Ситдикова Л. Н. учитель ИЗО и черчения
высшей категории МОБУ СОШ №21
г. Белорецка Республики Башкортостан
«Уроки жизни Ситдиковой Валентины Мартыновны
— ветерана труда»
Цели:
Образовательные: знакомство с тяжёлыми судьбами людей старшего поколения.
Развивающие: прививать интерес к истории родного края.
Воспитательные:
воспитывать на примере жизни замечательных людей старшего поколения патриотизм, трудолюбие, стремление к знаниям;
воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, желание делать добро, оказывать им посильную помощь.
Подготовительная работа. Оформление и оборудование: заранее учащиеся готовят рисунки, фотографии на выставку, сувениры, приглашения на классный час для своих родителей.
Ситдикова Анна ученица 11А класса — внучка Ситдиковой Валентины Мартыновны подготовила презентацию: «Ситдикова Валентина Мартыновна», «Шежере семьи Ситдиковых»
Бойко Светлана ученица 10А класс и Полетавкина Галина ученица 10А класса подготовили исследовательский проект: «Ситдикова Валентина Мартыновна»
Учащиеся 8 «Б» класса сходили в гости и взяли интервью у Ситдиковой Валентины Мартыновны.
План. I. Беседа учителя
II. Встреча поколений
а) «Уроки жизни Ситдиковой Валентины Мартыновны»
б) Учитель
в) Родители
г) Ученики
Выступление Ситдиковой Анны, ученицы 11А класса — внучки Ситдиковой Валентины Мартыновны с презентацией «Шежере семьи Ситдиковых»
Выступления Бойко Светланы и Полетавкиной Галины ученицы 10А класса с исследовательским проектом: «Уроки жизни Ситдиковой Валентины Мартыновны — ветерана труда»
III. Поздравления ветерана.
IV. Рефлексия.
Ход классного часа.
Беседа учителя.
Классный руководитель. Здравствуйте, дорогие гости!
Сегодня замечательный праздник – день пожилого человека.
1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов — во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации — в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению. Будем благодарны пожилым за все, что они сделали, а многие продолжают делать для общества, для сограждан.
А мы будем считать сегодняшний день праздником наших любимых дедушек и бабушек. Посмотрите на них – они еще совсем молодые, хотя уже и вырастили своих детей, а теперь еще и воспитывают своих любимых внуков. Вы молоды душой, у вас такие одухотворенные, красивые лица. Можно я буду вас называть молодыми людьми? И так, сегодня мы отмечаем День молодого человека. Согласны?
Классный руководитель. Сегодня, ребята, у нас в гостях дорогой гость.
Её зовут Валентина Мартыновна Ситдикова. Она – ветеран. Уже только одно это о многом говорит. О тяжелом детстве, о трудных, но таких по-своему прекрасных годах юности, о долгих трудовых буднях на благо своей Родины, на благо Отечества. Но рассказать о себе, о своей жизни никто не сможет лучше неё самой. Но об этом чуть позже.
Ребята, вам, наверное, много говорили о том, что старость нужно уважать понимать, поддерживать.
И всегда думать о том, знать о том, что детство и юность — это не навсегда.
Для каждого человека уважение к старшим своё. Это зависит от воспитания, от характера, внутреннего мира, системы ценностей. Обратите внимание на стоящего в автобусе дедушку — уступите ему место. Помогите бабушке перейти дорогу по пешеходному переходу. Отвечайте вежливо на вопросы, не грубите. Иногда достаточно и такой малости для пожилых людей — им и так приходится нелегко в нашей тяжелой жизни с мизерными пенсиями, которой ни на что не хватает, и с поддержкой государства, которое могло бы делать гораздо больше для наших пенсионеров и ветеранов.
Ребята, как вы проявляете уважение к старшему поколению? (Ответы учеников)
Классный руководитель. Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их здоровью, благополучию, помогайте им.
Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. И дома, и в театре, и на улице вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи, да и просто люди. Вы должны вести себя так, чтобы им было приятно находиться рядом с вами.
Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.
Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.
Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.
А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.
Старайтесь быть заботливыми и трудолюбивыми и у себя дома. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.
Их осталось не так уж много – ветеранов войны и тыла, ветеранов труда, людей, про которых можно с уверенностью сказать — они посвятили свою жизнь людям. Не просто Родине, своей стране, а первую очередь — людям, которые в ней живут. Они сделали все возможное и невозможное, чтобы будущие поколения жили в мире, не знали, что такое война, голод, холод, нищета. И за это им — наша вечная благодарность, наше спасибо.
Встреча поколений
Классный руководитель представила Валентину Мартыновну Ситдикову: как маму (2 детей), бабушку (2 внука), прабабушку (2 правнука).
Ситдикова Анна ученица 11А класса нашей школы — внучка Ситдиковой Валентины Мартыновны подготовила «Шежере симьи Ситдиковых»
Я живу в солнечном Башкортостане. В моей республике живут в дружбе и согласии представители более 60 национальностей. Основное население республики – башкиры. Башкиры издревле вели запись рода, которую называют шежере.
Шежере (шэжэрэ), генеалогическая запись башкирских племен и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведения об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью шежере является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых шежере считалось обязательным. В 15-16 вв. шежере получили письменное оформление. Самые ранние шежере, возможно, были зафиксированы в булгарский период. Башкирские шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально-этических нормах, сюжеты произв. народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период.
Ученик:
Мимо стульев, книг, игрушек,
Мимо рыжего кота,
Пухлых розовых подушек
Шла по дому доброта.
Шла по дому доброта,
Всех любя и всех жалея,
Даже старая тахта
Стала мягче и теплее.
Доброта неспешно шла,
Поправляя одеяло,
К детям тихо подошла –
Доброй песней укачала.
Платья, кофточки, рубашки
Наполнялись добротой,
В доброте купались чашки,
Дом светился красотой.
Кто же, кто она такая
доброта? Скажу вам я:
Доброту я с детства знаю.
Это бабушка моя! (Е. Раннева)
Бойко Светлана учащиеся 10А класса предоставят вам презентацию «Уроки жизни Ситдиковой Валентины Мартыновны»
Полетавкина Галина ученица 10 класса подготовила научно- исследовательский проект «Ситдикова Валентина Мартыновна»
Песня «Крутится — вертится шарф голубой» (шары: красные и зелёные)
(после исполнения песни дети дарят шары)
Рассказ о биографии, о хобби.
Показ изделий (ковры из меха, вышивание, ковры из тканей шитьё)
Ученик: Мы предлагаем вашему вниманию несколько вопросов, чтобы вместе с вами вспомнить некоторые моменты вашей жизни и ответить на наши вопросы:
Вспомните самый яркий, а может самый смешной, эпизод из вашего детства.
Скажите, пожалуйста, как звали вашу первую учительницу, и какой след она оставила в вашей жизни?
Каким было ваше поручение в школе?
Главное качество характера, которое цените в людях?
Расскажите о своем школьном «хобби», изменились ли ваши пристрастия сейчас?
Вы так прекрасно выглядите. Поделитесь секретом своей молодости.
Ваши дети и внуки всегда брали пример в работе с вас. У вас всегда был оптимизм, которому стоит позавидовать. Именно об этом и хотят рассказать учащиеся 5-6 классов:
Ученик:
Сегодня славим седину
Усталые морщинистые руки.
А ведь бывало в старину
Не знали эти руки скуки!
Ученик:
Вся ваша жизнь наполнена трудом
Теплом души и радостью согрета!
Да поглядите, поглядите Вы кругом
Милее лиц не видела Планета!
Классный Руководитель: Вашему вниманию предлагаем сценку «Супербабушка», на сцене учащиеся 7 класса. У всех отличное настроение, и, пожалуй, настало время провести конкурс. Мы приглашаем пройти на сцену двух самых смелых учеников и бабушку. Я ни сколько не совру, если скажу, что каждому из вас приходилось собирать портфель своего внука или внучку в школу. И мы объявляем конкурс «Собери Портфель»:
Условие конкурса. На парте выложены абсолютно все учебники, тетради и школьные принадлежности. Наугад они вытягивают листок с расписанием на определенный день (расписание специально составлено так, что уроки не повторяются). Нужно из всех принадлежностей выбрать те, которые подходят по расписанию, и укомплектовать портфель. Кто быстрее?
Понедельник:
1. Русский язык
2. Музыка
3. Английский язык
4. Окружающий мир
Среда:
1. Математика
2. Труд
3. Информатика
4. Классный час
Пятница:
1. Литературное чтение
2. Физкультура
3. Рисование (ИЗО)
4. Кружок «Шахматы»
Да, мы видим, как отлично справилась бабушка с этим заданием. Сразу видно, кто до сих пор собирает портфель ребенку. За вашу смелость разрешите вручить вам небольшой приз.
Ученик: Девочки 7 класса исполняют для вас песню «Губки бантиком».
Провожаем наших исполнителей аплодисментами.
Классный руководитель: Памятка (родителям)
Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С.Макаренко говорил родителям: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведение, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.
Ребенок является в наш многосложный мир – в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей и тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет.
Вовсе нелегки для растущего человека эти годы. И не в бездельных забавах – как это кажется кое-кому из взрослых – проводит время их ребенок. Он познает мир взрослых, приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит, наблюдает вокруг. У него прекрасная память, и внимательно пристальные глаза исследователя, наблюдателя.
Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают.
Заключительное слово.
Ученик:
И в день осенний яркий,
Прими цветы, подарки,
И вспомни детство, юность,
Наш добрый человек!
Вы много сделали такого,
Чтоб на земле остался след.
Желаем вам сегодня снова
Здоровья, счастья, долгих лет.
Дети вручили Валентине Мартыновне свои поделки рамка для фото в виде ромашки, и выразили свою благодарность за хороший «Урок жизни».
— Дорогая Валентина Мартыновна, разрешите еще раз поздравить Вас с Днем пожилых людей, с днём мам и пожелать, чтобы жили долго и продолжали нас радовать. Счастья вам и удачи.
В исполнении девочек 7класса звучит песня «Мы желаем счастья вам».
Наша праздничная программа подошла к концу, мы благодарим Вас за внимание и до новых встреч!
IV. Рефлексия.
Отзывы детей.
— Мне очень понравилась выступление Валентины Мартыновны. Сколько она много умеет. Я хочу быть как она (Осипова Д.)
— Валентина Мартыновна, пожалуйста, расскажите о военных годах (Горохов А)
— Я обещаю быть хорошим человеком (Файзуллина А).
— Спасибо Вам за интересный рассказ. Мы Вас, ветеранов не подведем. (Усманов И).