Обществознание. 10 класс (базовый уровень).
Учитель Селиверстова Е.Г. МОАУ СОШ №2
Тема: «Молодежь в современном мире»
Форма урока: дискуссия.
Технология урока:
1)технология проблемного обучения;
2) групповая технология,
3) педагогика сотрудничества,
4) личностно-ориентированное обучение
Организация: Класс делится на 2 группы:
1 – Оптимисты
2 – Пессимисты
Все группы получают предварительное задание познакомиться с документом «Молодежь – обновляющая сила» и ответить на вопросы к нему.
1. Как автор документа характеризует молодежь?
2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль?
3. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними?
4. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «социологическая функция молодежи в обществе»?
Цели урока: Образовательная — изучить понятие «молодежь»; подвести к пониманию об особенностях молодежи, выявить социальные функции молодежи в современном российском обществе. Продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации.
Развивающая цель – продолжить развитие умения анализировать социальные проблемы, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
Воспитательная — формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения; помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных или общественных проблем.
Учебная задача: Современная молодежь – это обновляющая сила общества или потерянное поколение?
Домашнее задание: п. 19, составить сложный план, эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее». ( Гоголь НВ.) Подготовиться к тесту.
Планируемы результаты:
Знание основных понятий: «Молодежь», основных черт «Инфантилизм, прагматизм, индивидуализм, гедонизм, примитивизм»
Понимание того, что молодежь – это будущее общества.
Понимание того, с какими ценностями и идеалами они выходят в большую жизнь, какие проблемы встанут перед ними.
Понимание того, молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть развитие России.
Молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
План урока:
Критерии выделения молодежи.
Социальный статус и социальные роли молодежи, их права и обязанности.
Ценности и идеалы молодежи, основные черты молодежи.
Проблемы современной молодежи.
Подведение итогов.
Оформление доски:
«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…”
(Сократ- 470-399 гг. до н.э.)
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо это молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”
(Гесиод – ок. 720г. до н. э.)
«Почти все великое сделано молодыми.» (Б. Дизраэли)
Учитель: Сегодня мы собрались на последнее наше занятие, посвященное социальной сфере общества и этот урок будет проходить в форме дискуссии: мы попытаемся сформулировать понятие «молодежь», ее особенности и проблемы как социальной группы.
Познавательная задача: 1)Современная молодежь – это обновляющая сила общества или потерянное поколение?
2)Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это ? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.
Для того чтобы решить эти задачи я разделила вас на две группы: оптимисты и пессимисты.
Класс делится на 2 группы: пессимисты и оптимисты.
Любое общество не стоит на месте, оно развивается. Каким образом?
Из его недр постоянно рекрутируется особая группа, которая рождается и воспитывается обществом. Это его будущее. О ком я говорю?
Так какая она современная молодежь ? Как сегодня живется молодежи ? Легко ли быть молодым?
? Давайте определим критерии, которые позволят нам охарактеризовать данную социальную группу:
1) признак выделения
2) возрастные рамки
3) внутренний мир
4) мировоззрение
5) ценности и идеалы
6) положение в обществе: соц. статус и соц. роль
7) проблемы
8) культура поведения (субкультура)
? Современное общество делится на разные социальные группы по каким либо признакам. Вы тоже социальная группа, кроме вас, как молодежи, какие существуют группы?
— дети
— взрослые
— старики
? Определите признак выделения всех этих социальных групп. ( демографический признак)
Значит , молодежь – это большая демографическая социальная группа…
В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодежью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.
? Определите возрастные рамки молодежи. (В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 14-16 до 25-30 лет).
? Проблемный вопрос: «Почему так «размыты» возрастные границы, определяющие позиции молодежи в обществе? Чем отличается молодой человек 14 лет от 30-летнего? (разным положением в обществе)
? Каков социальный статус 14-летних, их социальные роли.
? Какой возраст считается водоразделом между ними. (18 лет)
? Что произойдет с вами с 18 лет.
Значит , молодежь – это большая демографическая социальная группа, выделяемая на основе возраста,…
Совершеннолетние — граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме, он приобретает полную дееспособность.
?Оптимисты! Перечислите права.
?Пессимисты! Какие обязанности, приобретают граждане с 18 лет.
Вывод: Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека, и расширяет диапозон его социальных ролей: он может поступить в ВУЗ, или начать трудовую деятельность, или вступить в брак.
Значит , молодежь – это большая демографическая социальная группа, выделяемая на основе возраста, особенностей социального положения…
На ваш взгляд, я могу относиться к вашей группе? Почему нет?
( У нас с вами разные ценности, идеалы, положение в обществе)
Давайте определим ценности и идеалы молодежи, и на основе этого определим особенности данной социальной группы.
В связи с этим я провела небольшой опрос: моими респондентами стали учащиеся 10а, и 11 классы.- 61 человек.
Им были даны следующие вопросы:
Вопросы исследования:
Каковы ценности современной молодежи?
Кто или что является вашим идеалом.
Что вас волнует? Есть ли проблемы у современной молодежи?
Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?
Задание по группам: вы должны ответить на эти вопросы, написав только одно слово, обсудив это в своей группе.
А теперь сравним ваши ответы с результатами моего исследования:
Ценности современной молодежи.
? на 1 месте семья. Как вы это оцениваете: хорошо это или плохо?
В целом это позитивно. Однако, по мнению социологов, в этом проявляется ваш индивидуализм: думая о семье, вы думаете о себе, а это ведет к тому, что в будущем молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться. В результате они вступают в конфликт с обществом.
Мы не видим здесь общечеловеческих ценностей: труд, образование, творчество, культура , познание, патриотизм. Это говорит о примитивизации молодежи, выхолащивание духовного, возвышающего начала.
? На 3 место вы ставите стремление к материальному благополучию. Это хорошо или плохо?
(Сейчас усиливается прагматическая ориентация. В целом это положительная тенденция, в этом проявляется прагматизм молодежи — реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему. Но не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде, а получению высокой зарплаты.)
5 место- развлечения. Как вы к этому относитесь?
(Согласно результатам опросов, среди российской молодёжи заметна гедонистическая1 направленность личности – 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий. Только 44% настроены служить другим людям, только треть считают нравственным долгом заботу об обездоленных. Прагматизм2 и гедонизм может привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.)
Только один человек из 61 упомянул участие в политике страны, выразил свои патриотические чувства, к стране, в которой он родился. А один из опрошенных заявил, что мечтает уехать из страны.
Вывод: Давайте еще раз повторим основные черты молодежи.
1) индивидуализм — тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу
2) примитивизм— выхолащивание духовного, возвышающего начала.
3) прагматизм — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов
4) гедонизм—«наслаждение», «удовольствие»)
5) инфантилизм — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Идеал современного человека.
? Почему нет идеалов, т.е. тех, на кого бы вам хотелось походить, брать пример.
В качестве наводящего вопроса, я хочу обратить ваше внимание на фоторяд.
? Что объединяет всех этих молодых людей.
? Знаете ли вы этих людей?
? Почему вы знаете первых и совсем не знаете остальных.
Проблемы современной молодежи.
Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?
Какие выводы мы можем сделать на основе этих диаграмм?
? Какая она современная молодежь.
| пессимисты | |
Поступить в ВУЗ. | ОБРАЗОВАНИЕ | Многие не знают куда пойти учиться, за них им ВУЗ выбрали родители. Многие не учатся, а покупают знания. |
| ДОСУГ | Многие предпочитают не работать, а отдыхать |
| САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ | Многие живут с родителями всю жизнь и сидят на их шее. |
| РАБОТА | Но работу найти трудно, так как нет опыта |
| СЕМЬЯ | Не хотят жениться, боясь ответственности. Поздно вступают в брак, так как нет для этого условий. |
В том, что молодежь инфантильна, прагматична, индивидуальна, гедонистична винавато само общество, государство, политики, строй, в котором нет идеологии, воспитание в семье.
Таким образом: Молодежь – это большая демографическая социальная группа, выделяемая на основе возраста, особенностей социального и правового положения, имеющая свои ценности и идеалы, которые определяются строем, культурой, воспитанием.
Какое значение в жизни общества имеет эта социальная группа?
Одна из точек зрения представлена современным философом И.М.Ильинским
Работа с текстом И.М.Ильинского «Молодежь — обновляющая сила».
И. М. Ильинский
Молодежь – обновляющая сила
(И. М. Ильинский – современный российский философ)
Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.
Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.
Вопросы и задания
1. Как автор документа характеризует молодежь?
2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль?
3. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними?
4. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «социологическая функция молодежи в обществе»?
Вывод:Очевидно, что
молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп развития России.
Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Если низменной похоти станешь рабом –
Будешь в старости пуст, как покинутый дом.
Оглянись на себя и подумай о том,
Кто ты есть, где ты есть и – куда же потом?
поэт Омар Хайям