Урок кубановедения «Уклад кубанской семьи»
Орг. момент.
Здравствуйте ребята, сегодня урок кубановедения проведу я. Меня зовут _______________________. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдет речь.
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили. (О казаках и о том, чем они занимались)
— Молодцы, все вы правы.
Повторение пройденного материала.
А теперь давайте вспомним пройденный материал. Как называется жильё казака? (Хата)
— На какие две половины делилась хата? (На комнаты)
— Как назывались эти комнаты? («Малая хата» или «кухня» и «великая хата»)
— Что находилось в «малой хате»? (Печь, длинные деревянные лавки, небольшой стол)
— Для чего служила «великая хата»? (Для принятия гостей)
— Опишите как выглядела «великая хата»? (Там стояла добротная мебель для посуды и одежды, кованные и деревянные сундуки, на стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами-«рушниками» семейные фотографии и изображения святых)
— Как должны были повести себя гости войдя в хозяйский дом? (Крестились перед иконой)
— Как встречали хозяева гостей? (С хлебом и солью)
— Какими блюдами угощали гостей? (Блинами, пирожками с кабаком, фасолью, пирогами с капустой, яблоками)
3. Физминутка.
— Вы отлично усвоили прошлый урок. Давайте немножко отдохнём. И скажем ещё раз друг другу добрый день.
4. Изучение нового материала.
— Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете отгадав ключевые слова зашифрованные в ребусе. (Уклад семьи)
— Да, мы сегодня будем говорить не просто об укладе семьи, а об укладе кубанской семьи.
— Что же такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово? (Мнения учащихся)
— Раньше семьей были все те, кто садился за один общий стол. А сейчас семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети).
— А как вы понимаете фразу «уклад семьи»? (Уклад — установившийся порядок, сложившийся в семье)
— На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей. Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общий посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения. Казачьи семьи были православными. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь.
— А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье. (Ответы учащихся)
— Замечательно.
— Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском языке.
Принысы из крыныцы воды.
Закрый хвирточку.
Побань рукы и сидай вэчерять.
Лягай спочивать.
— Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения? (Нет)
— Давайте попробуем перевести каждую фразу на сегодняшний язык. (Перевод)
— Отлично справились.
5. Физминутка для глаз.
— Дальше нам с вами предстоит выполнить интересную работу, при которой нужно быть очень внимательными. Нашим глазкам нужно дать отдохнуть и выполнить упражнения для глаз. Внимательно посмотрите на доску, не поворачивая головы, только глазками следите за движущимися предметами.
6. Закрепление.
— Ребята, обратите внимание, что вы сидите ни как всегда. Вы распределены на 3 группы. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей за одним столом, представить себя членами одной дружной, крупкой, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой? (Ответы детей) – Как нужно общаться в семье?
Правила работы в группе:
1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
— Каждой семье предстоит выполнить часть одной большой проектной работы, но чтобы дело спорилось и ладилось в семье нужно не забывать о том, что вы сказали только что. Эти правила вам помогут справить с заданиями.
— Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.
— Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей матери и подобрать к картинкам описание.
— Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей отца и подобрать к картинкам описание.
— Всем понятно задание? Можете приступать.
(Учащиеся выполняют задание)
—А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ)
— У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект? (Уклад кубанской семьи)
— О чем мы еще не упомянули в нашем проекте? (Об уважении к бабушкам и дедушкам)
— Утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось утро в кубанской семье? (С посещения церкви)
— А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день.
— Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы.
— У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.
— На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.
— Ребята я очень благодарна за отличную работу, каждый привнес частичку своего труда создания нашего проекта.
— А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу, на сколько вы справились на уроке. Возьмите листочки и обведите ту оценку, которую вы себе поставили бы. А теперь сдайте мне свои листочки, чтобы и я также оценила вашу работу на уроке.
— Собрав листочки, мне бы хотелось сразу объявить оценку за работу каждому из вас. Вы молодцы. Мне очень хотелось бы поставить вам за работу оценку 5. Надеюсь наши оценку совпадут. Листочки с обведённой мною оценкой я отдам вашему учителю.
— Ребята, урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.