ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Урок и презентация по праву в 1 – 4 классах
«Права человека»
подготовила
учитель истории
Аргун Ольга Анатольевна
г. Смоленск
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Деларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.
Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
Материально-техническое обеспечение урока:
• комплект компьютерного оборудования, поставляемого в рамках программы дистанционного обучения детей-инвалидов Смоленской области.
Проблемный урок формирования новых знаний по теме “Права человека” у учащихся младших классов, проводится на неделе права в школе. В связи с особенностями дистанционного образования, на основании базисного плана Центра дистанционного образования и индивидуальных учебных планов обучающихся неделя права в 1 – 4 классах проводится 1 раз в учебном году.
1.Тема урока: «Права человека»
Класс: 1 – 4 класс.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: проблемный урок.
2.Интегрирующая дидактическая цель: способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей.
3.Целевой план действий для учащихся:
дать представление о таких понятиях как право, обязанность, формировать у ребенка сознание о том, что что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлимыми правами, обобщить знания детей об основных правах ребёнка, развести понятия “права” и “обязанности”, показать единство прав и обязанностей”, познакомить детей с организациями, в которые они могут обратиться при нарушении их прав;
развивать чувство человеческого достоинства, развивать способность учащихся слушать других и вести диалог с преподавателем и одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения, развивать умение анализировать, выделять главное; развивать речь, внимание, мышление учащихся;
воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру, воспитывать нравственные качества детей на примере жизненных ситуаций, воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам, воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
4. Ход урока:
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень важными вещами в нашей жизни, без которых мы бы не могли спокойно жить. Вы наверное знаете, что окружающий мир очень большой, что на Земле живут самые разные животные, рыбы, птицы и конечно же люди. Все люди разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, мы живем в разных местах, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Ребята, посмотрите друг на друга и скажите – разве вы одиннаковые?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Разве у вас одинаковая одежда?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Вы все любите дождь?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Правильно, мы все разные. Но не смотря на это, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это общее есть права человека (презентация: слайд 2). А как вы думаете ребята, что такое право (презентация: слайд 3)?
Учащиеся: Это то, чем обладают все люди на Землю (презентация: слайд 4).
Учитель: Верно, права человека есть у всех людей на Земле, право как солнышко – светит для всех людей на планете (презентация: слайд 5). Посмотрите на солнце и скажите – все люди его видят и всем ли людям оно приносит тепло?
Учащиеся: Солнце большое и все люди его видят, оно всем приносит тепло.
Учитель: Так же как солнышко, право есть у каждого человека на земле. А скажите, разве солнышко появляется на небе, когда человек ведет себя хорошо или плохо?
Учащиеся: Солнышко появляется всегда, каждое утро оно поднимается над Землей и оно не зависит от того, что делает человек.
Учитель: Верно. Солнышко светит всегда, независимо от человека и от того как поступает человек. Так же и права у человека существуют всегда и не зависят от того какой это человек и что он делает. Поэтому, права человека никто ему не дает, человек получает эти права от рождения и теряет их только когда умирает, то есть никто не может лишить вас ваших прав. Посмотрите друг на друга: все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Право в жизни людей играет очень большую роль, так как оно является правилом поведения, которое соблюдается каждым человеком (презентация: слайд 6). Именно право делает нашу жизнь спокойной и защищенной; и как солнышко согревает нас когда холодно, так и права защищают нас, когда вокруг опасность (презентация: слайд 7). Поэтому у каждого человека есть много самых разных прав, они как братья и сестры помогают жить нам в мире (презентация: слайд 8). Скажите, ребята, а какие права, как вы думаете, есть у каждого человека?
Учащиеся: Право на жизнь, право на обучение и т.д.
Учитель: Давайте посмотрим какие же есть права у каждого человека и тем более у вас (презентация: слайд 9): право на жизнь, право на свободу, право на охрану здоровья (каждый человек имеет право на оказание ему медицинской помощи), право на самозащиту (каждый человек имеет право защищать себя), право на жилище (каждый человек имеет право иметь свой дом, какой он захочет), право на получение знаний (каждый человек имеет право учиться в школе или в других образовательных учреждениях) и много других прав. Прав у человека много и всех их должно защищать государство, наша страна (Россия) – это его обязанность (презентация: слайд 10). А что такое обязанность, ребята?
Учащиеся: Это то, что обязаны делать все.
Учитель: Верно. Обязанность это то, что должно всегда выполняться. А как вы думаете, у вас есть обязанности?
Учащиеся: Да.
Учитель: Верно. У каждого человека есть как права, так и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. А наша самая главная обязанность – не нарушать права других людей (презентация: слайд 11). Если мы будем следовать этому правилу, то наша жизнь станет спокойной и защищенной. Скажите, а какие ещё обязанности есть у вас?
Учащиеся: Мы должны учиться в школе, слушать родителей, не нарушать законы.
Учитель: Правильно. Каждый из вас обязан получить основное общее образование (т.е. Учиться в школе) (презентация: слайд 12), а мальчики несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (презентация: слайд 13). Поэтому как только вы понимаете, что нарушаются ваши права, вам необходимо немедленно обратиться за защитой своих прав: в участковый пункт полиции, в суд, в организацию по защите прав ребенка по Смоленской области, позвонить по единому детскому телефону доверия (8 800 200 01 22) (презентация: слайд 14). Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами познакомились с таким понятием как права человека и узнали, что прав у человека очень много. Какие выводы вы для себя сделали?
Учащиеся: Каждый из нас обладает большим количеством прав и обязан не нарушать права другого человека.
Учитель: (подводит итог) Все мы живем в этом мире среди людей, поэтому очень важно научиться принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, очень важно контролировать свое поведение в общении с другими людьми. Я с вами прощаюсь, но напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению.
Использованные ресурсы:
Всеобщая декларация прав человека // Декларации // Декларации, Конвенции, соглашения и другие правовые материалы [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 14.01.2012);
Декларация прав ребенка // Декларации // Декларации, Конвенции, соглашения и другие правовые материалы [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 30.08.2011).