Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет образования

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»









Программа элективного курса

« Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО»









Автор: Юн Галина Тюрбеевна,

преподаватель обществознания

Экономического колледжа СПБ



2014год



Пояснительная записка

Стратегия образования российского образования требует новых подходов к формированию знаний, умений и развитию обучающихся. Это находит отражение в ориентации обществоведческого образования на формирование базовых социальных компетенций, усиление его практической направленности.

Актуальной стала проблема подготовки студентов системы СПО к сдаче ЕГЭ, так как результат ЕГЭ по предмету «Обществознание» востребован большим количеством учреждений высшего звена профессионального образования в качестве вступительного испытания по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической и др.

Программа элективного курса « Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО» предназначена для подготовки студентов 1 и 2 курсов к Государственной итоговой аттестации по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена.

Цель элективного курса: усвоение системы знаний о различных сферах жизнедеятельности общества, качественная подготовка к новой форме аттестации ЕГЭ.

Задачи курса:
— повышение предметной компетентности учеников;
— развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
— краткое изложение и повторение курса обществознания;
— формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
— формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;
— воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
— знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением знаний различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
— формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

— психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа элективного курса составлена на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию ( от 05.03.2004 № 1089);
— Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию;
— Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию;
— Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю на I курсе (34часа) и 1 час в неделю на II курсе (34 часа).

Программа курса состоит из трех разделов:

— Особенности ЕГЭ по обществознанию.
— Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
— Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

— работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации ( в том числе ресурсы Интернета);
— критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
— решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.



Основное содержание

I курс – 34 часа


Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:

— кодификатор элементов содержания.
— спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ
Информационные ресурсы ЕГЭ.

Раздел 2. Методика решений заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 24 ч.

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществления поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой теста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Свежие документы:  Урок по Обществознанию "Конституция РФ"

II курс – 34 часа.

Раздел 3. Тестовый практикум. – 32ч.

Решение заданий разного уровня сложности по темам:

— Человек и общество (3 ч.)
— Экономика (10 ч.)
— Социальные отношения (4 ч.)
— Политика (10 ч.)
— Право (5 ч.)

Решение вариантов ЕГЭ

Тест № 1
Тест № 2
Тест № 3
Тест № 4
Тест № 5
Тест № 6

Итоговое повторение и обобщение. – 2 ч.







Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать:

— Биосоциальную сущность человека
— Основные этапы и факторы социализации личности
— Место и роль человека в системе общественных отношений
— Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы.

— Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.
— Основные социальные институты и процессы
— Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
— Особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

— Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
— Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
— Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
— Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
— Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
— Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.
— Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
— Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
— Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
— Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным программам.

Свежие документы:  Рабочая прграмма по обществознанию 11 класс

Использовать приобретенные знания и умения для:

— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.
— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации.
— решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
— ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
— предвидения возможных последствий определенных социальных действий
— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
— оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.



Тематическое планирование

I курс – 34 ч.

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 9ч.

1.

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.

Лекция.

2-4

Особенности ЕГЭ по обществознанию:
— кодификатор элементов содержания
— спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.

Практическая работа с документами.
(Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; спецификация контрольных измерительных материалов по обществознанию.

5-6

Правила заполнения бланков ЕГЭ

Урок-практикум

7-9

Информационные ресурсы ЕГЭ

http://www.fipi.ru
http://www.ege.edu.ru и др.

Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 25 ч.

10-12

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий с точки зрения их соответствия современным научным представлениям.

Решение заданий с выбором ответа
(часть А)

13-15

Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.

Решение заданий с выбором ответа
(часть А)


16-18

Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Решение заданий с кратким ответом
(часть В)

19-20

Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя общее понятие.

Решение заданий с кратким ответом
(часть
B)

21-22

Задания направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми.

Решение заданий с кратким ответом
(часть
B)

23-24

Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих данному контексту.

Решение заданий с кратким ответом
(часть
B)

25-26

Задания, направленные на выявление точно находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.

Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

27

Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

28

Задание, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений связанных с проблематикой текста.

Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

29

Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

30

Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

31-32

Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

33-34

Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых в форме афористических высказываний.

Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

Свежие документы:  Урок по теме «Мой дом - моя крепость»



II курс – 34 ч.

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

Раздел 3. Тестовый практикум – 33 ч.

1-3

Решение тематических тестов по темам:
— Человек и общество

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа
(часть А)
Решение заданий с кратким ответом
(часть В)
Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

4-6

— Экономика

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа
(часть А)


Решение заданий с кратким ответом
(часть В)
Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

7-9

— Социальные отношения

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа
(часть А)
Решение заданий с кратким ответом
(часть В)
Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

10-12

— Политика

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа
(часть А)
Решение заданий с кратким ответом
(часть В)
Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

13-15

— Право

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа
(часть А)
Решение заданий с кратким ответом
(часть В)
Решение заданий с развернутым ответом
(часть С)

16 -18

Решение вариантов ЕГЭ
Тест
№ 1


19-21

Тест № 2


22-24

Тест № 3


28-30

Тест № 5


31-32

Тест № 6


33-34

Итоговое повторение и обобщение.




Используемая литература

1. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова , Е.Л. Рутовская – М.: Интелект-Центр, 2009.

2. ЕГЭ-2010: Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.

3. ЕГЭ-2010 открытый банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.

4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова – М.: Русское Слово, 2009.

5. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.

6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, — М.: Астрель, 2009.

7. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач. / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010

8. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

9. ЕГЭ-2011: Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.

Интернет-ресурсы

1. http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.

2. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

3. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

4. http://www.school.edu.ru – российский образовательный портал







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: