Конспект урока по Обществознанию «Семья – спасительная гавань…» 11 класс

МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»












Открытый урок

«Семья – спасительная гавань…»

11 класс, обществознание









Подготовила:

учитель истории и обществознания

МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Берикова Н.Б.










Яшкуль

Учитель истории и обществознания

Яшкульской многопрофильной гимназии

Берикова Н.Б.

Семья – спасительная гавань…

Урок рассчитан на 1 час, II концентр 11 класс.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

— показать роль семьи в жизни человека

— определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире;

— рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства

Развивающие: создать учащимся условия для совершенствования навыков умений работать с дополнительными источниками информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к своей семье, осознания важности и ценности семьи

План урока:

Что такое семья?

Проблема семейных отношений

Тенденции развития семьи.

Семья и государство.

Тип урока: урок – размышление в форме презентации POWER POINT по заданной теме

Оборудование:

Компьютер и проектор, интерактивная доска, видеоролик, учебники, таблицы, информационные листы к уроку, презентация POWER POINT по заданной теме

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 42 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы

Основные понятия: семья, любовь, брак, нуклеарная семья, традиционная семья, партнерская семья.


Эпиграф к уроку: «Наша главная задача – вернуть российской

семье тот авторитет, который она имела в

начале прошлого века» Д. Медведев.

Домашнее задание.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. В.В.Путин объявил год 2008-годом семьи. Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья это показатель нравственности общества. В семье соблюдаются определенные нравственные требования. Конечно, тема «Семья» очень обширная, объять необъятное невозможно. Поэтому я хотела бы на уроке выделить определенный аспект данной темы: семья как важнейший социальный институт и один из основных факторов социализации личности. Семья, род, государство – таковы приоритеты в развитии нации. Надо вернуть понимание того, то семья и род – это системообразующие начала нации. Недаром Конфуций сказал, что в государственном устройстве есть три категории долга: высший долг – по отношению к близким родственникам,семье; второй долг, ниже рангом – по отношению к роду; третий еще ниже – по отношению к государству. Как вы думаете, почему этот год объявлен Годом семьи. Вам не кажется, что мы что-то утрачиваем… Семья перестала быть ценностью?

Какой же современные дети видят свою будущую семью? Предложить учащимся рисуночный экспресс- тест «Моя будущая семья»

Возрождение авторитета семьи – основная цель проведения в нашей стране Года семьи.

«Наша главная задача – вернуть российской

семье тот авторитет, который она имела в

начале прошлого века» Д. Медведев.

Давайте на несколько минут окунемся в историю, просмотрим с вами фильм «Подвиг любви и долга», обсудим, что было важным в семье в те времена и вернемся ко дню сегодняшнему.

. Просмотр фильма «Подвиг любви и долга» После просмотра фильма обсуждение:

— Как жены декабристов понимали, что такое семья?

— Как вы думаете, поступок жен декабристов семейный долг или жертвенность?

Мини – дебаты.

1. «Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности» (Н.А. Бердяев)

2.«Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого». ( Виктор Кротов)


Через какие-то 1,5 месяца вы ребята выйдете в большую жизнь. Кто-то будет учится, кто-то пойдет в армию, а кто-то поспешит создать свою семью. А как вы понимаете понятие «семейный долг»?


Вывод: Тесные семейные связи с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношений к окружающим есть нравственный долг.

Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий, Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребенок. А мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Это красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое это красота? Как вы думаете, ребята?

Это любовь! Именно она соединила судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь детям. И именно благодаря любви создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!»

Учитель: Хотите быть счастливыми? Будьте им! А что для этого надо? Совсем немного… Что такое счастье? Все по-разному его себе представляют. Вот, ребята, каждый человек на земле хочет быть счастливым, но каждый ставит условия. Одному для счастья нужна машина, другому образование, третьему дом.

Для одних это — душевное равновесие, согласие с самим с собой, гармония, одухотворенность. И конечно, в первую очередь уметь прощать, уметь любить, превращать черное в белое, обладать чувством юмора, радоваться жизни. Вот ребята, смотрите, родился человек. Что нужно для счастья этого ребенка, всего лишь глоток материнского молока.

I. Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

Свежие документы:  Сценарий театрализованного урока обществознания в 6 классе по теме: «Рынок»

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но увы… Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

— Что же такое семья?

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей. И как социальный институт.

Семья как малая группа — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентириющих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.

Семья это основанная на эмоциональной близости семейные отношения, способствующие заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых детей и стариков

Задание учащимся: Вспомните основные функции семьи

Ученики определяют функции семьи, озвучивают их.

Запись на доске в виде схемы:

Репродуктивная

Воспитательная

Хозяйственно-экономическая

Эмоциональная (Психологическая поддержка и защищенность всех членов семьи)

Первичный социальный контроль

Предоставление определенного социального статуса

Говоря о защитной функции семьи я хотела обратить ваше внимание на великое педагогическое творение народа как колыбельная песня.

Колыбельная песня мамы остается с ребенком в его сердце на всю жизнь. Ребенок, уже будучи взрослым, вспоминает нежное прикосновение мамы, мягкий ласковый голос. А какие колыбельные пели вам ваши мамы?

Я неспроста задала этот вопрос. Как правило, чаще всего упоминалась песня «Баю-баюшки, баю, не ложись на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок» В приведенных текстах как правило, отсутствует психологическое снятие опасности. Опасность называлась, конкретизировалась (например, «придет серенький волчок и укусит за бочок»), но средства защиты ребенка от этой конкретизированной опасности не указывались. Это связано с тем, что родители воспроизводили неполный текст данной колыбельной песни. Лишь немногие родители смогли воспроизвести полный текст старинной колыбельной песни, которая заканчивается словами: «А я волка догоню и Ванюшку заберу, спать с собою положу». Другими словами, большинство родителей запускали очень сложный древний механизм этнической защиты не доводя его до логического завершения.

Текст колыбельной песни, обращенный к ребенку, должен быть предельно приближен к народному варианту, поскольку любая современная интерпретация убирает из колыбельных песен главную их функцию: защиту ребенка от опасностей внешнего мира. Колыбельные песни являются теми моделирующими текстами, в которых ребенку дается смысловая схема пространства мира. Обратимся к литературной обработке народного жанра и попытаемся сделать анализ колыбельной песни (С. Лурье)

По камням струится Терек, Общая тревожность

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег, Опасность называется, конкретизируется.

Точит свой кинжал.

Но отец твой-старый воин, Указывается средство защиты от опасности

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен, Опасность снимается психологически.

Баюшки – баю.

Сам узнаешь, будет время, Стереотипы закрепляются, задается

Бранное житье; алгоритм собственного действия.

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

М.Ю. Лермонтов. Казачья колыбельная песня.

А теперь для сравнения возьмем текст калмыцкой колыбельной песни.

Задание учащимся: проаналируйте и сделайте выводы.

Арчад орксн альмн болгсн Ты наше яблочко наливное,

Буувлдя, Буувлдя, Буувлдя, Буувлдя,

Аав-ээждэн баран болгсн Ты наша помощь и опора,

Буувлдя, Буувлдя. Буувлдя, Буувлдя,

Акт кулгин эзн болсн Ты наш славный богатырь,

Буувлдя, Буувлдя, Буувлдя, Буувлдя,

Ээмгин улстан зог болгн Ты наша гордость и слава рода

Буувлдя, Буувлдя… Буувлдя, Буувлдя

Вывод: В одной из самых распространенных калмыцких колыбельных повторяется имя ребенка «Буувлдя, Буувлдя». Однотонное, нежное повторение действует на малыша успокаивающе, усыпляет, при этом ребенок восхваляется и подчеркивается его самоценность.

Колыбельная песня – это семя поэзии, посеянное матерью в чувствах и мыслях ребенка. Через песню, через родную речь, мать проникает глубоко в его дух и тело.

Во всех случаях, когда знания или опыт передаются по примеру или посредством устной речи, мы имеем возможность наблюдать народную педагогику в действии. Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений внутри семьи. И это отчетливо проявляется в трех главных принципах этнопедагогики.

Культ матери (начало рода) Мать в семье – первый носитель национального менталитета, культуры своего народа.

Культ ребенка ( продолжение рода) «Без ребенка в семье нет счастья»

Культ предков ( продолжение традиций)

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о них, но они, помимо воли, часто определяют его поступки.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители – пример тому. (Себастьян Брант)

II.Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Сегодня много говорится о проблемах семьи и детства, приводятся статистические выкладки о нежелании супружеских пар иметь хотя бы одного ребенка, об отказе от рожденных детей, о телесных наказаниях и других формах жестокого обращения, о бегстве детей из дома и беспризорности. Все это влияет на представления детей о семье, ее роли в жизни человека, наконец, на то, какой будет российская семья через пятнадцать-двадцать лет.

В каждой семье есть свои семейные нормы, то есть правила взаимоотношений между ее членами. Но, к сожалению грубость процветает во многих семьях. Но не только грубость во всем виновата. Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей или групп людей, связанные с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи.

Известный российский социолог И. Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. Сегодня на нее обрушились четыре джина, свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами и обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с тещей или свекровью, несправедливость в распределении семейных обязанностей (бытовой паразитизм мужа) и бытовое хамство (неумение выходить из конфликтных ситуаций)

Часто в молодых семьях на повестке постоянно стоит вопрос: кто в доме хозяин? Так ли уж важен однозначный ответ? Может быть, стоит вместо него всегда помнить о моральной ответственности и почаще задавать себе вопрос: как помочь самым близким и родным людям? В атмосфере взаимной заботы вопрос о первенстве решится сам собой. Глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них. Главное – научиться уступать друг другу.

Свежие документы:  Как защититься от несправедливости

Немаловажную роль играет психологический климат семьи, который определяет самочувствие в семье (настроение, психологический комфорт) Это самочувствие зависит от отношений меж членами семейного коллектива. Именно отношения заботы, внимания и сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь друг другу. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям.

Семья, как особая малая группа, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. (Звучит песня «Погода в доме» как фон)

С какими чувствами у вас ассоциируется семья? Есть такое выражение: семья – свет в окне дома. Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает он у вас? Радость, что тебя ждут? Слезы облегчения: «Ну, вот я и дома». Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?» Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»

Очень хочется узнать ваше мнение. Очень скоро возможно кто-то из вас станет мамой или папой и будет зажигать свет в своих окнах.

III. Учитель. Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Переживает ли современная семья кризис?

Анализ результатов рисуночного экспресс-теста «Моя будущая семья» Какие же общие тенденции выявились при помощи рисуночного теста?

  1. Обнаружилась четкая зависимость образа будущей семьи от его настоящей семьи – атмосферы, состава семьи, ролей

  2. Равноправие и даже некоторый унитаризм между мужем и женой. На рисунках муж и жена изображены в одинаковых позах, одного роста. На некоторых рисунках муж и жена даже одинаково одеты – в костюмы, не подчеркивающие их полового различия (брюки, куртки)

  3. Однако имеет место и тенденция соблюдения семейных ролей и разграничения полномочий мужа и жены: почти на всех рисунках мать нарисована рядом с детьми, а отец несколько отстранен от них.

  4. Между тем выяснилось модель будущей семьи: наиболее часто дети изображают нуклеарную семью, в которую не включены никакие члены семьи, кроме родителей и детей. Типичная семья в глазах ребенка – два родителя с одним или двумя детьми, живущими в загородном доме и имеющие автомобиль.

  5. Тот факт, что дети не включают третьего поколения в свою будущую семью, раскрывает характерную для современной семьи проблему – слабую связь между родителями и детьми, возможные конфликты и разногласия. И главное неприятие индивидами своих родителей как членов собственной будущей семьи.

6) Для значительной части детей семьей считается уже пара из одного родителя и ребенка, причем авторами таких рисунков не всегда являются дети из неполных семей. Это говорит о том, что брачные отношения у детей слабее ассоциируются с понятием семьи, чем отцовство или материнство. Иными словами, главная черта, характеризующая семью для детей, принявших участие в исследовании, — это наличие детей у одного или обоих родителей. Вместе с этим, как показывает исследование, дети не видят свою семью многодетной – только на двух рисунках изображено больше двух детей.


Состояние современной семьи и тенденции ее развития:

— Все более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни.

— Уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах.

Работа в группах: (интерактивная доска)

1-я группа. Укажите положительные последствия возрастания участия женщин в общественной жизни.

2-я группа. Укажите отрицательные последствия активного участия женщин в общественной жизни.

По результатам работы оформляется таблица:

Рост социальной активности женщин


Положительные последствия

Отрицательные последствия

— Активно занимаясь профессиональной деятельностью, женщина обретает экономическую самостоятельность, удовлетворяет свою потребность в индивидуальном развитии и самореализации.

— Развитие многих отраслей (образование, медицина, сфера услуг) сегодня невозможно без использования женского труда.

— Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.


— Самостоятельная женщина в более позднем возрасте вступает в брак и не склонна иметь много детей.

— Занятая на производстве и в других общественных сферах, женщина уделяет меньше времени мужу и детям. Это ослабляет семейные контакты.

— Увеличение своих домашних обязанностей муж может воспринимать как подрыв собственного положения в семье и обществе. Это нередко становится почвой для семейных конфликтов.

— Попытки женщины совместить профессиональную и общественную деятельность с семейными обязанностями могут обернуться для нее двойным бременем.


Как вы думаете, в чем проявляется кризис семьи?

Кризис семьи проявляется:

— в росте числа разводов;

— в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;

— во взаимном отчуждении членов семьи;

— в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;

— в увеличении числа неполных семей..

Кризис семьи отражает:

— крушение семьи как социального института;

— временные трудности, которые будут пережиты;

— постепенный переход к новой форме семьи.

Говоря о переходе к новой форме семьи, подразумевается так называемая партнерская семья. В такой семье домашние обязанности распределяются справедливо, существует взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.

Очевидно, что переход к такой семье требует необходимых условий.

Вопрос: Какие именно условия требуются для перехода к партнерской семье?

Обсуждение в классе.

Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы.

Гражданский брак: «за» и «против»

1-я группа. Укажите положительные стороны гражданского брака

2-я группа. Укажите отрицательные стороны гражданского брака

Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

Отрицательные стороны гражданского брака

— Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни

— Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

— Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются

— Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

Они лишены определенного социального статуса.

— Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

— Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

IV. Как вы думаете, ребята, должно ли государство вмешиваться в семейные отношения?

— Что вы знаете о нормативно-правовых актах регулирующих семейные отношения?( Приложение )

— Что же делает наше правительство, чтобы повысить авторитет семьи?

— Должны ли быть льготы для многодетных семей или членов неполных семей?

— Ощущаете ли на примере своей семьи помощь со стороны государства. В чем она выражается?

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Справка: Источники семейного права.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Это, с одной стороны, позволяет обеспечивать единообразие семейного законодательства, а с другой стороны – учесть местные обычаи и особенности, существующие в регионах. Согласно ст. 3 СК РФ семейное законодательство стоит из СК РФ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним, а также из ряда законов субъектов РФ. Помимо СК РФ ряд норм семейного права содержится в ГК РФ, нормативно-правовых актах Правительства РФ и указах Президента РФ. В соответствии с Конституцией международные договоры РФ являются частью ее правовой системы.

Задание учащимся: составьте иерархию источников семейного права: Семейный кодекс, Гражданский кодекс, указы Президента РФ, Конституция РФ, международные договоры, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ.

нормативно-правовые акты Правительства РФ

Мозговой штурм:

— Почему столь живучим оказался институт семьи?

— Зачем человеку семья?

— Что семья дает человеку?

— Что семья дает государству?

Ответы учащихся суммируются на доске в виде таблицы. (интерактивная доска)

Что семья дает человеку?

Что семья дает государству?

— Защиту;

— взаимопомощь;

— покой;

-продолжение рода;

— уважение;

— любовь;

— тепло и пр.

— граждан;

— защитников;

— работников;

— налогоплательщиков.

К каким выводам важно подвести учащихся? Семья важна и дорога каждому человеку. Семья важна и государству. Высшей ценностью для демократического общества является человек. Что важно для человека, должно быть важно и для государства. Именно поэтому семья находится под защитой государства – такой главный вывод.

Вместе с тем семья остается высшей ценностью, и чтобы укрепить ее позиции, правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи, они включают льготы, отпуска для родителей по уходу за детьми. Государственная поддержка семьи приобретает адресный характер, увязывается с доходами семьи.

Как вы думаете, ребята, достаточна ли государственная поддержка семьи? (эпиграф)

Рефлексия.

Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».

1. Семья – это…

  1. Мои родители – это…

  2. Радость в моей семье – это…

  3. Горе моей семьи – это…

  4. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…

Вывод урока: Важной ячейкой общества является семья. Основа семейной жизни – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. В семье – через отношения «Любовь к близким» ребенок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далеким» Через любовь к маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам он научается вообще чувству любви, готовясь полюбить человечество.

Первичные воспитательные влияния семьи, обладая силой импринтинга, заимствуются на всю жизнь, и воспроизводятся в зрелые даже годы уклад семьи, манеры, образ отца и матери, иногда лексикон и отношение к людям.

«Все мы вышли из детства» знаменитое изречение Антуана де Сент-Экзюпери в метафорической форме отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.

Весьма важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру. А теперь, ребята, вернемся к названию урока. Семья – это спасительная гавань… Какой знак мы поставим? ! или …..

«Мой дом – моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья. Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете. (Звучит песня «Родительский дом»)

Спасибо всем участникам урока и помните, пожалуйста, всегда:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!


Домашнее задание: п. 17 или 18

1.Написать пословицы и поговорки о семье (калмыцкие и русские)

2. Выписать определения по теме

3. Написать эссе по одному из высказываний:

«К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» Исократ

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой

«Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга»

О. Бальзак

«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности» Н.А. Бердяев

«Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев


«Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся» А. Монтерлан

«Семья – это кристалл общества» В. Гюго










Словарь урока.

Семья как малая социальная группа – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентириющих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчин и женщин, имеющий целью создание семьи. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.

Нуклеарные семьи — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми

Патриархальная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

Партнерская семья – семья, где домашние обязанности распределяются справедливо, существует взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Кариатида – колонна, опора в здании в виде женской фигуры

Импринтинг – (от англ. отпечатывать, запечатлевать) закрепления в памяти животных на раннем периоде развития отличительных признаков, воздействующих на них внешних объектов, некоторых врожденных поведенческих актов.


11


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: