Тема урока: Работа с материалами в СМИ и их использование при написании эссе. (2часа)
Цели занятия:
Предметная— на основе материалов газетных публикаций , рассмотреть примеры негативных взаимоотношений политической власти и общества , а также возможные варианты изменения ситуации в лучшую сторону, по мнению авторов статьи.
Метапредметная:1. Продолжить обучение навыкам работы с текстом, находя в нем главную мысль и содержание,2. Умению анализировать разные точки зрения ,3. Разделять их или не соглашаться с ними , аргументируя свою позицию.4. Учиться сотрудничать со сверстниками. 5, Устанавливать причинно-следственные связи. 6. Учить навыкам использования прочитанной в СМИ информации при написании эссе. 7. Учить логично и последовательно излагать свои мысли в письменной форме.
Личностная: 1. Способствовать определению своего отношения к изучаемой проблеме.
2. Учить формулировать свое суждение по данной теме .
Содержание занятия.
Учитель разъясняет последовательность предстоящей работы:
Изучение содержания статьи в газете «Аргументы и факты» — « Утечка мозгов и бегство капитала» № 41 , октябрь 2013г. ( интервью В. Ачкасова, заведующего кафедрой международных политических процессов факультета политологии СПбГУ) и мнение В. Козловского, профессора Петербургского университета)
Ответы на вопросы по содержанию.
Определение своих позиций и мнений.
Определение содержательной линии обществознания, к которой можно отнести материал публикации.
Перечисление понятий, терминов, обществознания, которые можно применить к данной статье.
Написание эссе ( на втором уроке занятия).
Тема:
«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство»
( Вольтер)
Возможные варианты ответов | |
Какой проблеме современной жизни России посвящена статья? | Эмиграция населения за рубеж на постоянное место жительства. |
Какие в процентном отношении данные говорят о том , что это действительно проблема? | 20% населения страны. |
Какие категории населения уезжают? | Успешные молодые люди , с высшим образованием, востребованные профессионалы. |
Какие причины эмиграции перечисляются в статье. Затронула ли вас эта тема и почему?
Что нужно сделать ,по мнению Валерия Ачкасова, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону?
| Ухудшение условий для ведения бизнеса, которые вынуждают нарушать закон и быть преследуемым в России, тотальная коррупция. Отчуждение власти от народа, 70 % населения получают доходы ниже среднего уровня
.Поменять способ распределения бюджетных средств, создать мотивацию для экономического развития регионов, слезть с «сырьевой иглы», создать экономику знаний,»построить « институты гражданского общества, способные оппонировать власти и ее контролировать. |
Каково мнение социолога Владимира Козловского о российской эмиграции? | Считает , что без знания языка большинство эмигрантов трудятся уборщиками, сиделками, мойщиками посуды. Лучший патриот – это русский эмигрант, который тоскует по Родине. |
Что по его мнению должно делать государство в условиях эмиграции населения? | Не мешать тем людям , которые готовы работать и менять жизнь к лучшему и самостоятельно стоять на ногах.
|
Обучающиеся определяют, что содержание статьи имеет отношение к темам:
. «Функции политической системы»
Какие из них нуждаются в корректировке ,согласно мнению автора статьи?
Распределение материальных ценностей
Обеспечение стабильности общественного строя.
2. «Внутренние функции государства»
Несовершенство осуществления каких из них приводят к таким последствиям?
Экономическая функция-государство регулятор экономических отношений.
Социальная функция- социальная поддержка и обеспечение граждан.
3.» Гражданское общество и государство.»
Какая из четырех предпосылок гражданского общества отсутствует в нашем обществе, что способствует эмиграции населения?- Ответ: средний класс, удельный вес которого остается низким.
Гражданское общество- необходимая демократическая прослойка между человеком и государством, не позволяющая узурпировать власть и превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.
Таким образом, при написании эссе :» Недостаток не в деньгах , а в людях и дарованиях делает слабым государство» могут использовать три обществоведческих темы:
« Функции политической системы»
«Внутренние функции государства»
« Гражданское общество и государство»
30 минут дается на написание эссе .
Работы сдаются учителю .
На следующем уроке обсуждаются результаты , выявляются ошибки.