Внеклассное занятие «Поговорим о вежливости» (2-й класс)
Цели урока:
закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;
учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
прививать детям этические нормы поведения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Почему же от слова здравствуйте, становится теплее и радостней?
(Ответы детей)
— Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.
Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о вежливости и правилах поведения.
А что же такое вежливость?
(Ответы детей)
На доску записать тему “Вежливость”.
Вежливость – соблюдение правил приличия.
Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
Послушайте, откуда пришло это слово:
— Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
— Ах, ты невежа – говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ
— Нет, я вежа, вежа, вежа!
Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.
Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.
Посмотрите сценку, которую приготовили ребята, ещё об одном вежливом слове, которое можно назвать волшебным.
Сценка
Действующие лица: Старичок и Павлик.
На сцене сидит старичок, и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик.
Павлик: Подвиньтесь.
Садиться. Лицо у Павлика сердитое.
Старичок: С тобой что-то случилось?
Павлик: Ну и ладно! А вам-то, что? (Косится на старика.)
Старичок: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик (сердито): Ещё бы! Я скоро совсем из дома убегу.
Старичок: Убежишь?
Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Старичок: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой… (с обидой).
Старичок: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: (кричит) Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!” (Стучит по скамейке).
Старичок: Что же не берёт тебя брат?
Павлик: А почему вы всё спрашиваете?
Старичок (гладя бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… (Павлик раскрыл рот). Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик: А какое слово?
Старик, наклоняясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит громко.
Старичок: Это волшебное слово, но не забудь как нужно его говорить.
Павлик (весело): Я попробую, я сейчас же попробую.
Вскакивает и убегает.
— Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик мальчику?
— Помогло ли это слово?
— Какие вы ещё знаете волшебные слова?
(Ответы детей)
А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”, угадайте волшебные слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).
— Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.
— Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
— Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
— Извините, я немного опоздал.
— Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
— Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
— Чтобы вы ответили на вопрос?
(Рассуждения детей)
— Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
— Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
— Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
— С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
— А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
— Почему громко кричать вредно для здоровья?
(Ответы детей)
Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!
— Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – низко, низко приседаем.
— Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
— Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).
— Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
— Входящему в класс можно крикнуть “привет”.
— Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.
— Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
— В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
— Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.
— Не надо ябедничать.
— В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
— Молодцы! Спасибо!
— Очень важно соблюдать правила поведения в столовой. Посмотрите видео запись поведения детей в столовой в нашей школе. Попробуйте заметить, какие ошибки допустили ребята.
— Просмотр записи, анализ ситуации.
— Как мы идём в столовую? Что пере этим делаем?
— Как садимся за столы?
— Как едим? Почему?
Ребята расскажут некоторые правила: (готовят заранее).
— В столовой есть закон такой: “Руки мой перед едой!”
— Очень пища хороша – кушай пищу не спеша!
— Если будешь всё съедать – шанс учиться есть на “пять”!
— Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси её скорей-ка!
— Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!
— Часто дети забывают о правилах, хотя знают их. Подумайте, что можно сделать в нашем классе, чтобы ребята не забывали хорошо себя вести на уроках, на переменах, в столовой и не забывали волшебные слова.
(Ответы детей)
Итог занятия:
— О чём мы сегодня говорили?
— Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?
(Ответы детей)
Вывод:
Все эти правила нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.