Пояснительная записка.
Основой для преподавания предмета Права (составная часть Обществознания) являются Примерная программа основного общего образования по праву/обществознанию (базовый уровень). Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (раздел Право) в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов.
Учебно-методический комплект по правоведческому курсу данной программы —учебник «Основы государства и права» А. Ф. Никитина. Продуктивная работа с ним подразумевает, как уже было сказано выше, существование у учащихся первоначальных, базовых знаний права (в пределах программ основной школы).
Цель курса — содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях; развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.
Основные критерии отбора материала:
1) востребованность в повседневных ситуациях;
2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);
3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;
4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;
5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;
6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.
Определенное внимание уделяется в программе истории отечественного государства и права. Представляется, что этот материал (отчасти напоминающий и расширяющий сведения по всеобщей и отечественной истории, полученные учащимися ранее) послужит хорошим импульсом для освоения содержания всего курса. Вместе с тем представлен значительный объем актуальных в современных социально-экономических и политических условиях знаний, касающихся прав человека, в том числе избирательного, гражданского, налогового и уголовного права и др.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых политико-правовых объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному выпускнику.
Данный курс дает возможность работы по интегративным курсам обществознания, что должно содействовать общей цели образования в сфере общественных наук — формированию гражданина, социально-политические позиции которого базируются на богатой гуманитарной культуре прошлого и настоящего.
Предмет «Основы государства и права» преподается в 10-11-х классах и рассчитан на 68 часов (по 1 часу в неделю в течение двух лет).
Однако при необходимости материал курса в сокращенном виде может быть изучен и в объеме 34 ч. Для реализации этого варианта в пособии для учителей даются соответствующие рекомендации. В авторской программе А.Ф. Никитина и в оглавлении учебного пособия параграфы, составляющие указанный минимум, помечены знаком (*).
Критерии оценивания и ожидаемые результаты:
«Пять» — материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» — в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» — в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» — главное содержание не раскрыто.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
3. Формирование ключевых образовательных компетенций
Требования к уровню подготовки учащихся | Контрольно-измерительные материалы | |
1. Ценностно-смысловые компетенции | Мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. | Решение проблемных и познавательных заданий |
2. Общекультурные компетенции | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование реальных связей и зависимостей; умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах и фактах. | Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы |
3. Учебно-познавательные компетенции | Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание; соотносить единичные факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших понятий; сравнивать события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях событий. Работа с версиями, оценками: приводить оценки событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку действиям государства, его представителей, физических и юридических лиц; умения анализировать источники, в т.ч. НПА. | Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы |
4. Информационные компетенции. | Формирование умений анализа НПА, самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, организации, преобразования, сохранения и передачи ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). | Творческие работы, сообщения, выставки, презентации и пр. |
5. Коммуникативные компетенции. | Знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Культура общения при групп., парных работах, во время ситуативных. и ролевых игр. |
6. Социально-трудовые компетенции | Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять правоведческие знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать правовые знания в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»); формулирование полученных результатов; создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать | КПД в группе, паре, организация собственной индивидуальной работы, оформление и подача учебного материала. |
7.Компетенции личностного самосовершенст-вования | Освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. | Личная самооценка ученика. |
4. Содержание учебного материала.
Основные понятия | §§ | Кол-во часов | |
10 класс | |||
Раздел I. История и теория государства и права (16 ч) | |||
Тема 1. История государства и права | |||
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины П. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Совершенствование системы управления Николаем I, издание Полного собрания законов и Свода законов Рос. империи. Отмена креп. права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 окт. 1905 г. Деятельность Государственной Думы. Осн. Госуд. законы — конституц. законы России. Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954—1991 гг. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа росс. права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное гос-во с рын. экономикой. «Изъятие» у населения сберег. вкладов, аферы финансовых пирамид. Полукрим. приватизация. Принятие Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ, СК РФ, ТК РФ и др. | Государства и право. Основные теории происхождения государства и права. Социальные нормы: обычаи, мораль, право. Обычное право. Источники права: правовой обычай, прецедент и др. Конституция. |
§1-9 |
9 |
Тема 2. Вопросы теории государства и права | |||
Понятие государства. «Общественный», «классовый» и «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма госуд. устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объект. и субъект. право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Понятие и признаки прав. государства. Верх-тво закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. | Государство. Классификация. Право: система, отрасли, институты, источники; конституция, закон, публичное и частное право. Правовая норма. Правовое государство и др. |
§10-15 |
7 |
Раздел II. Конституционное право (18 ч) | |||
Тема 3. Конституция Российской Федерации | |||
Понятие конституции, ее виды. Конст. право России, его принципы и источники. Конст. система. Понятие конституционализма. Конст. кризис начала 90-х гг. Принятие и общая характ-ка Конституции РФ. Достоинства и недостатки Основного Закона России. Основы конст. строя. Содержание вступительной части Конституции. РФ — демокр. Федер. Прав. государство с республ. формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонац.народ России — носитель суверенитета и единственный источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории РФ. Виды субъектов РФ. Федеральное законод-во и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. Президент РФ. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия доср. прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности. Федеральное Собрание РФ. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниц. собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. | Конституция, Конституционное право. Конституционная система. Конституционализм. Основы конституционного строя. Демократия. Федерация. Правовое государство. Республика. Социальное государство. Светское государство. Права человека. Суверенитет. Субъекты осуществления государств. власти. Субъект федерации. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Совет Федерации Государств. Дума. Законодательный процесс. Правительство Судебная власть в РФ. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ Местное самоуправление. | §16-24 | 8 |
Тема 4. Избирательное право и избирательный процесс. | |||
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | Избирательное право. Активное изб. право. Пассивное изб. право. Изб. законодат-ство. Избирательный процесс. Изб. система | § 33-34 | 2 |
Тема 5. Права человека | |||
Содержание главы 2 Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. | Всеобщая декларация прав человека. Билль о правах человека. Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. | §25-32 | 8 |
11 класс | |||
Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное право (18 ч) | |||
Тема 6. Гражданское право | |||
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности*. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда. | Гражданское право. Гражд. кодекс РФ. Обязательственное право. Обязательство, сделка, договор. Право собственности. Собственность. Приватизация. Гражданская правоспособность и дееспособность. Эмансипация. Предпринимательская деятельность. Нематериальные блага. | §35-40 | 8 |
Тема 7. Законодательство о налогах | |||
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах*. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность. | Налога, сбор, пошлин. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Декларация о доходах. | §41-45 | 7 |
Тема 6. Семейное право | |||
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство. | Семейное право. Семейный кодекс РФ. Семья. Члены семьи. Брак. Брачный договор. Прекращение брака. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
| §46-49 | 4 |
Раздел IV. Трудовое, административное и уголовное право (18 ч) | |||
Тема 7. Трудовое право | |||
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Труд. правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения кол. договора. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая тарифная сетка (ETC). Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба. | Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Работник, работодатель. Труд. договор. Кол. договор. Оплата труда. Зараб. плата. Единая тарифная сетка (ETC). Охрана труда. Труд. спор. Комиссия по труд. спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Дисципл. и матер. ответственность. Возмещение ущерба. | §50-54 | 4 |
Тема 8. Административное право | |||
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Администр. ответственность. Кодекс РФ об администр. правонару-шениях. Административные правонарушения. Признаки и виды администр. правонарушений. Адм. наказания, их виды. Подведомственность дел об адм. правонарушениях. | Администр. право. Адм. ответств-ность. КоАП РФ. Админ. правонарушение. Адм. наказания, их виды. | §55-56 | 2 |
Тема 9. Уголовное право | |||
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Уголовное право. УК РФ. Преступление. Неоднократность, совокупность, рецидив преступлений. Уг. ответственность. Угол. наказание. | §57-62 | 6 |
Раздел V. Правовая культура (2 ч) | |||
Тема 10. Правовая культура | |||
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры. | Правовая культура. Правосознание. | §63-64 | 2 |
5. Требования к уровню подготовки учащихся на базовом уровне:
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
6.1. Календарно-тематическое планирование курса
на 2012-2013 учебный год, 10 класс
№ | Название темы | §§ | |
1. История государства и права. | 1 | Происхождение государства и права. | 1 |
2 | Право древнего мира. | 2 | |
3 | Право средневековой Европы. | 3 | |
4 | Становление права нового времени. | 4 | |
5 | Развитие права России до XIX в. | 5 | |
6 | Развитие права России в XIX— начало ХХ в. | 6 | |
7 | Советское право в 1917-1991 гг. | 7-8 | |
8 | Современное российское право (с 1991 г.) | 9 | |
9 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главе 1 | ||
2. Вопросы теории государства и права. | 1 | Государство, его признаки и формы. | 10 |
2 | Понятие права. Правовая норма. Источники права. | 11 | |
3 | Понятие и признаки правового государства | 12 | |
4 | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. | 13 | |
5 | Право и другие сферы общества. | 14 | |
6 | Российская философия права. | 15 | |
7 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главе 2 | ||
3. Конституционное право. 4. Избирательное право и избирательный процесс | 1 | Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституции в России | 16-17 |
2 | Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя | 18-19 | |
3 | Федеративное устройство | 20 | |
4 | Президент РФ | 21 | |
5 | Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. | 22 | |
6 | Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура. | 23 | |
7 | Местное самоуправление. | 24 | |
8 | Избирательное право. | 33 | |
9 | Избирательный процесс. | 34 | |
10 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главам 3- 4 | ||
11 | Резерв – 1 час | ||
5. Права человека | 1 | Права и свободы человека и гражданина. Междунар. договоры о правах человека | 25-26 |
2 | Гражданские и политические права | 27-28 | |
3 | Эконом., социальные и культурные права. | 29 | |
4 | Права ребенка | 30 | |
5 | Нарушения прав человека | 31 | |
6 | Защита прав человека | 32 | |
7 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главе 5 |
| |
Итоговое повторение | 8 | Повторительно-обобщающий урок |
|
9 | Повторительно-обобщающий урок |
|
6.2. Календарно-тематическое планирование курса
на 2012-2013 учебный год, 11 класс
№ | Название темы | §§ | |
6. Гражданское право | 1 | Понятие и источники гражданского права. | 35 |
2 | Обязательственное право. | 36 | |
3 | Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. | 36 | |
4 | Право собственности. | 37 | |
5 | Защита права собственности | 37 | |
6 | Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних | 38 | |
7 | Юридические лица. Виды предприятий. | 39 | |
8 | Защита материальных и нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. | 40 | |
9 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главе 6 | ||
7. Законодательство о налогах. | 1 | Налоговое право. | 41 |
2 | Налоговые органы. Аудит. | 41 | |
3 | Виды налогов. | 42 | |
4 | Налогообложение юридических лиц. | 43 | |
5 | Налоги с физических лиц. | 44 | |
6 | Ответственность за уклонение от уплаты налогов | 45 | |
7 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главе 7 | ||
8. Семейное право. 9. Трудовое право. 10. Административное право. | 1 | Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. | 46-47 |
2 | Права и обязанности супругов | 48 | |
3 | Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) | 49 | |
4 | Понятие и источники трудового права. | 50 | |
5 | Коллективный договор. Трудовой договор. | 51 | |
6 | Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. | 52-53 | |
7 | Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. | 53-54 | |
8 | Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. | 55 | |
9 | Административные наказания. | 56 | |
10 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главам 8-10 |
| |
11 | Резерв – 1 час |
| |
11. Уголовное право. 12. Правовая культура | 1 | Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. | 57 |
2 | Преступление. Основные группы преступлений. | 58 -59 | |
3 | Уголовная ответственность. | 60 | |
4 | Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание | 61 | |
5 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 62 | |
6 | Правовая культура | 63-64 | |
7 | Контрольно-обобщающий урок. Контрольная работа по главе 5 | ||
8 | Повторительно-обобщающий урок.
|
|
1. График проведения контрольных работ в 10 классе
Тема контрольной работы | |
1 | История государства и права |
2 | Теории государства и права |
3 | Конституция Российской Федерации. Избирательное право. Избирательный процесс |
4 | Права человека |
5 | Итоговая контрольная работа |
График проведения контрольных работ в 11 классе
Тема контрольной работы | |
1 | Гражданское право |
2 | Законодательство о налогах |
3 | Семейное, трудовое, административное право |
4 | Уголовное право. Правовая культура. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ПРАВО 10 КЛАСС
Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Ф.Никитин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Дата
|
Тема урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дом. задание | ||
План. |
Факт. | ||||
10 класс. Глава 1. Из истории государства и права (18) | |||||
1 — 2 |
|
| § 1. Происхождение государства и права
| Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права. | § 1 стр. 6-11, вопросы №1-6 стр. 10 |
3 — 4 |
|
| § 2. Право древнего мира
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи. Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характеризовать роль римского права в истории европейского права. | § 2 стр. 11-16, вопросы №1-6 стр. 14 |
5 — 6 |
|
| § 3. Право средневековой Европы | Знать основные положения темы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 3 стр. 17-21, вопросы №»1-4 стр. 19
|
7 — 8 |
|
| § 4. Становление права Нового времени | Знать основные положения урока. Определять содержание и значение Конституции США. Называть, какие демократические правовые процедуры, закрепленные в Конституции США. Уметь анализировать. Делать выводы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 4 стр. 21-27, вопросы №1-7 стр. 25 |
9 — 10 |
|
| § 5. Развитие права в России. IX-начало XIX в.в.
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России 11 – 18 веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе царствования Петра 1. | § 5 стр. 28-35, вопросы №1-6 стр. 33
|
11 — 12 |
|
| § 6. Российское права в XIX – начале XXв.
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять изменения в системе местного самоуправления при Николае 1. | § 6 стр. 35-44, вопросы №1-7 стр. 41-42 |
13 |
|
| § 7. Советское право в 1917 – 1953 г.г. | Знать основные положения урока о развитии правовой мысли в 1917 – 1953 г.г.. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 7 стр. 45-52, вопросы №1-4 стр. 49 |
14 |
|
| § 8. Советское права в 1954 – 1991 г.г. | Знать основные положения раздела о развитии права в 1954 – 1991 г.г. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области.. | § 8 стр. 52-56, вопросы №1-3 стр. 54 |
15 — 16 |
|
| § 9. Современное российское право
| Знать основные положения урока о принятии конституции 1993 года и ее роли в жизни современного государства. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять роль Конституции в переходе России к демократической модели развития. Называть важнейшие правовые акты, принятые в этот период. | § 9 стр. 56-60, вопросы №1-4 стр. 59
|
Глава 2. Вопросы теории государства и права (12) | |||||
17 — 18 |
|
| § 10. Государство, его признаки и формы | Знать основные положения урока: что такое государство и его признаки; теории происхождения государства. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | § 10 стр. 62-66, вопросы №1-6 стр.66
|
19 — 2 |
|
| § 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права | Знать основные положения урока, что такое право и нормы права; каковы источники права и виды правовой нормы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | § 11 стр. 67-72, вопросы №1-5 стр.71 |
21 — 22 |
|
| § 12. Понятие и признаки правового государства
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства. | § 12 стр.72-77, вопросы №1-5 стр. 76 |
23 — 24 |
|
| § 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. разделение властей
| Знать основные положения курса. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение. | § 13 стр. 77-82, вопросы №1-5 стр. 81 |
25 — 26 |
|
| § 14. Право и другие сферы общества
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали. | § 14 стр.82-86, вопросы №1-5стр. 85 |
27 — 28 |
|
| § 15. О российской философии права
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права. | § 15 стр. 87-90, вопросы №1-6 стр.90 |
Глава 3. Конституционное право (22 ч.) | |||||
31 — 32 |
|
| § 16. Понятие конституции, ее виды
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать конституции разных периодов развития Российского государства. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. | § 16 стр. 92-96,вопросы №1-8 стр.95 |
33 — 34 |
|
| § 17. Конституции в России. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской Думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Знать, России были приняты Основные государственные законы и какое значение они имели. Давать характеристику конституций, принятых в СССР и в России после 1917г. | § 17 стр. 97-102, вопросы №1-7 стр. 100 |
35 — 36 |
|
| § 18. Общая характеристика Конституции РФ
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 18 стр.102-106, вопросы №1-4 стр. 105 |
37 — 38 |
|
| § 19. Основы конституционного строя
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 19 стр. 106-111, вопросы №1-6 стр. 109 |
39 — 40 |
|
| § 20. Гражданство в РФ
| Знать основные положения урока: что такое принцип крови и принцип почвы. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 20 стр. 111-115, вопросы №1-4 стр. 114 |
41 — 42 |
|
| § 21. Федеративное устройство
| Знать основные положения урока: что такое федерация и конфедерация. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 21 стр. 116-120, вопросы №1-6 стр. 119 |
43 — 44 |
|
| § 22. Президент РФ
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | § 22 стр. 121-124, вопросы №1-4 стр. 123-124 |
45 — 46 |
|
| § 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
| Знать основные положения урока – какова роль органов представительной власти. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное. | § 23 стр. 125-129, вопросы №1-8стр. 128 |
47 — 48 |
|
| § 24. Законотворческий процесс в РФ
| Знать основные положения урока – этапы принятия закона.. Уметь анализировать законодательные акты. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 24 стр. 129-133, вопросы №1-3 стр. 132 |
49 — 50 |
|
| § 25. Правительство Российской Федерации
| Знать основные положения урока о составе правительства РФ, судебной системы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач | § 25 стр. 134-139, вопросы №1-8 стр.137-138 |
51-52 |
|
| § 26. Местное самоуправление | Знать основные положения урока о функциях и роли органов местного самоуправления. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 26 стр. 139-142, вопросы №1-5 стр. 141 |
Глава 4. Права человека (20 ч.) | |||||
53 — 54 |
|
| § 27. Права и свободы человека и гражданина
| Знать основные положения урока о конституционных правах и обязанностях человека и гражданина. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 27 стр. 143-148, вопросы №1-7 стр. 146 |
55 — 56 |
|
| § 28. Международные договоры о правах человека. | Знать основные положения урока – о международных документах по правам человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 28 стр. 148-152, вопросы №1-4 стр. 150 |
57 — 58 |
|
| § 29. Гражданские права | Знать основные положения урока о системе гражданских прав человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника | § 29 стр. 152-158, вопросы №1-10 стр. 156-157 |
59 |
|
| § 30. Политические права | Знать основные положения урока о системе политических прав человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 30 стр. 159-162, вопросы №1-6 стр. 160 |
60 — 61 |
|
| § 31. Экономические, социальные и культурные права | Знать основные положения урока об экономических, политических, культурных правах человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 31 стр. 162-166, вопросы №1-4 стр. 165 |
62 — 63 |
|
| § 32. Право на благоприятную окружающую среду | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы о соблюдении норм экологического права. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | § 32 стр. 167-173, вопросы №1-4 стр. 172 |
64-65 |
|
| § 33. Права ребенка | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 33 стр. 173- 178, вопросы №1-4 стр. 177 |
66 |
|
| § 34. Нарушения прав человека | Знать основное содержание урока Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 34 стр.178-183, вопросы №1-7 стр. 181 |
67 |
|
| § 35. Защита прав человека в мирное время | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы о роли ООН в защите прав человека. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. | § 35 стр. 183-186, вопросы №1-6 стр. 185 |
68 |
|
| § 36. Международная защита прав человека в условиях военного времени | Знать основные положения урока о необходимости возникновение международного гуманитарного права и роли международных протоколов для защиты прав человека в условиях военного и мирного времени. Уметь анализировать. Делать выводы. | § 36 стр. 187-194, вопросы №1-5 стр. 192 |
11 класс Глава 5. Избирательное право и избирательный процесс (4 часа) | |||||
69 — 70 |
|
| § 37. Избирательное право | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | § 37 стр. 194-200, вопросы №1-9 стр. 198 |
71 — 72 |
|
| § 38. Избирательный процесс | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы о принципах пропорциональной и мажоритарной система. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное. | § 38 стр. 200-205, вопросы №1-5 стр. 203 |
Глава 6. Гражданское право. (14 часов) | |||||
73 — 74 |
|
| § 39. Понятие и источники гражданского права | Знать основные положения урока. Уметь анализировать ГК РФ. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 39 стр. 206-210, вопросы №1-7 стр. 209 |
75 — 76 |
|
| § 40. Обязательственное право | Знать основные положения урока. Уметь анализировать различные виды договоров. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 40 стр. 211-218, вопросы №1-10 стр. 216 |
77 — 78 |
|
| § 41. Наследование. Страхование. | Знать основные положения урока об институте и наследования. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 41 стр. 218-225, вопросы №1-6 стр. 223 |
79 — 80 |
|
| § 42. Право собственности | Знать основные положения урока: что такое право собственности, субъекты права собственности; формы собственности; основания возникновения и прекращения права собственности. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 42 стр. 225-230, вопросы №1-10 стр. 228-229 |
81 — 82 |
|
| § 43. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних | Знать основные положения урока. Объяснять, какими свойствами обладают граждане, участвующие в гражданско – правовых отношениях. Объяснять смысл понятий. Характеризовать понятия дееспособность и определять случаи признания гражданина недееспособным | § 43 стр. 230-234, вопросы №1-8 стр. 233-234 |
83 — 84 |
|
| § 44. Юридические лица. Виды предприятий | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 44 стр. 235-238, вопросы №1-7 стр. 237 |
85 — 86 |
|
| § 45. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. | Знать основные положения урока Уметь анализировать договорные и внедоговорные обязательства. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 45 стр. 239-2242, вопросы №1-6 стр. 241 |
Глава 7. Законодательство о налогах (10 часов) | |||||
87-88 |
|
| § 46. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. | Знать основные положения урока: виды налогов и налоговые обязательства. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 46 стр. 243-249, вопросы №1-11 стр. 248 |
89 — 90 |
|
| § 47. Виды налогов | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 47 стр. 249- 254, вопросы №1-6 стр. 253 |
91 — 92 |
|
| § 48. Налогообложение юридических лиц | Знать основные положения урока – порядок взимания налогов. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения | § 48 стр. 254-258, вопросы №1-7 стр. 257 |
93 — 94 |
|
| § 49. Налоги с физических лиц | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 49 стр. 259-264, вопросы №1-9 стр. 262 |
95 — 96 |
|
| § 50. Ответственность за уклонение от уплаты налогов | Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 50 стр. 264-268, вопросы №1-4 стр. 266-267 |
Глава 8. Семейное право. (8 часов) | |||||
97 — 98 |
|
| § 51. Понятие и источники семейного права | Знать основные положения урока — о понятии и источниках семейного права. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 51 стр. 269-272, вопросы №1-5 стр. 271 |
99 — 100 |
|
| § 52. Брак, условия его заключения. | Знать основные положения урока: что такое брак, порядок и условия вступления в брак. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 52 стр. 272-276, вопросы №1-3 стр. 274 |
101 — 102 |
|
| § 53. Права и обязанности родителей и детей | Знать основные положения урока – права и обязанности родителей и детей по семейному законодательству. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 53 стр. 276-279, вопросы №1-3 стр. 278 |
103 — 104 |
|
| § 54. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) | Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 54 стр. 280-286, вопросы №1-6 стр. 285 |
Глава 9. Трудовое право (10 часов) | |||||
105 — 106 |
|
| § 55. Понятие и источники трудового права | Знать основные положения урока – трудовой договор, порядок приема и увольнения. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 55 стр. 287-290, вопросы №1-5 стр. 288 |
107 — 108 |
|
| § 56. Коллективный договор. Трудовой договор. | Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 56 стр. 290-294, вопросы №1-5 стр. 293 |
109 — 110 |
|
| § 57. Рабочее время и время отдыха | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 57 стр. 294-299, вопросы №1-6 стр. 298 |
111 — 112 |
|
| § 58. Оплата труда. Охрана труда | Знать основные положения урока – виды оплаты труда. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 58 стр. 299-303, вопросы №1-6 стр. 302 |
113 — 114 |
|
| § 59. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 59 стр. 304- 309, вопросы №19 стр. 308 |
Глава 10. Административное право (5 часов) | |||||
115 — 116 |
|
| § 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | § 60 стр. 310-315, вопросы №1-7 стр. 314 |
117 — 118 |
|
| § 61. Административные наказания | Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника и юридической литературой | § 61 стр. 315-319, вопросы №1-5 стр. 317 |
Глава 11. Уголовное право (14 часов) | |||||
119 — 120 |
|
| § 62. Понятие и источники уголовного права | Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 62 стр. 320-324, вопросы №1-5 стр. 323 |
121 — 122 |
|
| § 63. Преступления | Знать основные положения урока — признаки и виды преступлений Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 63 стр. 324-330, вопросы №1-12 стр. 328 |
123 — 124 |
|
| § 64. «Новые» преступления | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 64 стр. 330-334, вопросы №1-7 стр. 333 |
125 — 126 |
|
| § 65. Уголовная ответственность | Знать основные положения урока – о видах уголовных преступлений и мерах наказания. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 65 стр. 334-339, вопросы №1-9 стр. 338 |
127 — 128 |
|
| § 66. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание | Знать основные положения урока. Делать выводы. Отвечать на вопросы.
| § 66 стр. 339-342, вопросы №1-4 стр. 341 |
129 — 13 |
|
| § 67. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы об отличии уголовной ответственности несовершеннолетних и взрослых. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 67 стр. 342- 346, вопросы №1-6 стр. 345 |
131 — 132 |
|
| § 68. Особенности уголовного судопроизводства (процесса) | Знать основные положения урока — как осуществляется судопроизводство. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. | § 68 стр. 346-355, вопросы №1-5 стр. 353 |
Глава 12. Правовая культура (2 часа) | |||||
133 — 134 |
|
| § 69. Содержание правовой культуры | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | § 69 стр. 356-360, вопросы №1-6 стр. 359 |
135 -136
|
|
| Совершенствование правовой культуры | Знать основные положения курса. Уметь сопоставлять культуру и антикультуру. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | § 70 стр. 361-366, вопросы №1-5 стр. 264 |
15