Беспалов Андрей Викторович, преподаватель технологии
МОУ Дмитровской СОШ №1 им. В.И.Кузнецова
Выступление на районном семинаре «Управление качеством образования: Интегрированные уроки в процессе формирования у школьников целостного взгляда на мир в рамках II поколения »
23 ноября 2011года
Интегрированный способ обучения. Образовательный туристический поход.
«Закон продуктивности»- организация деятельности, а не поведения.
План доклада.
1. Введение. Проблемы и их описание.
2. Образовательный туристический поход как инструмент, позволяющий если не решить, то хотя бы приблизиться к решению имеющихся задач.
3. Описание проведенного похода. Правила и основные требования к подготовке «Образовательного туристического похода».
4. Результаты. Особенности. «Плюсы» и «Минусы».
5. Планы на учебный год 2010-2011 гг.
-Введение. Проблемы и их описание.
— Физическое состояние учащихся – великолепное, нет голодных, истощенных. Преподаватели физкультуры дали детям не просто основы, но и научили большинство правильно бегать, прыгать, играть в различные игры и прочее. Что хотелось бы еще: научить терпеть лишения, жажду, голод, жару; проверить на практике умение распределять силы и рационально их расходовать и умение трезво оценивать свои возможности.
— Краеведение – на сознание учащихся оказывает влияние окружающий мир, природа. К сожалению, нас окружают неопрятные подъезды, уродливая архитектура, хамство. Одно из окон в мир – телевидение, очень неудачное. Происходит атомизация личности.
Определённое количество детей не знают, где живут, история края изучается, но сложно дистанционно представить и почувствовать размах долин, красоту гор, величие рек – даже самых маленьких, но исторически значимых. Невозможно сформировать чувство Патриотизма только рассказывая, не прикасаясь ладонью к тому месту, где жили люди, создавшие саму возможность нашего существования, не слившись с природой, не услышав шум леса, журчание реки. Пример: Салтыков – Щедрин – усадьба – изменение сложившегося взгляда, М.Лермонтов, Семенов – Тяньшаньский и проч.
— Топография, ориентирование – по статистике – из 10 человек только 2 могут более — менее связно рассказать и описать маршрут до контрольной точки в г. Дмитрове.
Пример из учебника по ориентированию с православным храмом.
Вопрос к залу: А зачем определяют направление на север?
Увы, большинство не сможет внятно ответить на этот вопрос.
-«Умение выживать в природных условиях», неверна сама формулировка, мы должны уметь жить в гармонии с окружающим миром, а «выживать» надо уметь в чужом для нас мире. Человек не должен испытывать дискомфорт в природных условиях родного для него края, но уметь запасать, хранить и рационально использовать продовольствие и воду необходимо.
— Формирование природоохранного мировоззрения. Пример из Р.Бредбери – эффект бабочки, реальные примеры из личной жизни (с-х производство).
— Организация коллективных действий. Л.Троцкий: «Казаков надо уничтожить, это единственная часть русского народа способная к самоорганизации».
— Профориентация. Формирование культуры потребления.
— Пример применения компьютеров на производстве – Вопрос к залу, Ответы предсказуемы и не отражают фактическое положение.
Межличностные отношения, терпимость, забота о слабом.
А) Образовательный туристический поход – как инструмент…
Интегрированные способы обучения придуманы не нами и применяются они успешно по многим дисциплинам, но хочу обратить Ваше внимание на некоторые элементы, на которых мы настаиваем.
— Туристический поход должен быть насыщен конкретным содержанием, тщательно подготовлен не только сточки зрения спорта, но и с опорой на наши действующие образовательные программы.
— Маршрут должен проходить через действующие производственные объекты.
— Очень важна психологическая составляющая, создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
— В организации похода должны принимать участие и учащиеся, так как это является одним из элементов обучения.
— На всех этапах организации и проведения похода должна работать команда преподавателей – единомышленников.
— Темп похода должен соответствовать информационному насыщению.
Обязательно необходимо учитывать физическое состояние участников похода и распределять образовательные моменты по времени чтобы они не вызывали утомления от обилия информации.
Б) План образовательного туристического похода( с учащимися):
Предварительная работа с картами.
Предварительное изучение истории мест, где проложен маршрут.
Подготовка педагогов – участников похода.
По приезду на место старта похода – ориентирование, историческая справка.
При движении – изучение ландшафта, растительного и животного миров.
Посещение исторических и культурных объектов, с обязательным описанием их.
Посещение современных производственных комплексов, встреча со специалистами и рабочими, фоторепортаж.
Организация движения, распределения груза, подготовка стоянок, приготовление пищи. Досуг(песни,стихи, игры).
При движении организация форсирования рек с отработкой ПМП.
Обсуждение результатов похода, подведение итогов.
В) Памятка участнику похода.
Каждый участник похода должен самостоятельно позаботиться о своем собственном здоровье и комфорте во время всего похода.
Рекомендуем взять с собой:
Лёгкий дождевик.
Тёплую одежду: свитер, носки,нижнее бельё, брюки, кроссовки.
Всё герметично упаковано.
3.К –кружка
Л – ложка
М – миска
4. Средства личной гигиены.
5. «Пенку» — коврик теплоизолирующий.
6.Продукты питания на 1 день.
Рекомендуем надеть:
-Прочную обувь для пересечённой местности,
— Бельё (хлопок),
— Головной убор,
— Ветрозащитную куртку,
Взять с собой 150 рублей (оплата билета на автобус).
Г) Образец оформления разрешительной документации
Директору МОУ Дмитровской СОШ №1
Им. В.И. Кузнецова
Чернышовой Татьяне Алексеевне от
классного руководителя 9в класса
Щербаковой Людмилы Павловны.
Заявка.
Прошу разрешить образовательный туристический поход с учащимися 9в класса 24 сентября 2010 года.
Маршрут: Дмитров-Ольявидово-Саввино-Дмитров.
Пешеходная часть; Ольявидово-Саввино- 9 км.
Дорога: гравийное шоссе – 7 км.
по пересечённой местности – 1,5км.
асфальтовое шоссе – 0,5км.
Цель похода: Изучение – истории и культуры «Малой Родины»,
— топографии, отработка навыков ориентирования,
— способов автономного существования,
— умения выживать в природных условиях,
— организации походов, получения навыков пешего хода.
Воспитание — физической выносливости и умения распределения сил во время длительных физических нагрузок.
Профориентация – Посещение самого современного животноводческого комплекса в Дмитровском районе. Экскурсия проводится с привлечением специалистов комплекса.
Краткое описание похода:
8.15 – отправление автобусом с вокзала до поселка Ольявидово. Цена билета 70 руб.
9.30 – Движение пешим порядком по направлению к «святому источнику» – северная граница Ольявидово.
В дальнейшем – по гравийному шоссе – движение в сторону деревни Саввино, через 3 километра – привал на берегу р. Веля – 1 час.
12.00 – посещение животноводческого комплекса.
13.30 – по асфальтовому шоссе до д.Саввино и 1 км до реки Дубна.
14.00 – привал,
— отработка навыков разбивки лагеря,
— приготовление горячей пищи,
— заготовка дров, воды,
— разведение костра,обогрев, сушка одежды.
18.00 – Сворачивание лагеря.
18.30 – Отправление автобусом от д.Саввино до Дмитрова. Цена билета 80 руб.
Поход сопровождают родители: Н.А.Хабирова и М.Ю.Кушпиль.
Ответственность за жизнь и здоровье детей несут классный руководитель Л.П.Щербакова и учитель ОБЖ – А.В.Беспалов.
Д) Описание проведенного похода ….
В сентябре 2010 года Л.П.Щербаковой- классным руководителем 9 класса и мною был организован образовательный туристический поход, в котором приняли участие 20 детей(из 26) и 4 взрослых( в т.ч. медработник). Маршрут с. Олъявидово- Святой Источник(купальня) – р. Веля – Животноводческий комплекс «Дубна +» — д. Саввино – р. Дубна – Никольская церковь с. Павловичи – Дмитров.
Начало похода 8-00 автовокзал г. Дмитров, окончание 20-00 автовокзал г. Дмитров.
Маршрут предварительно пройден и частично изучен на автомобиле мною. Сняты расстояния, изучены места стоянок, заключены соглашения с представителями с-х предприятия. Расписания автобусов и цены на билеты отработаны учащимися.
Продукты закуплены учащимися самостоятельно, но организованно, по заранее коллективно согласованному списку. Ответственные были выбраны детьми самостоятельно.
Каждый участник получил памятку с конкретным описанием одежды, обуви, лекарственных средств и проч.
—Результаты, особенности. Плюы и Минусы.
Особенность — Программа подходит для учащихся с 7 по 11 класс, чем старше дети, тем насыщенней и продолжительней программа похода.
Результаты — Учащиеся видят учителя с другой стороны, поднимается статус, меняется угол зрения.
— Восприятие обострено, легче устанавливаются логические связи, осознание, ответственность.
Меняется психологический климат в классе, 9В стал более адекватен и лично мне понятен.
— Есть возможность увидеть детей с разных сторон, зачастую дети, которые в аутсайдерах – проявляют себя, реализуются, становтися понятна ценность каждого. Примеры самоотверженности.
— Очень важно – профориентация, слом стереотипов, формирование культуры потребления.
Минусы
– курение
— очень энергозатратно для организаторов.
Е) Планы на учебный год 2010-2011.
Классы 7-11.
— Рогачево – Александрово- Усть-Пристань – Медвежья Пустынь.
Историческое наполнение с. Рогачево, Храм, Александрово-попытки реинженеринга, древний водный путь, место ссылки жены Ивана Грозного, Шатровый храм,современная крестьянская усадьба.
Акцент – история, технология, профориентация.
Продолжительность – дневной или с 1 ночевкой.
— Водный р. Дубна – Вербилки – г.Дубна – Произв-во лазерной техники
Акцент – Технология, физика, комп. Технолгии.
Продолжительность- с 1 ночевкой.
-Пеший с. Настасьино – Школа верховой езды – Автополигон – Завод Спецтехники и связи МВД
Акцент -Технология, Биология
Дневной.
Зимний, лыжный Ольявидово –р.Веля – р.Дубна – Саввино.
Повышенной сложности. Дневной или с ночлегом в доме.