Урок по обществознанию
в 9 классе
«Права ребенка»
Новогренко Светлана Викторовна
учитель истории
МОУ Наро-Фоминской СОШ №6
с углубленным изучением
отдельных предметов.
Тема. Права Ребенка.
(Комбинированный урок)
(Над доской слова)
« Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал.
(Эпиграф к уроку на доске)
« Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка»
Ф.М. Достоевский.
Цель: Сформировать в учащихся четкие представления о правах ребенка в обществе РФ.
Задачи:
Познакомить детей с основными нормативно-правовыми актами по правам
ребенка.
Формировать умения и навыки в работе с правовыми документами.
Способствовать повышению правовой культуры учащихся, пополнению арсенала
их знаний по правам ребенка в обществе и умению анализировать и сопоставлять
теоретический материал с фактами из жизни.
Оборудование: Плакаты, газеты, рисунки детей по данной тематике, карточки с дидактическим материалом, конституция РФ, Конвенция по правам ребенка, анкета.
Ход урока:
На прошлом уроке мы изучили основы гуманитарного права. Давайте вспомним, что такое гуманитарное право, его особенности, значение и какие документы закрепляют положения гуманитарного права.
Опрос. Фронтальный.
1.Г.П. — это совокупность норм, призванных оградить от воздействия грубой силы раненных, военнопленных, мирное население, ограничивающих использование наиболее жестоких средств и методов ведения войны. | |
2. Почему мировым сообществом было решено создать нормы гуманитарного права? | 2.Жестокие средства и методы истребления человечества приведут к тотальному уничтожению, не только малых народов, но и всего человечества. (Атомная и водородная бомба и т. д..) |
3. Назовите методы и средства ведения войны, которые запрещены. | 3. Использование оружия приносящего чрезмерные страдания.(газы, вирусы, кассетные бомбы и т. д.) Нельзя использовать для военных целей эмблему Красного креста и белый флаг… |
4. В чем особенности и значение гуманитарного права? | 4; а)Продолжает гуманистическую традицию. Защита жизни человечества в усл. войны. б)Не может иски. Войны, но может ограничить бедствия. в)Вкл. в себя лишь нормы ограничивающие некоторые действия рамками. |
5. Кем и когда были приняты нормы Г .П.?
| 5.1860-Межд Красный Крест ,1864-Женевская конвенция 1907-Гаагская конвенция ,1947- Женевская конвенция |
Индивидуальный (по карточкам)
Карточка №1, №4
Объяснить, чем проблема прав человека в условиях войны отличается от проблемы в
условиях мира.
Карточка №2, №5
Дать определения: конституция, декларация, гуманитарное право, ратификация,
конвенция, государство, федерация, правовое государство.
Карточка №3,№6
«На войне всякая идея человеколюбия — пагубное заблуждение.» Ваше отношение к
высказыванию. Применима ли к войне идея гуманизма? Ответ аргументировать
После опроса на доске вывешиваются понятия: Всеобщая декларация прав человека,
Международный Красный Крест, Женевская конвенция 1947г, Гаагская конференция
1899г. .
Вопрос: Что объединяет эти понятия?
Ответ: Это документы и организации, цель которых, защищать жизнь и права людей.
Сегодня нам предстоит познакомиться и проанализировать нормативные документы, которые защищают права детей.
План изучения новой темы.
1. Почему необходимо защищать детство?
2. Знакомство и практическая работа с документом «Конвенция по правам ребенка»
3. Российские документы по правам ребенка.
4. Реализация прав ребенка.
Звучит фрагмент песни «Прекрасное далеко».
Детство — счастливая завидная пора для взрослых. Для вас, для детей это время сложное, порой вы сталкиваетесь с такими проблемами, которые не в состоянии решить без помощи взрослых. Не всегда эта помощь носит положительный результат.
Федор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас очень часто повторяют: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.» Повторять-то повторяют, да при этом мало руководствуются этой абсолютно нравственной мыслью.
Не только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и товаров первой необходимости, когда наиболее развитые страны тратят сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы для физического существования.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Об этом свидетельствует статистика.
Было дано задание ученику найти статистические данные о проблемах детей в нашей стране. Сообщение.
Российские дети по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают, 60% сирот, достигших 3-х лет, попадают в спец. интернаты; Диагноз «дебильность» только в2004 году был поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет; 348 тыс. потенциально безнадёжных детей из 148 тыс. семей состоят на учете.
В России проблема защиты детей стояла и стоит остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличение числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома.
Учитель.
Дети — это особая, самая беззащитная и бесправная группа населения. Одновременно они
— тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на социальные, экономические и
политические изменения и неблагополучия в обществе.
Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и
преобразования, отношения к детям — неспособности, а порой нежелания или не
понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и
эмоциональном развитии. На современном этапе развития нашего общества намечается
тенденция к тому, что дети не знают свои права, а желание решить эту проблему
затрудняется доступностью информации.
Группе ребят было дано задание провести анкетирование среди 8-9-х классов, чтобы выявить уровень знаний о правах детей.
Задание.
Провести анкетирование заранее и переработать в статистические данные.
Анкета
Как вы думаете, актуальна ли в наше время проблема прав детей?
Почему? Объясните свою точку зрения.
Знаете ли вы свои права?
Перечислите основные права ребенка.
Знаете ли вы названия документов, в которых фиксируются права детей?
Назовите главный документ по правам ребенка.
Хотели бы вы изучить основные законы, защищающие права детей РФ?
Для чего необходимо знать свои права и обязанности?
Учащиеся отчитываются о проделанной работе с помощью таблицы с результатами опроса
Учитель.
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще 1925 году Лига Нации приняла Женевскую декларацию прав ребенка (на доске декларация — это документ рекомендация для правительств государств его подписавших.
В то время права детей рассматривались в общем контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Работа учащихся с документом Декларация прав ребенка.
Заранее весь класс делится на группы. Каждую группу возглавляет эксперт, который подводит итоги работы группы по документу.
Эксперт группы №1
В Декларации прав ребенка 1959 года всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для правительств государств ,его подписавших. Самая главная
рекомендация содержится в тексте статьи 6. В ней сказано следующее: «Ребенок для
полного и гармоничного развития его личности, нуждается в любви и понимании. Он должен, как это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…» (Вывод учащего)
Учитель.
Декларативных принципов для соблюдения прав ребенка было мало. Это показало время.
Которое требовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не
просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались
меры защиты этих прав. В период с 1979 г. По 1989 г. Комиссия по правам человека, в
которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о
правах ребенка (на доске Конвенция — Международные соглашения по какому- то
специальному вопросу, имеющему обязательную силу для государств, которые к нему
присоединились)
« Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания-, ратификации и
присоединения резолюцией 44/45 генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года.
Вступила в силу 2 сентября 1990 г.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15сентября 1990г.
Конвенция о правах ребенка 1989 г. — документ большой, в нем 54 статьи. В отличие от
декларации это не рекомендация. Если государство подписало Конвенцию, то оно обязано
выполнять все записанные в ней нормы. В Конвенции о правах ребенка закреплено
большое количество прав, которые можно разделить на группы.
(Организовать детей в группы для изучения Конвенции и заполнить таблицу.)
Таблицу распечатать заранее (см. приложение).
После того, как учащимися будет выполнена таблица необходимо подвести итоги работы по документу (Конвенция).
Вывод учителя.
Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах.
Государства участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административного, законодательного, юридического и других мер по воплощению Конвенции.
Российские документы по правам ребенка.
Учитель.
Основные нормативно-правовые акты РФ переплетаются с Конвенцией. Рассмотрим некоторые из них: А) Конституция РФ. Б) Семейный кодекс.
Группа учеников получила задание заранее, поработать с Конституцией РФ. Найти и проанализировать статьи, в которых говорится о правах детей.
Анализ Конституции учениками.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ. В главе «Права человека» закреплены в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенных с Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьезными трудностями, вызванными процессом информирования общественного строя и особенно негативными моментами, затронувшими экономику и социальную сферу государства.
В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится во 2 Главе об основных правах и свободах человека и гражданина.
Ст.7 гласит:
В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина
согласно принципам и нормам международного права.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и
свободы других лиц.
Кроме того, в Ст. 38 говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства (зачитывается эта статья).
Рассмотрим Ст.43 Ст43. зачитывается.
…бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье поддерживаются различные формы самообразования.
Ст. 39
.. .говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.
Ст. 45
.. .гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Вывод
Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.
Учитель
Семейный кодекс РФ был принят Государственной Думой Федерального Собрания
РФ 8 декабря 1995 г.. в силу вступил с 1 марта 1996 г.
Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и
отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:
Право ребенка на жизнь и воспитание в семье.
Право ребенка на защиту
Право ребенка на свое личное мнение
Право ребенка на имя, отчество и фамилию
Имущественные права детей
Рассмотрим эти права более подробно. (АНАЛИЗ СТАТЕЙ Семейного кодекса).
Ст. 54 — Право ребёнка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55 — Право ребенка на общение с родителями.
Ст. 56 — Право ребенка на защиту.
Ст. 57 — Право ребенка выражать свое мнение.
Ст. 58 – Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Вывод
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимой для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ( ст. 26, ст. 27)
В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в РФ был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, детских учреждений в условиях развития рыночных отношений.
Но, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.
Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актах, как на российском, так и на международном уровнях.
Следует отметить, что права детей в России в теоретическом плане находятся на высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей.
Дети — это будущее государства. Поэтому необходимо не только в теории, но и на практике помогать детям реализовывать их права, быть гражданами, полноценными членами нашего общества.
В конце урока ученик рассказывает стихотворение
Этот мир многогранен и тесен,
И ребенку не просто в нем жить…
Так, чтоб обществу был он полезен
Мог дружить и, конечно, любить.
И какой бы он не был натуры,
В шутке, юморе меру чтоб знал,
Категории «долг», «честь», культура»
Без условий всегда понимал.
А поможет ему разобраться
И поверить в себя самого
Справедливый закон государства
Для защиты прав и свобод!
Задать домашнее задание
Учить конспект в тетради.
Написать мини эссе: Могут ли права ребенка быть равны правам взрослых? Право свободно выражать свое мнение и дисциплина.
Оценить работу учащихся на уроке.
Если останется время, то можно предложить учащимся игру! Игра-упражнение в группах
Пиктограмма — рисуночное письмо, в котором зашифрована какая-то информация, послание.
Учитель предлагает ребятам изучив статьи Конвенции, выбрать две, обратившие на себя
внимание. (Или разделить на группы, как они работали с Конвенцией во время урока) и
«зашифровать» их в рисунке. После того как все группы справились с заданием, рисунки
поступают к учителю. Ребятам предлагается угадать, какая статья зашифрована на
рисунке.
Используемая литература
Нормативные документы
1.Конвенция о правах ребенка.
2.Конституция Российской Федерации.
3.Семейный кодекс РФ.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации.
5.Президентская программа «Дети России».
6.Федеральная целевая программа «Молодежь России».
7.Программы «Молодежь России», «Дети России».
Дополнительная литература
1.Детское движение: словарь-справочник. — Минск, 1998
2.Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984
3.Иванов В. Д. Формирование активной жизненной позиции старшего школьника в условиях временного коллектива: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1979.
4.Иванов И. П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. — М., 1990
5.Игры — обучение. Тренинг. Досуг/ Под редакцией В. В. Петрусинского,1994
6.Кан-Калик В. А. Педагогическое общение. — М., 1986.