он не имеет права её тратить без разрешения родителей (гражданский кодекс ст.26)

  3. У Надежды умерла бабушка. После её смерти остался домик в деревне, который при жизни бабушки являлся её собственностью. Подруга бабушки, которая жила вместе с ней заявила Надежде, что вступить в наследование домом Надежда может только лишь через несколько месяцев, после того как женщина найдет себе подходящее жильё (гражданский кодекс ст.1114)

  4. Ученица 6 класса не посещала длительное время учебные занятия в школе. Когда классный руководитель вызвал мать девочки в школу, то она заявила, что ей лучше знать, нужно её ребенку ходить в школу или не нужно (закон об образовании ст. 52.п.2)

  5. Семья, приехавшая из Чечни приобрела квартиру в доме, на соседней со школой улицей, и пришли на прием к директору с просьбой о приеме их ребенка в 7-й класс. Директор школы отказывает им в приеме, аргументируя : «В школе учатся русские не могу вас принять !» (закон об образовании ст. 5. п.1)

  6. При устройстве на работу 17 летнему подростку установили испытательный срок на месяц (трудовой кодекс ст.70)

На каждую группу даны по 2 ситуации и ксерокопии некоторых статей. За каждый правильный ответ по одному баллу(3 минуты).


4.Задание

— нарушение права и не соблюдение обязанностей, может быть, вы этого даже не замечали, присутствуют и в сказках. Я буду группе задавать вопрос по сказке, а ваша задача найти, в чем выражается нарушение права. Если команда затрудняется ответить, то отвечает та команда, которая первая поднимает руки и получает за это дополнительный балл.



1.     Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2.     Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…. (личную неприкосновенность)

3.     Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

4.     Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

5.     Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

6.     В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

7. Какое право нарушила лиса в сказке «Колобок» когда его съела …(жизнь и личную неприкосновенность)

8. Лиса, выгнав зайца из его избушки в сказке «Заяц и лиса» нарушила право … (неприкосновенность жилища)

9. Какое право нарушила мышка в сказке «Курочка Ряба», когда уронила яйцо… (на неприкосновенность частной собственности)

5.Задание

— Давайте представим, что правил все-таки не стало, наступило полное безвластие…. Представили?

Так вот последнее пятое задание у нас будет творческое. Вам нужно будет обыграть определенную ситуацию, которая может произойти в обществе, в котором отсутствуют правила поведения (5 минут).

Вам дается право самим оценить этот конкурс, но нужно аргументировать, почему вы дали такую оценку. По каким критериям должно быть оценивание прописано у вас в оценочном листе. (Артистичность, участие всей группы, актуальность данной темы) Но как в любом законе здесь есть ограничение — оценка должна быть не выше 5 баллов.

Итак, мы с вами закончили игру. Нужно подсчитать баллы и определить, какая же из групп наиболее компетентна в правовом вопросе.

Вывод:

— Нужно ли нам право? (да)

— Для чего? (чтобы не происходило никаких конфликтных ситуаций)

— но нужно чтобы соблюдали не только права, но и …. обязанности.

— Что может произойти, если не соблюдать правил, которые, прописаны законом? (Слайд)

Каждый человек творец своей судьбы, и выбирая преступный образ жизни, он обделяет себя духовно и вынужден жить в условиях постоянного страха и ненависти.

Уважая чужие права, человек не встанет на путь преступления.

Итог:

— Надеюсь, что с нашего урока вы с собой унесете не только то, что нужно знать свои права, но и соблюдать обязанности которые налагает на вас общество.

























Приложение 1



Оценочный лист



Название задания

Критерии оценивания

Фактический балл

1

Мои права и обязанности

За каждое правильно названное право и обязанность гражданина по 1 баллу


2

Правовые термины

За каждое правильно названное определение по 1 баллу


3

Правовые источники

За каждое правильно названное нарушение в ситуации по 1 баллу


4

Сказочные ситуации

За каждый правильный ответ по 1 баллу


5

Безвластие

Максимум 5 баллов

(критерии оценивания: артистичность, участие всей группы, актуальность данной темы)


итого









Приложение 2


Мои права

Мои обязанности














































Приложение 3

  1. На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги

  2. Ивану 16 лет, он обучается в профессиональном училище. При получении первой стипендии ему поставили условие, что он не имеет права её тратить без разрешения родителей.



  1. У Надежды умерла бабушка. После её смерти остался домик в деревне, который при жизни бабушки являлся её собственностью. Подруга бабушки, которая жила вместе с ней заявила Надежде, что вступить в наследование домом Надежда может только лишь через несколько месяцев, после того как женщина найдет себе подходящее жильё.

  2. Ученица 6 класса не посещала длительное время учебные занятия в школе. Когда классный руководитель вызвал мать девочки в школу, то она заявила, что её лучше знать, нужно её ребенку ходить в школу или не нужно.



  1. Семья, приехавшая из Таджикистана приобрела квартиру в доме, на соседней со школой улицей, и пришли на прием к директору с просьбой о приеме их ребенка в 7-й класс. Директор школы отказывает им в приеме, аргументируя : «Школа русскоязычная не могу вас принять !»

  2. При устройстве на работу 17 летнему подростку установили испытательный срок на месяц.















Источники:

  1. Л.Н. Боголюбов Обществознание Практикум 2009 г М.П.

  2. М.Н. Чернов Настольная книга учителя истории 2006г. И. «Эксмо»

  3. https://rudocs.exdat.com/docs/index-72298.html

  4. https://schoolgoligino.edusite.ru

  5. https://festival.1september.ru





Свежие документы:  Выбор профессии. Профессии родителей 7 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: