Урок на тему для 7 класса «Психологический портрет и самооценка личности»

Название работы: Методическая разработка урока обществознания с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске.

Автор (авторы): Бударева Любовь Александровна (budareva68@mail.ru)

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иланская средняя школа №1» (МБОУ «Иланская СОШ №1»)

Предмет: обществознание, урок-изучение нового материала

Тема: Психологический портрет и самооценка личности

Продолжительность: (2 урока по 40 минут)

Класс: 7 класс

Технологии: презентация , Интернет–ресурсы https://www.psychologos.ru/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2 ,

https://www.psyhoscop.ru/temperament-cheloveka

https://elpsy.ucoz.ru/publ/psikhologija/tipy_temperamenta/chto_takoe_temperament/4-1-0-4

Текст работы:

Цель: изучение психологических характеристик личности – темперамента и характера, роль самооценки подростков.

Задачи: (образовательные) – получить новые знания по теме «Психологический портрет и самооценка личности»;

— охарактеризовать положительные и отрицательные черты характера человека;

— понимать, что такое личность, темперамент, характер;

— знать основные типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);

— определять по основным характеристикам виды темперамента;

— выделять положительные и отрицательные черты того или иного видов

темперамента;

1

( развивающие) – развить мышление учащихся;

— умение владеть основными мыслительными операциями – анализом, обобщением;

— развить общеучебные умения: работать с дополнительной литературой; грамотное владеть устной, монологической и диалогической речью;

— уметь работать коллективно;

— выбирать рациональные способы выполнения работы;

— демонстрировать навыки умения работать на интерактивной доске.

(воспитательные) – формировать представления о психологическом портрете личности;

— воспитать критическое отношение к своей самооценке.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник, интерактивная доска Interwrite -, мультимедийный проектор.

Понятия: личность, характер, темперамент, самовоспитание, самооценка.

План:

I.Орг. момент 3 мин.

II Изучение нового материала

1) Личность

2) Темперамент

3) Характер

4) Самооценка

III. Выводы

IV. Закрепление и рефлексия

V Домашнее задание

VI. Список использованных источников

VII. Приложения

Ход урока:

2

I.Орг. момент 3 мин. (разбивка на 4 группы)

II. Изучение нового материала

(Урок может проводиться учителем обществознания, педагогом-психологом или совместно).

1) Сегодня тема нашего урока «Психологический портрет и самооценка личности». Чтобы изучить тему необходимо разобрать, что означает понятие «личность»?

Работа с интерактивной презентацией

«Мозговой штурм» Обсудив в группе, выполнить задание

1. На интерактивной доске написать свое определение личности (на левой стороне) (Слайд 2). Правая сторона с правильным ответом закрыта шторкой, предусмотренной на интерактивной доске.

2. Обсудить определения, предложенные учащимися и определения, предложенные учителем «Личность — социально и духовно развитый человек», определение в учебнике «Личность – человек, как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Основным в характеристике личности является ее общественная направленность, непосредственно связанная с мировоззрением» [1,с. 39]

На личность влияет нравственные и психологические качества человека. Они составляют основу человеческой личности, т. е. психологический портрет. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства:

— темперамент

— характер

— способности

— интеллект

— чувства

— эмоции

(Слайд 3)


3

2) Сегодня мы изучим два психологических качества: темперамент и характер. Темперамент- совокупность индивидуально- психологических свойств человека, характеризующаяся быстротой их чувств и их силой.

Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, мы обращаем внимание на различие в их поведении. Одни – быстры, другие – медлительны, спокойны. Это различие в темпераменте.

Свежие документы:  Политическое лидерство Обществознание 11 класс, профиль

Задание: Как Вы думаете темперамент это приобретенное или врожденное качество?

Ответ: врожденное

Задание: написать на интерактивной доске, используя социальный опыт, какие типы темпераментов знают учащиеся? Затем проверить предложенный вариант учителем, (открыть шторку на интерактивной доске). (Слайд 4).

«Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия четырех видов темперамента, данных по названию этих жидкостей, сохранились до наших дней: холерический (происходит от слова желчь), сангвинический (от слова кровь), флегматический (от слова слизь) и меланхолический (черная желчь). Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ объяснял темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в душе процессов» [1,с. 37]

Учащиеся получают Приложение 1 [3] (описание типов темперамента). Изучают особенности типов темперамента и сравнивают с краткой записью на слайде. (Слайд 5)

  • Сангвиник — уравновешенный, веселый, подвижный тип нервной системы

  • Холерик — неуравновешенный, вспыльчивый, быстро отходчивые

  • Флегматик — сильный, но неподвижный тип, спокойный

  • Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом, переживающий.

( Слайд 6) Задание: В группе рассмотрите, и проанализируйте картинки, соотнести знания о типах темперамента с картинками. [2] Необходимо вписать

4

предположительный ответ в соответствующую таблицу. Вписывает представитель от первой приготовившейся группы. Члены других групп могут свои предположения вписывать, доказывать свою точку зрения.

