Методическая разработка открытого урока «Основные понятия уголовного права. Соучастие» 11 Класс

Методическая разработка открытого урока

  • Копылова Ирина Михайловна

  • Предмет право

  • Учебное заведение: ГБОУ школа №580 Приморского района

Санкт-Петербурга

  • Класс: 11

  • Дата проведения: 02.03.2008г.

  • Тема урока: «Основные понятия уголовного права. Соучастие»

  • Ведущая технология: обучение в сотрудничестве

Ожидаемые учебные результаты

После этого занятия учащиеся смогут:

знания:

  • Назвать виды соучастия и объяснить их отличия

умения и навыки:

  • Анализировать казус

  • Различать соучастников в конкретной ситуации

  • Работать с Уголовным кодексом

  • Соотносить конкретный случай со статьей в УК (квалифицировать деяние)

  • Работать в группе

  • Выступать публично

отношения, ценности, внутренние установки

  • Выразить свое отношение к необходимости знания законов, необходимости прислушиваться к внутренним чувствам.

Основные используемые понятия

Соучастие, соучастники, виды соучастия

Статья кодекса, часть, пункт.

Основная деятельность на занятии

Работа в малых ролевых группах («совещание следственной группы») на основе казусов (задание №5); презентация результатов работы на общем совещании «следственной бригады».

Ресурсы к занятию

  • Необходимо заранее подготовить 4 человек – участников инсценировки «Кража в универмаге».

  • Плакат «Анализ казуса».

  • Плакат «ПОПС-формула».

  • Учебник: Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т.2:учебное пособие для 10-11кл. – СПб.,2004.

План занятия:

1. Мотивация.

Инсценировка «Кража в универмаге».

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

3. Введение в новый материал.

4.Интерактивная часть.

Работа в малых ролевых группах («совещание следственной группы») на основе «Дела Соловьева и К »(задание №5); презентация результатов работы на общем совещании «следственной бригады».

  1. Анализ казуса «Дело Соловьева и К ».

  2. Разъяснение задания №5.

  3. Объединение в группы следователей, распределение задания.

  4. Выполнение задания.

  5. Представление результатов.

  6. Заключительные вопросы по упражнению.

5. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Мотивация.

Инсценировка «Кража в универмаге». В инсценировке принимают участие: Первый, Второй, Посторонний (Прохожий), Покупатель.

Первый и Второй перешептываются, потом подзывают Постороннего и просят: «Если кто-то будет сюда идти, махни рукой (можно молча, без слов)».

Посторонний у двери машет рукой (и может уйти). Входит Покупатель с сумками. Второй изображает «сердечный приступ». Покупатель бросает сумки и спешит на помощь Второму. Первый тихо выходит из укрытия, берет сумки и скрывается. Второму становится «лучше». Покупатель обнаруживает пропажу, убегает с криком.

Учитель задает вопросы классу:

  • Что сейчас произошло? (Возможные ответы: преступление, кража, мошенничество.)

  • Все ли участники этого события могут быть наказаны? (Могут быть разные ответы.)

  • Может ли быть наказан случайный участник – прохожий?

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

3.Введение в новый материал.

Учитель просит прочитать пункт 3 ПС №1(Учебник «Живое право т.2, стр.30).Затем просит перечислить виды соучастников и объяснить их отличие. Виды соучастников учитель записывает на доске под номерами:

  1. Подстрекатель.

  2. Организатор.

  3. Исполнитель.

  4. Пособник.

Для закрепления этого материала – работа в парах на основе задания №4 (Учебник «Живое право т.2, стр.31-32). Ученикам дается время (30 сек.) на решение каждого казуса, чтобы пары посоветовались. Затем учитель называет имена героев ситуаций, описанных в каждом пункте задания №4, и просит показать пальцами номер соучастника (количество пальцев – номер соучастника на доске).

4.Интерактивная часть.

  1. анализ казуса «Дело Соловьева и К ».

Ученикам дается время (1мин.) прочитать Дело и, пользуясь плакатом «Анализ казуса», учитель задает вопросы:

  • Какие факты вы можете назвать?

  • Кто участники событий? (При ответах записать на доске имена героев.) Что, когда, при каких обстоятельствах?

  • Какие нормы закона касаются этого дела? (ст.158, 32, 33 УК РФ.)

  • В чем заключается юридический вопрос? (Совершил ли каждый из ребят преступление? Являются ли они соучастниками преступления?)

  1. разъяснение задания №5 учителем:

Анализ казуса мы уже продолжим в ролях следователей. Каждый из нас сейчас превратится в следователя. Мы объединимся в следственные группы, и каждая группа получит от начальника следственного управления, есть от меня, спецзадание по одному из подозреваемых в совершении преступления описанного в «Деле Соловьева и К ».

В течение 7 минут каждая группа следователей должна будет решить: можно ли признать подозреваемого соучастником и каким именно. Затем руководители каждой следственной группы (которых вы выберете) должны доложить на общем заседании следственной бригады результаты своей работы. Доклад должен происходить по плану, описанному на стр. 32, задание № 5. Этот порядок выступления и можно назвать юридической аргументацией своего вывода (или позиции) по делу: сообщение вывода, ссылки на факты и на статьи УК с объяснением, почему вы на них сослались. На стр. 268 учебника вы найдете статьи 32 и 33 УК. Ссылаясь на статью, вы должны назвать не только номер статьи, но и номер ее части (часть статьи – это абзац, который, как правило, обозначен цифрой). Например, если вы доказываете, что кто-то является пособником, ваш ответ должен выглядеть таким образом (следите за мной по заданию №5): «Мы решили, что Иванов является пособником преступления. Согласно части 5 статьи 33УКРФ пособником признается тот-то и тот-то(можно зачитать эту часть). Как видно из материалов дела, Иванов продавал краденое имущество. Продажа краденого – один из признаков пособничества. Следовательно, Иванов является пособником».

Все ли понятно в задании?

  1. объединение в группы следователей, распределение задания.

Ученики объединяются в группы следователей по 4 человека (2 парты). Каждой группе дается имя одного из подозреваемых, которые написаны на доске (Роман, Коля, Вася, Сема).

  1. ученики выполняют задание.

  2. представление результатов.

Каждая группа докладывает свое решение по поводу одного из подозреваемых. Учитель задает уточняющие вопросы:

    • Почему вы так решили. На какую статью, часть статьи вы сослались, какие факты говорят об этом?

Учитель обращается к другим группам:

    • А как бы вы решили? Почему?

  1. заключительные вопросы по интерактивному упражнению:

    • Что было сложного?

    • Какие вопросы трудно решать следователю?

5. Подведение итогов:

  • Что нового ты узнали сегодня?

  • Какие виды соучастия предусмотрены УК РФ?

  • Какие роли соучастников вы знаете? Чем они отличаются? Кто такие подстрекатель, организатор, исполнитель, пособник?

  • Почему важно знать виды соучастия?

  • Какую роль часто выполняют несовершеннолетние при совершении преступлений? Приведите примеры.

  • Как избежать риска стать соучастником? Должна ли учитываться роль соучастников при назначении наказания и каким образом?

  • Какие навыки сегодня мы отрабатывали? Как правильно аргументировать свое решение по делу, применяя статьи закона? Какой порядок аргументации помогает нам?


Список литературы:

  1. Пронькин В.Н., Живое право. Курс практического права. Т. 2 . Учеб. пособие для 10-11 кл. — СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2004.

Свежие документы:  Тест по теме «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: