Правительство Санкт-Петербурга
Комитет образования
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»
« Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО»
Автор: Юн Галина Тюрбеевна,
преподаватель обществознания
Экономического колледжа СПБ
2014год
Пояснительная записка
Стратегия образования российского образования требует новых подходов к формированию знаний, умений и развитию обучающихся. Это находит отражение в ориентации обществоведческого образования на формирование базовых социальных компетенций, усиление его практической направленности.
Актуальной стала проблема подготовки студентов системы СПО к сдаче ЕГЭ, так как результат ЕГЭ по предмету «Обществознание» востребован большим количеством учреждений высшего звена профессионального образования в качестве вступительного испытания по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической и др.
Программа элективного курса « Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО» предназначена для подготовки студентов 1 и 2 курсов к Государственной итоговой аттестации по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена.
Цель элективного курса: усвоение системы знаний о различных сферах жизнедеятельности общества, качественная подготовка к новой форме аттестации ЕГЭ.
Задачи курса:
— повышение предметной компетентности учеников;
— развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
— краткое изложение и повторение курса обществознания;
— формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
— формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;
— воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
— знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением знаний различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
— формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
— психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа элективного курса составлена на основе:
— Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию ( от 05.03.2004 № 1089);
— Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию;
— Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию;
— Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю на I курсе (34часа) и 1 час в неделю на II курсе (34 часа).
Программа курса состоит из трех разделов:
— Особенности ЕГЭ по обществознанию.
— Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
— Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
— работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации ( в том числе ресурсы Интернета);
— критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
— решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Основное содержание
I курс – 34 часа
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
— кодификатор элементов содержания.
— спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ
Информационные ресурсы ЕГЭ.
Раздел 2. Методика решений заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 24 ч.
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществления поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой теста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
II курс – 34 часа.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 32ч.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
— Человек и общество (3 ч.)
— Экономика (10 ч.)
— Социальные отношения (4 ч.)
— Политика (10 ч.)
— Право (5 ч.)
Решение вариантов ЕГЭ
Тест № 1
Тест № 2
Тест № 3
Тест № 4
Тест № 5
Тест № 6
Итоговое повторение и обобщение. – 2 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
— Биосоциальную сущность человека
— Основные этапы и факторы социализации личности
— Место и роль человека в системе общественных отношений
— Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы.
— Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.
— Основные социальные институты и процессы
— Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
— Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
— Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
— Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
— Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
— Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
— Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
— Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.
— Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
— Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
— Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
— Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным программам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.
— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации.
— решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
— ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
— предвидения возможных последствий определенных социальных действий
— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
— оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Тематическое планирование
I курс – 34 ч.
Содержание (тема урока) | Примечание | |
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 9ч. | ||
1. | ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. | Лекция. |
2-4 | Особенности ЕГЭ по обществознанию: | Практическая работа с документами. |
5-6 | Правила заполнения бланков ЕГЭ | Урок-практикум |
7-9 | Информационные ресурсы ЕГЭ | |
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 25 ч. | ||
10-12 | Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий с точки зрения их соответствия современным научным представлениям. | Решение заданий с выбором ответа |
13-15 | Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия. | Решение заданий с выбором ответа
|
16-18 | Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | Решение заданий с кратким ответом |
19-20 | Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя общее понятие. | Решение заданий с кратким ответом |
21-22 | Задания направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми. | Решение заданий с кратким ответом |
23-24 | Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих данному контексту. | Решение заданий с кратким ответом |
25-26 | Задания, направленные на выявление точно находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. | Решение заданий с развернутым ответом |
27 | Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. | Решение заданий с развернутым ответом |
28 | Задание, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений связанных с проблематикой текста. | Решение заданий с развернутым ответом |
29 | Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук | Решение заданий с развернутым ответом |
30 | Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. | Решение заданий с развернутым ответом |
31-32 | Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. | Решение заданий с развернутым ответом |
33-34 | Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых в форме афористических высказываний. | Решение заданий с развернутым ответом |
II курс – 34 ч.
Содержание (тема урока) | Примечание | |
Раздел 3. Тестовый практикум – 33 ч. | ||
1-3 | Решение тематических тестов по темам: | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа |
4-6 | — Экономика | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа Решение заданий с кратким ответом |
7-9 | — Социальные отношения | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа |
10-12 | — Политика | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа |
13-15 | — Право | Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа |
16 -18 | Решение вариантов ЕГЭ |
|
19-21 | Тест № 2 |
|
22-24 | Тест № 3 |
|
28-30 | Тест № 5 |
|
31-32 | Тест № 6 |
|
33-34 | Итоговое повторение и обобщение. |
|
Используемая литература
1. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова , Е.Л. Рутовская – М.: Интелект-Центр, 2009.
2. ЕГЭ-2010: Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.
3. ЕГЭ-2010 открытый банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова – М.: Русское Слово, 2009.
5. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, — М.: Астрель, 2009.
7. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач. / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010
8. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
9. ЕГЭ-2011: Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
3. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
4. http://www.school.edu.ru – российский образовательный портал