Внеклассное мероприятие «Божий край»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

р.п. Красные Баки

Нижегородская область























Внеклассное мероприятие

«Божий край»







Учитель биологии

Скворцова Т.А.









2013 год


Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.

Д. С. Лихачев


Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с памятником культуры родного края, как носителе православных традиций.
Задачи:
Образовательные:

  1. Познакомить с историй становления Троицкой церкви.

  2. Способствовать формированию жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать у учащихся ориентировочные основы мышления. Способствовать развитию высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление).

  2. Развивать коммуникативную компетентность (умение работать на сцене; высказывать и отстаивать свое мнение; слушать и слышать мнение других; воспринимать и ассимилировать поступающую информацию извне; проявлять рефлексивное поведение).

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к зодчеству родного края.

  2. Формировать осознанное понятие о значении культурного наследия.

Ход занятия.


У: Ребята, добрый день. Я хочу обратить ваше внимание на слова, сказанные Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым (слайд 2): «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Наше мероприятие сегодня посвящено этой науке – краеведению. Мы с вами сегодня будем изучать частицу нашего края.

Ученики читают стихотворение (слайд 3)

Над Ветлугой небо голубое.

Над Ветлугой небо голубое,
И струится кружево тумана.
На рассвете мы уйдем с тобою
Прочь от суеты и от обмана.

Выпьем чашу тишины рассветной
И пройдемся по медовым росам.
И наедине с мечтой заветной,
Вдаль уйдем по высохшим покосам.

И роса, прохладой обжигая,
Освежит наш разум раскаленный,
Я скажу тебе: «Не надо рая,
Я и так счастливый и влюбленный».

Над Ветлугой небо голубое,
И струится кружево тумана.
На рассвете мы уйдем с тобою
Прочь от суеты и от обмана.


У: Восточную часть Нижегородской области, по которой протекает Ветлуга, принято называть   Ветлужским краем.  И нужно сказать, что это название вполне оправдано, оно сложилось исторически и прочно вошло в жизнь людей, в литературу. Ветлужский край — обширная территория, простирающаяся от южных склонов Северных Увалов до левобережья Поволжья, это Ветлужский район, Варнавинский район, Воскресенский район и наш Краснобаковский район.

Территория Ветлужского края располагает многочисленными историческими, культурными, природными и архитектурными памятниками. Какие достопримечательные места Ветлужского края вы можете назвать.


Д: предположительные ответы — озеро Светлояр, Краснобаковский дендрологический парк, дом князя Трубецкого, большое Уренское болото.


У: Верно памятников много, но сегодня мы поговорим с вами об очень удивительном месте – Божием Крае, которое находится в с. Троицкое Воскресенского района. (слайд 4)


У: (слайд 5) Когда-то давно река Ветлуга была оживлённым водным путём и служила границей русского государства. Археологические раскопки В.Н. Поливанова в 1889 году установили наличие русского поселения 15 века, охранявшего переправу через реку Ветлуга по дороге между Городцом и Вяткой. По обе стороны реки Ветлуга стояло множество древних сёл. Троицкое – одно из них, и ведёт оно свою историю с тех времён.


У: Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в прошлое, примерно 400 лет назад в село Троицкое (слайд 6), которое было расположено на Красной горе Бабья тож, так именовалась она в 17 веке. В более поздних дореволюционных документах встречается название Бабья гора. Сейчас это территория Воскресенского района Нижегородской области. А в те времена, когда административное деление было совсем иным, с современным имело мало чего общего, территория села Троицкого входила в Казанскую епархию и принадлежало «Кузмодемьянскому» уезду. Достоверно известно, что в 1667 году была по благословению Преосвященного Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского, построена «в Луговой стороне промеж реками Ветлугой и Устою над Черным озером в диком черном лесу пустыня Живоначальной Троицы и преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев». (слайд 6)

И построена она была Черным попом Гавриилом, что подтверждают архивные данные. Со времени постройки в 1667 году до 1694 года шли споры между Нижегородской и Казанской епархиями (последняя попытка была предпринята в 1690 году), а также между Троицкой и Варнавинской пустынями (1689 год) за территориальную принадлежность Троицкого Бабьегорского Черноезерского монастыря. Что бы разрешить спор между Троицкой и Варнавинской пустынями, в 1689 году из Космодемьянска был послан сын боярский Марко Рудняк, который и положил конец горячим спорам и «про тоем де пустынь разыскивал для того, что пустынь построена в Кузмодемьянском уезде, а не в Галицком».

В архивах также имеется приговор 1690 года, составленный по указу государей боярином князем Борисом Алексеевичем Голицыным с товарищами, в ответ на попытку Нижегородского митрополита Павла получить земли Черноезерской пустыни в свою иепархию: «Черноезерской пустыни преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев с пашенною землёю и с лесом и со всякими угодьями быть в Казанской епархии преосвященного Маркела, митрополита Казанского и Свияжского, и владеть того монастыря строителю Иосифу с братией по прежнему против челобития, потому что та пустыня Кузмодемьянскому уезду Казанской епархии, а не Нижегородской и построена по благословению Преосвященного Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского».

Споры закончились, и монастырь продолжал оставаться домовым монастырём Казанских митрополитов. Нельзя сказать, что в архивах находятся сведения о том, что Троицкая церковь была вновь построена в 1713 году. Данных, подтверждающих разрушения до основания, в архивах не имеется. И действительно за 35 лет здание разрушиться самостоятельно не могло. Предположить можно, что с храмами действительно что-то случилось в результате споров между епархиями и претензиями на земли игумена Варнавинской пустыни. «Надеясь на своё насильство, в той их пустынь въехал и тое их пустынь разорили они де, Иосиф с братией, в том разорении били челом Святейшему Патриарху Адрияну,…» — писал в своем челобитье игумен Иосиф, жалуясь на Мисаила, игумена Варнавинской пустыни, принадлежавшей всё той же Казанской епархии. Трактовать слово «разорил» как «разрушил до основания» монастырские строения не представляется возможным, потому как речь идёт о священнослужителе. Можно предположить, что в результате многолетних споров пустынь пришла в упадок и к концу 17 началу 18 века потеряла статус «домового храма» Казанских митрополитов.

Церковь стала общедоступной. Значение термина «домовой храм» вовсе не зависит от его расположения внутри здания. «Домовой храм» отличается от «приходского». «Приходской храм» предназначен для всех верующих, в первую очередь для проживающих близ храма людей. «Домовой храм» рассчитан на определённую категорию людей. Например, членов одной семьи, персонала и пациентов больницы, учащихся и педагогов учебного заведения. В данном случае этой «семьёй» были Казанские митрополиты. И формально домовой храм не имел постоянного настоятеля и юридически оформленного прихода, а раз так, то и есть основание полагать, что 1713 год это и есть дата юридической регистрации прихода.


У: Пришло время возвращаться из прошлого в настоящее, и я предлагаю отправиться в с. Троицкое…


У: (слайд 7) Итак, на Высоком берегу старого русла извилистой реки Ветлуги красуется старинный деревянный ансамбль, состоящий из Троицкой церкви (летней) с колокольней и церкви Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев (зимней).


У: (слайд 8) Экскурсию начнём, войдя в ворота ограды Троицкой и Зосимо-Савватьевской церквей. У ворот ограды стоит небольшая часовенка. (слайд 9)


У: (слайд 10) Троицкая церковь в плане «корабль» состоит из паперти, притвора и трапезной, перекрытых постепенно увеличивающимися по высоте крутыми двускатными кровлями, алтаря с крышей на пять скатов и высокой колокольни (слайд 11) с открытой галереей и шатровым верхом.


У: (слайд 12) Первоначально колокольня стояла отдельно и имела открытые проходные ворота. Удивительный вид на село открывается с колокольни. А когда идёт служба волнуют душу перезвон колоколов. (слайд 13, 14) В начале 19 века её соединили с трапезной закрытой папертью. Над центральным объёмом храма возвышается восьмерик, увенчанный небольшим куполом с главкой. В 19 веке Троицкая церковь украшается коваными замками (слайд 15), карнизами, наличниками (слайд 16) и обшивается снаружи досками, которые скрывают то, что она построена из 200-летних брёвен (т.е. сейчас им более 500 лет) диаметром 30-35 см без единого гвоздя.


У: Обе церкви в советский период не подвергались разграблению, лишь закрывались на период с 1938 по 1947 год после ареста священника. Настоятель храма о. Владимир Святицкий был расстрелян по приговору особой Тройки 2 декабря 1937 года. Постановления органов власти о закрытии церкви не было.


У: (слайд 17) Когда входишь в церковь, поражает внутреннее убранство, которое находится в настолько хорошем состоянии, какое редко можно встретить в оригинальном виде в церквях такого возраста. Например, сохранился уникальный резной, без позолоты липовый иконостас. (слайд 18) По свидетельствам очевидцев, коренных жителей с. Троицкое, в храмах было большое количество древних икон, их было так много, что некоторые стояли на полу. Некоторые иконы сохранились и до наших дней. Это знаменитая икона Казанской Божией Матери, к которой приезжают за помощью люди, даже из других областей. К сожалению, многие иконы бесследно исчезли. В храме хранились древние книги, старинные церковные облачения и утварь.


У: История церквей за долгие века, конечно, «обросла» легендами и преданиями. Ученики нашего класса подготовили сообщения о легендах связанных с этим удивительным местом.


Ученик 1: В селе рассказывают истории про найденные в лесу и на берегу иконы, повествуют о том, как в 1945 году житель села Михаил, проходя мимо закрытой церкви, служба в которой не велась уже несколько лет, услышал пение и, заглянув в окно, увидел священника, ходящего вокруг аналоя с кадилом.


Ученик 2: (слайд 19) Ещё одна из легенд повествует о том, что при церкви, инсценировав свою смерть, под именем Федора Кузьмича жил император Александр I, и есть даже несколько фактов, которые обычно приводят в доказательство этому. Например, интересное надгробие у входа с изображением колесницы и царского герба, но легенда эта так и остается неразгаданной тайной. А над входом в «царские врата» в Троицкой церкви изображена корона с вырезанными на ней царским гербом, скипетром, державой и кортиком – символами рода Романовых.


Ученик 3: (слайд 20) Не менее богаты на легенды и окрестные сёла. Торговый водный путь всегда притягивал к себе разбойников. Совсем недалеко находится Бабья гора, на которой, по преданию, жила банда разбойников во главе с атаманшей Степанидой. Сейчас Ветлуга немного отступила от холма (хотя по-прежнему видана с него), а тогда с вершины горы можно было отлично видеть проплывающие мимо суда и, оценив обстановку, нападать и грабить их. Есть разные версии легенды о гибели Степаниды – по одной из них атаманшу убили ее же мужички, по другой она сама бросилась в реку, не желая выдавать войскам спрятанные здесь же сокровища.


У: (слайд 21) С развитием туризма в России повысился интерес к памятникам культуры нашего края. Древность деревянных храмов, легенды и предания этого места, возможность побывать на службах в старинной церкви привлекают православных христиан. Не забыто это место Богом, хотя во все времена оно было спрятано от глаз людских. Ещё П.И. Мельников-Печерский, в своём романе «В леса» писал: «Там Русь исстари на чистоте стоит, какова была при прадедах, такова хранится и до наших дней».




Ученики читают стихотворение. (слайд 22)


О, древних русских Храмов купола!

О, древних русских Храмов купола,
Глядящих в небо высоко и свято,
Как много в светлом облике тепла,
Какая это благодать для взгляда!

Нисходит в Храмы милосердный Бог,
Незримый Он участник служб церковных,
Он видит всё, величествен и строг,
И дух Его в любом углу укромном.

В торжественной и хрупкой тишине
Он в миг звучания молитвы с нами.
Душа подобна трепетной струне
И откликается на всё слезами.

Навек соединяется с Христом
В причастии — очистить душу светом,
И осеняем мы себя крестом
И верим, что спасенье наше в этом.

Душою мы стремимся в Храм всегда —
С себя снять ворох грязи, прегрешенья,
Особенно, когда гнетёт беда,
Когда приносит жизнь одни лишенья.

Господь нас слышит, нам даруя свет,
Когда мы проливаем горько слёзы,
Благословляя, молча нас в ответ
И очищая душу, словно грозы…


У: Ребята, подошла к концу наша виртуальная экскурсия по одному из удивительных мест Ветлужского края. Полученные знания, прошлого и настоящего частицы нашего края вам необходимы для дальнейшего непосредственного участия в преобразовании своей малой родины в будущем, поскольку наш родной край – живая, деятельная частица великого мира в котором мы живём. Но наш Ветлужский край богат и другими достопримечательностями. Многие родные нам сердцу места воспели в своих стихах поэты нашего Краснобаковского района. Имена этих поэтов нам всем известны, это – Клара Панфилова, Лариса Макина, Владимир Исаенко, Валентина Катютина, Евгения Корешкова. В завершение нашего мероприятия в школе объявляется конкурс стихов «И сердцу милый уголок».









Литература:

  1. Божий край, под редакцией Бугровой М.С. Нижний Новгород, 2010.

  2. Валентина Казанцева. Над Ветлугой небо голубое. https://www.st-rudka.ru/book/export/html/169

  3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература. 1985

  4. Элла Гоник. О, древних русских Храмов купола… https://www.stihi.ru/2012/06/23/8

  5. http://www.gttp.ru/PC/pc_16.htm

  6. http://klubokok.ru/Nizheg.obl/Troitckoe.html

  7. http://autotraveler.livejournal.com/4485.html

  8. http://ggaliba.ucoz.ru/blog/dostoprimechatelnosti_voskresenskogo_rajona/2012-10-11-138

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Урок нравственности. Совесть"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: