Боевая Валентина Владимировна
учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №33 г.Краснодара
конспект урока по обществознанию для 6-х классов
Образовательная система « Школа 2100»
УМК по обществознанию : Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В. Обществознание. Учебник для 6-го класса. (Как устроен мир людей?) – М. : Баласс, 2011.
Тема: «Сферы жизни общества»
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цели урока:
Предметные УУД
1. Получить новые знания об устройстве общества
2. Выделять существенные признаки общества.
3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.
Метапредметные УУД
1. Познавательные -владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.
2. Регулятивные — определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект).
3.Коммуникативные — излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД — аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Межпредметные связи:
Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс)
Оборудование : компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по обществознанию Д.Д. Данилова, Е.В.Сизова «Как устроен мир людей?», рабочая тетрадь к учебнику.
I.Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.
Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя . Учитель задает вопрос классу :
— Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том ,что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.
— Учащиеся дают несколько определений.
— Обратите внимание , не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу?
— Да! На доске учитель условно (символами) может отобразить различные точки зрения.
— В чем эти противоречия?
Вступая в диалог с учителем учащиеся выявляют их, осознают и проговаривают.
Определение темы урока.
Формулировка проблемы.
Учитель и дети формулируют и записывают проблему:
Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов. Итак, тема нашего урока : «Сферы, составные части жизни общества»
2.Актуализация знаний
Вспомним то ,что пригодится нам для решения нашей проблемы.
Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:
— Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.
— Какие мы знаем древние общества, государства?
— Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?
— Каковы были основные занятия людей?
— На какие группы делились общества?
— Кто и как управлял людьми?
— Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?
3.Поиск решения(открытие нового знания)
Работа с текстом в режиме технологии продуктивного чтения.
Пункт «Сферы человеческих отношений» стр.10-11,обращаем внимание на вопросы на стр.10.
— Внимательно прочитайте название этого текста и предположите, о чем он сможет нам рассказать.
— Как ты понимаешь, что означает слово «сфера» ?
— Проверьте свои предположения ,прочитав текст. Совпали они или нет и в чем.
— Сделайте выводы.(Учитель всячески поощряет монологическую речь учащихся)
Учитель обобщает выводы учащихся :
— Итак, мы сделали
А.вывод о том , что общество состоит из 4 сфер, областей.
Б.Мы узнали названия этих сфер.
В.Эти сферы взаимосвязаны между собой.
— А теперь давайте посмотрим , что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.
Работа в группах по 5-6 учащихся «Проверь себя»
(перед детьми раздаточный материал : пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии представляющие собой разные стороны жизни общества,таблички с названиями сфер общественной жизни.)
1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.
2.Открыв учебник, самостоятельно изучить материал на стр.12-14.
3.Выявить ошибки (от каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что..,итд)
Заслушиваем, анализируем, сравниваем ,какая группа допустила большее количество ошибок и почему.
Сравниваем наши выводы с авторским на стр.14 учебника. Чьи версии подтвердились?
Применение нового знания.
Первичное закрепление.
На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать и сдать учителю для проверки от групп.
Тест.
А1.Производство материальных благ относится к
1.духовной сфере
2.политической сфере.
3.экономической сфере.
4.социальной сфере.
А2.Распредели по сферам:
1.нации А.духовная сфера
2.президент Б.экономическая сфера
3.религия В.политическая сфера
4.книги Г.социальная сфера
5.фабричное производство
А3.Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду:
Православие,христианство,католицизм,мусульманство,наука,иудаизм,индуизм.
А4.К экономической сфере не относится :
Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля.
(количество и сложность вопросов в тесте зависит от уровня класса и времени на уроке)
Вторичное закрепление.
Домашнее задание: выполнить задание из учебника на стр.14 -15.
1.Заполни таблицу.(письменно)
2.Решаем жизненные задачи.(устно)
Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.
Учитель может устроить это в виде блиц- опроса.
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Что нового узнали?
— Что вам понравилось?
— Что вам не понравилось?
— Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?