Отв. – Холерик,

— флегматик,

-меланхолик,

-сангвиник

( Слайд 7-8) Задание: Свой темперамент вы можете узнать, ответив на вопросы мини-теста [5]. ( Проводим тестирование).

3) (Слайд 9) Знакомство с понятием «характер»

«Характер ( греч.- печать, черта, особенность) совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности» [1,с. 39].

? Как Вы думаете характер это приобретенное или врожденное качество?

Ответ: не врожденное, а приобретенное качество.

Задание: на интерактивной доске написать с помощью «Мозгового штурма» Черты характера (положительные) и Черты характера (отрицательные) (по одному представителю от группы)

Обсудить «Почему зафиксировали именно эти?»

4) Важнейшим моментами в развитии личности подростка, наряду с темпераментом и характером, является развитие его самооценки.

(обсуждение в группе понятие «Самооценка»)

( Слайд 10)

Задание. Определите свое место на каждой шкале ценностей, сделайте вывод (все участники урока, включая педагога).

Оценка может быть высокой, низкой, нормальной.

( Слайд 11)

Каждый человек может повысить свою самооценку. Обсудите в группе и зафиксируйте на доске тезисы о том, как можно повысить самооценку.

5

Сравнить можно с предложенными учителем тезисами (открыть шторку).

III. Выводы вписывают сами учащиеся, обсуждают, добавляют

Предположительные ответы:

-Психологический портрет закладывается с рождения.

-Основой является темперамент.

— Важной ролью психологического портрета является так же характер, формирующийся под воздействием разнообразных факторов.

— С изменением характера меняется и психологический процесс человека.

-Важным моментом для подростка является самооценка.

-Самооценка бывает высокой, низкой и нормальной.

-Самооценку возможно поднять.

IV. Закрепление

Придумайте пословицы, связанные с понятиями

-Темперамент,

-характер,

-гордыня,

— тихоня.

Рефлексия:

На символической горе [4] флажками отметить, на сколько вы усвоили изученный материал (чем выше, тем прочнее знания)

V. Домашнее задание ( слайд 12)

Дома: п.5, 6, написать мини- сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от….» Как вы понимаете надписи на Дельфийском храме «Познай самого себя» ?

VI. Список использованных источников.

1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание [Текст]: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-10-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008.-224с.:ил.

2. Психологос. Энциклопедия практической психологии. Типы темперамента [Электронный ресурс].- режим доступа :

6

https://www.psychologos.ru/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

3. Психология человека. Типы темперамента [Электронный ресурс].- режим доступа :. https://www.psyhoscop.ru/temperament-cheloveka

4. Фото [Электронный ресурс].- режим доступа :. https://banana.by/uploads/posts/2009-03/1237761160_08.jpg

5.Сайт психолога ГОУ Д/с №1274 Тип темперамента[Электронный ресурс].- режим доступа :..https://psidou1274.ucoz.ru/index/tip_temperametra/0-43

VII. Приложение

Сангвинический тип темперамента. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Ребенок этого типа: он худощав, строен, изящен. В своих движениях он слишком быстр и подвижен, даже суетлив. Он хватается с горячностью за всякое новое предприятие, но, не имея, настойчивости довести до конца, быстро к нему охладевает. Ум его живой и острый, но недостаточно глубокий и вдумчивый. Он жизнерадостен, любит наслаждения и стремится к ним.

Флегматик — человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях

7

с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни, флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Ребенок этого типа — физически упитанный, он медлителен в своих движениях, инертен и ленив. Его ум последовательный, вдумчивый и наблюдательный, блещет осведомленностью. Его чувства не горячи, но постоянны. В общем – добродушное, уравновешенное дитя.

Холерический тип темперамента. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Ребенок холерического типа — худощавый и стройный, он слишком решителен и быстр. Он смел, настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. У него острый, проницательный и насмешливый ум. Его чувства страстны и резки в проявлении своих симпатий и антипатий. Он властолюбив, мстителен и склонен ко всякого рода борьбе. Ребенок наиболее беспокойный и наименее уравновешенный.

Меланхолический тип темперамент похож на флегматический, но есть одно существенное отличие от него. Меланхолик – неуравновешенный человек  со слабой нервной системой и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители;

8

длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Ребенок меланхолического темперамента: сумрачный и не по летам серьезный, он медлителен и основателен в проявлениях своей воли. С сильным, глубоким и вдумчивым умом. Крайне впечатлителен, мрачный и замкнутый, он редко проявляет свои чувства.

Психология человека. Типы темперамента [Электронный ресурс].- режим доступа :. https://www.psyhoscop.ru/temperament-cheloveka























9

Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "St, Valentine´s Day" для учащихся 5-11 классов

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: