Константиновская общеобразовательная школа
Урок по обществознанию в 8 классе по теме:
«Права детей»
Учитель: Новокшонова Н.С.
2014 г.
Правовая грамотность – залог успеха
Яценко Н.А.
Тема: Права детей.
Тип урок: Урок-повторение.
Цели:
— ознакомление с содержанием «Конвенции о правах ребёнка»;
— формирование умений работать с различными источниками, извлекать из них информацию;
— совершенствовать навыки монологической речи и введения диалога,
— развивать внимание и память, логическое мышление;
— воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям,
— учить работать в группе.
Оборудование: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: повторение изученного материала.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята!
2. Сообщение темы, целей урока
Учитель. Я предлагаю послушать стихотворение неизвестного юного поэта. (Ученик зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока).
Я – ребёнок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Сообщение темы урока: Права ребёнка.
3. Актуализация знаний учащихся
3.1. II. Игра «Словесные ассоциации».
Прежде чем дать определение понятию «права человека», школьники должны подумать о значении данного словосочетания. Варианты ответов могут быть разными: права, данные природой, Богом; моральные права и т.п.
Учитель, написав на доске слова «права человека», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации. На доске составляется список («ассоциативный ряд») соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что права человека — это: совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать;
3.2. III. Игра «Идеальное общество».
Учитель объявляет условия игры: для того, чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан.
Класс разбивается на группы по 5—6 человек. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными. Когда все группы обучающихся представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.
Проблемный вопрос:
Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?
Учитель: В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.
Какие международные договоры о правах человека вы знаете?
— Всеобщая декларация прав человека (10.12 1948). Принята Генеральной Ассамблеей ООН.
— Конвенция о правах ребенка (20.11.1989) 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на территории СССР.
4. Первичное закрепление изученного материала
4.1. Практическая работа(Класс разбивается на группы. Учитель раздает карточки, на которых написаны задания — ситуации, в которых нужно разобраться учащимся).
1 группа.
А) Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё». Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.
Б) Кто несёт ответственность за получение ребёнком среднего образования – родители или школа?
2 группа.
А) Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет. Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.
Б) Может ли ребёнок заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы его аттестовали и выдали аттестат?
3 группа.
А) Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери?
Б) Могут ли ребёнка не допускать к занятиям, если его родители не пришли в школу по вызову администрации?
4.2. «Сказка – ложь, да в ней намёк»
Группам предлагаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Ребятам нужно выяснить какое право сказочного героя нарушено?
1 группа.
— Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…
— Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что — Буратино воспользуется своим правом на…
— Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…
2 группа.
— Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на …
— Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…
— Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…
3 группа.
— В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…
— Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…
— Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…
5. Рефлексия.
VII. Учебная игра с проблемным заданием «Как вы думаете?»
Игра с карточками.
— В этом разделе вам нужно решить, существуют ли действия по отношению к человеку, которые нельзя совершать ни при каких обстоятельствах.
Учитель раздаёт ученикам карточки со словами: «Всегда» (красного цвета), «В большинстве случаев»(синего цвета), «В некоторых случаях»(зеленого цвета).
Далее учитель называет перечисленные ниже фразы, а ребята поднимают карточки со словами «Всегда» (красного цвета), «В большинстве случаев»(синего цвета), «В некоторых случаях»(зеленого цвета).
« Правовая игра».
Нельзя убивать.
Нельзя пытать.
Нельзя содержать рабов
Достигнув определенного возраста, человек может жениться на ком пожелает
Люди могут говорить и писать то, что хотят.
Ко всем нужно относиться одинаково, независимо от их пола, внешности, возраста или страны, из которой они приехали.
Люди, находящиеся в тюрьме, должны знать, почему их там держат.
Людям разрешается критиковать свое правительство.
Люди могут разговаривать и встречаться с любым человеком.
Нельзя человека заставить работать.
Люди могут путешествовать и покидать свою страну, если захотят.
Частные письма нельзя читать, а разговоры подслушивать.
Люди могут иметь или не иметь религиозные убеждения.
Итог игры. Учащиеся делают вывод о значении Всеобщей Декларации прав человека.
Учитель сразу может сделать вывод: кто отлично усвоил пройденный материал. — Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Но главное, что каждый из вас должен помнить: Конвенция определила не только ваши права, но и обязанности перед обществом.
7. Итог урока. Выставление отметок. Общая оценка классу за урок.
8. Домашнее задание.
Памятка «Где можно защитить свои права». Составьте список организаций в нашем городе, где могут помочь детям в случае нарушения их прав.