Интегрированный способ обучения. Образовательный туристический поход


Беспалов Андрей Викторович, преподаватель технологии

МОУ Дмитровской СОШ №1 им. В.И.Кузнецова

Выступление на районном семинаре «Управление качеством образования: Интегрированные уроки в процессе формирования у школьников целостного взгляда на мир в рамках II поколения »

23 ноября 2011года


Интегрированный способ обучения. Образовательный туристический поход.


«Закон продуктивности»- организация деятельности, а не поведения.


План доклада.


1. Введение. Проблемы и их описание.

2. Образовательный туристический поход как инструмент, позволяющий если не решить, то хотя бы приблизиться к решению имеющихся задач.

3. Описание проведенного похода. Правила и основные требования к подготовке «Образовательного туристического похода».

4. Результаты. Особенности. «Плюсы» и «Минусы».

5. Планы на учебный год 2010-2011 гг.


-Введение. Проблемы и их описание.


— Физическое состояние учащихся – великолепное, нет голодных, истощенных. Преподаватели физкультуры дали детям не просто основы, но и научили большинство правильно бегать, прыгать, играть в различные игры и прочее. Что хотелось бы еще: научить терпеть лишения, жажду, голод, жару; проверить на практике умение распределять силы и рационально их расходовать и умение трезво оценивать свои возможности.


— Краеведение – на сознание учащихся оказывает влияние окружающий мир, природа. К сожалению, нас окружают неопрятные подъезды, уродливая архитектура, хамство. Одно из окон в мир – телевидение, очень неудачное. Происходит атомизация личности.

Определённое количество детей не знают, где живут, история края изучается, но сложно дистанционно представить и почувствовать размах долин, красоту гор, величие рек – даже самых маленьких, но исторически значимых. Невозможно сформировать чувство Патриотизма только рассказывая, не прикасаясь ладонью к тому месту, где жили люди, создавшие саму возможность нашего существования, не слившись с природой, не услышав шум леса, журчание реки. Пример: Салтыков – Щедрин – усадьба – изменение сложившегося взгляда, М.Лермонтов, Семенов – Тяньшаньский и проч.


— Топография, ориентирование – по статистике – из 10 человек только 2 могут более — менее связно рассказать и описать маршрут до контрольной точки в г. Дмитрове.

Пример из учебника по ориентированию с православным храмом.

Вопрос к залу: А зачем определяют направление на север?

Увы, большинство не сможет внятно ответить на этот вопрос.


-«Умение выживать в природных условиях», неверна сама формулировка, мы должны уметь жить в гармонии с окружающим миром, а «выживать» надо уметь в чужом для нас мире. Человек не должен испытывать дискомфорт в природных условиях родного для него края, но уметь запасать, хранить и рационально использовать продовольствие и воду необходимо.

Свежие документы:  Знаменитые шедевры русской живописи, 4 класс


— Формирование природоохранного мировоззрения. Пример из Р.Бредбери – эффект бабочки, реальные примеры из личной жизни (с-х производство).

— Организация коллективных действий. Л.Троцкий: «Казаков надо уничтожить, это единственная часть русского народа способная к самоорганизации».

— Профориентация. Формирование культуры потребления.

— Пример применения компьютеров на производстве – Вопрос к залу, Ответы предсказуемы и не отражают фактическое положение.


  • Межличностные отношения, терпимость, забота о слабом.


А) Образовательный туристический поход – как инструмент…


Интегрированные способы обучения придуманы не нами и применяются они успешно по многим дисциплинам, но хочу обратить Ваше внимание на некоторые элементы, на которых мы настаиваем.

— Туристический поход должен быть насыщен конкретным содержанием, тщательно подготовлен не только сточки зрения спорта, но и с опорой на наши действующие образовательные программы.

— Маршрут должен проходить через действующие производственные объекты.

— Очень важна психологическая составляющая, создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

— В организации похода должны принимать участие и учащиеся, так как это является одним из элементов обучения.

— На всех этапах организации и проведения похода должна работать команда преподавателей – единомышленников.

— Темп похода должен соответствовать информационному насыщению.

Обязательно необходимо учитывать физическое состояние участников похода и распределять образовательные моменты по времени чтобы они не вызывали утомления от обилия информации.


Б) План образовательного туристического похода( с учащимися):


  1. Предварительная работа с картами.

  2. Предварительное изучение истории мест, где проложен маршрут.

  3. Подготовка педагогов – участников похода.

  4. По приезду на место старта похода – ориентирование, историческая справка.

  5. При движении – изучение ландшафта, растительного и животного миров.

  6. Посещение исторических и культурных объектов, с обязательным описанием их.

  7. Посещение современных производственных комплексов, встреча со специалистами и рабочими, фоторепортаж.

  8. Организация движения, распределения груза, подготовка стоянок, приготовление пищи. Досуг(песни,стихи, игры).

  9. При движении организация форсирования рек с отработкой ПМП.

  10. Обсуждение результатов похода, подведение итогов.


В) Памятка участнику похода.


Каждый участник похода должен самостоятельно позаботиться о своем собственном здоровье и комфорте во время всего похода.

Рекомендуем взять с собой:

  1. Лёгкий дождевик.

  2. Тёплую одежду: свитер, носки,нижнее бельё, брюки, кроссовки.

Всё герметично упаковано.

3.К –кружка

Л – ложка

М – миска

4. Средства личной гигиены.

5. «Пенку» — коврик теплоизолирующий.

6.Продукты питания на 1 день.


Рекомендуем надеть:

-Прочную обувь для пересечённой местности,

— Бельё (хлопок),

— Головной убор,

— Ветрозащитную куртку,


Взять с собой 150 рублей (оплата билета на автобус).


Г) Образец оформления разрешительной документации


Директору МОУ Дмитровской СОШ №1

Им. В.И. Кузнецова

Чернышовой Татьяне Алексеевне от

классного руководителя 9в класса

Щербаковой Людмилы Павловны.



Заявка.


Прошу разрешить образовательный туристический поход с учащимися 9в класса 24 сентября 2010 года.

Маршрут: Дмитров-Ольявидово-Саввино-Дмитров.

Пешеходная часть; Ольявидово-Саввино- 9 км.

Дорога: гравийное шоссе – 7 км.

по пересечённой местности – 1,5км.

асфальтовое шоссе – 0,5км.

Цель похода: Изучение – истории и культуры «Малой Родины»,

— топографии, отработка навыков ориентирования,

— способов автономного существования,

— умения выживать в природных условиях,

— организации походов, получения навыков пешего хода.


Воспитание — физической выносливости и умения распределения сил во время длительных физических нагрузок.


Профориентация – Посещение самого современного животноводческого комплекса в Дмитровском районе. Экскурсия проводится с привлечением специалистов комплекса.

Краткое описание похода:

8.15 – отправление автобусом с вокзала до поселка Ольявидово. Цена билета 70 руб.

9.30 – Движение пешим порядком по направлению к «святому источнику» – северная граница Ольявидово.

В дальнейшем – по гравийному шоссе – движение в сторону деревни Саввино, через 3 километра – привал на берегу р. Веля – 1 час.

12.00 – посещение животноводческого комплекса.

13.30 – по асфальтовому шоссе до д.Саввино и 1 км до реки Дубна.

14.00 – привал,

— отработка навыков разбивки лагеря,

— приготовление горячей пищи,

— заготовка дров, воды,

— разведение костра,обогрев, сушка одежды.

18.00 – Сворачивание лагеря.

18.30 – Отправление автобусом от д.Саввино до Дмитрова. Цена билета 80 руб.

Поход сопровождают родители: Н.А.Хабирова и М.Ю.Кушпиль.

Ответственность за жизнь и здоровье детей несут классный руководитель Л.П.Щербакова и учитель ОБЖ – А.В.Беспалов.


Д) Описание проведенного похода ….


В сентябре 2010 года Л.П.Щербаковой- классным руководителем 9 класса и мною был организован образовательный туристический поход, в котором приняли участие 20 детей(из 26) и 4 взрослых( в т.ч. медработник). Маршрут с. Олъявидово- Святой Источник(купальня) – р. Веля – Животноводческий комплекс «Дубна +» — д. Саввино – р. Дубна – Никольская церковь с. Павловичи – Дмитров.

Начало похода 8-00 автовокзал г. Дмитров, окончание 20-00 автовокзал г. Дмитров.

Маршрут предварительно пройден и частично изучен на автомобиле мною. Сняты расстояния, изучены места стоянок, заключены соглашения с представителями с-х предприятия. Расписания автобусов и цены на билеты отработаны учащимися.

Продукты закуплены учащимися самостоятельно, но организованно, по заранее коллективно согласованному списку. Ответственные были выбраны детьми самостоятельно.

Каждый участник получил памятку с конкретным описанием одежды, обуви, лекарственных средств и проч.


Результаты, особенности. Плюы и Минусы.

Особенность — Программа подходит для учащихся с 7 по 11 класс, чем старше дети, тем насыщенней и продолжительней программа похода.


Результаты — Учащиеся видят учителя с другой стороны, поднимается статус, меняется угол зрения.

— Восприятие обострено, легче устанавливаются логические связи, осознание, ответственность.

Меняется психологический климат в классе, 9В стал более адекватен и лично мне понятен.

— Есть возможность увидеть детей с разных сторон, зачастую дети, которые в аутсайдерах – проявляют себя, реализуются, становтися понятна ценность каждого. Примеры самоотверженности.

— Очень важно – профориентация, слом стереотипов, формирование культуры потребления.

Минусы

курение

— очень энергозатратно для организаторов.


Е) Планы на учебный год 2010-2011.


Классы 7-11.

— Рогачево – Александрово- Усть-Пристань – Медвежья Пустынь.

Историческое наполнение с. Рогачево, Храм, Александрово-попытки реинженеринга, древний водный путь, место ссылки жены Ивана Грозного, Шатровый храм,современная крестьянская усадьба.

Акцент – история, технология, профориентация.

Продолжительность – дневной или с 1 ночевкой.


— Водный р. Дубна – Вербилки – г.Дубна – Произв-во лазерной техники

Акцент – Технология, физика, комп. Технолгии.

Продолжительность- с 1 ночевкой.


-Пеший с. Настасьино – Школа верховой езды – Автополигон – Завод Спецтехники и связи МВД

Акцент -Технология, Биология

Дневной.


Зимний, лыжный Ольявидово –р.Веля – р.Дубна – Саввино.

Повышенной сложности. Дневной или с ночлегом в доме.


Свежие документы:  Конспект урока в 6 классе «ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: